ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/20 от 25.08.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

№ 12-27/2020

Дело № 72-257/2020

РЕШЕНИЕ

г. Курган 25 августа 2020 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества «Катайский насосный завод» Зуева А.Б. на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 мая 2020 г., решение судьи Катайского районного суда Курганской области от 8 июля 2020 г., вынесенные в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 мая 2020 г. генеральный директор акционерного общества «Катайский насосный завод» (далее – АО «Катайский насосный завод») Зуева А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Катайского районного суда Курганской области от 8 июля 2020 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд генеральный директор АО «Катайский насосный завод» Зуев А.Б. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что предприятие проводит мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, для этого разработана программа мониторинга, заключены договоры с аккредитованными организациями, которые осуществляют отбор и исследования проб атмосферного воздуха и почвы, то обстоятельство, что отчет о результатах мониторинга не содержит сравнительных данных о показателях компонентов природной среды и результатов оценки и динамики изменений окружающей среды по сравнению с данными предыдущих наблюдений, не означает, что мониторинг не проводится. Считает, что ошибки в отчете не свидетельствует о неисполнении обязанности по проведению мониторинга.

Зуев А.Б., его защитники Белоусов Ю.В., Синицына И.А. в рассмотрении жалобы не участвовали, извещены надлежаще, о чем в деле имеются уведомления о вручении почтовых отправлений, возвращенный конверт с отметкой об истечении срока хранения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.

В соответствии частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 4 марта 2016 г. № 66.

Согласно пункту 6 указанного Порядка результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

В соответствии с пунктом 22 данного порядка отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать следующие разделы: сведения об объекте размещения отходов; сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды; список использованных источников; приложения.

Пунктом 26 указанного Порядка определено, что в разделе «Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся: результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и данными предыдущих наблюдений) и данные по прогнозу таких изменений.

В силу пункта 27 данного Порядка в разделе «Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды» приводятся сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, а также данные об ожидаемых значениях показателей компонентов природной среды и природных объектов на предстоящий отчетный период.

Согласно пунктам 2 и 3 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. № 467 исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

Как следует из материалов дела, на основании Приказов Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № от 19 февраля 2020 г., № от 31 марта 2020 г., № 352 от 3 апреля 2020 г. в рамках федерального государственного экологического надзора в целях проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в период с 2 марта по 6 мая 2020 г. была проведена плановая проверка в отношении АО «Катайский насосный завод», в ходе которой установлено следующее. На балансе АО «Катайский насосный завод» числится объект размещения отходов - полигон захоронения промышленных отходов, включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) № . АО «Катайский насосный завод» разработана Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов (полигона захоронения промышленных отходов АО «Катайский насосный завод») и в пределах его воздействия на окружающую среду. АО «Катайский насосный завод» в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора представлен Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2019 год. Из экспертного заключения филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области от 6 февраля 2020 г. следует, что в составе Отчета о результатах мониторинга за 2019 год представлены только результаты проб атмосферного воздуха и почвы. Сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, в составе Отчета не представлены. Результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и данными предыдущих наблюдений) в составе Отчета также не представлены. Поэтому сделать вывод о возможности исключения негативного воздействия на окружающую среду объектом размещения отходов не представляется возможным. Таким образом, результатами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду АО «Катайский насосный завод» за 2019 год не подтверждается исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов АО «Катайский насосный завод».

Полигон захоронения промышленных отходов АО «Катайский насосный завод» не эксплуатируется с 1 января 2019 г., предприятием в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора 19 февраля 2020 г. направлено заявление об исключении объекта из государственного реестра объектов размещения отходов. Приказом генерального директора АО «Катайский насосный завод» № 10-а от 11 января 2019 г. была создана комиссия, утвержден комплекс мероприятий по консервации полигона. Из акта № 1 комиссии, утвержденного 18 января 2019 г., следует, что полигон для размещения промышленных отходов АО «Катайский насосный завод» находится в законсервированном состоянии.

Согласно положениям пункта 3 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2020 г. № 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ) вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

АО «Катайский насосный завод» не представлены документы, подтверждающие вывод из эксплуатации объекта размещения отходов, не проведены мероприятия по консервации объекта размещения отходов, отсутствуют документы об исключении полигона из государственного реестра объектов размещения отходов, следовательно, вывод из эксплуатации (консервация) объекта размещения отходов в установленном порядке не осуществлен.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

На основании указанных обстоятельств в ходе проверки установлено, что Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду АО «Катайский насосный завод» за 2019 год не соответствует требованиям Приказа Минприроды РФ от 4 марта 2016 г. № 66, что является нарушением пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. По результатам проверки составлен акт проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № 136 от 16 апреля 2020 г.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора АО «Катайский насосный завод» Зуева А.Б. к административной ответственности по части 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организации несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с приказом генерального директора АО «Катайский насосный завод» № от 27 августа 2019 г. Зуев А.Б., избранный на должность генерального директора АО «Катайский насосный завод, с 27 августа 2019 г., приступил к исполнению обязанностей.

Из Устава АО «Катайский насосный завод» следует, что генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, издает приказы, инструкции, распоряжения и другие акты по вопросам деятельности Общества, обязательные для исполнения всеми сотрудниками, тем самым осуществляет организационно-распорядительные функции.

Таким образом, генеральный директор АО «Катайский насосный завод» Зуев А.Б., выполняя организационно-распорядительные функции, не предпринял объективно возможные меры для полного проведения мониторинга состояния загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду АО «Катайский насосный завод» в 2019 г., тем самым нарушил требования пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, пункт 22 Приказа Минприроды Российской Федерации от 4 марта 2016 г. № 66.

Фактсовершения Зуевым А.Б. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе Приказами Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № от 19 февраля 2020 г., № от 31 марта 2020 г., № от 3 апреля 2020 г., экспертным заключением филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области от 6 февраля 2020 г., актом проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица№ от 16 апреля 2020 г., приказом генерального директора АО «Катайский насосный завод» № от 27 августа 2019 г., Уставом АО «Катайский насосный завод», протоколом об административном правонарушении от 8 мая 2020 г., и другими материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не доверять собранным по делу доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, поводов нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, достоверных сведений, свидетельствующих о принятии Зуевым А.Б. всех мер, направленных на соблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, не представлено.

Доводы жалобы о том, что отсутствие в отчете о результатах мониторинга сравнительных данных о показателях компонентов природной среды и результатов оценки и динамики изменений окружающей среды по сравнению с данными предыдущих наблюдений не является нарушением требований законодательств не свидетельствует и наличии в действиях Зуева А.Б. состава административного правонарушения основан на неверном толковании норм законодательства и не освобождает его от соблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, как и не свидетельствует об отсутствии в его деянии события административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы судьи о виновности Зуева А.Б. в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целом доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судьи районного суда, не влияют на правильность выводов судьи и по существу сводятся к переоценке уже оцененных судьей доказательств.

Постановление о привлечении Зуева А.Б. к административной ответственности по части 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Зуеву А.Б. в пределах санкции части 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.

Процессуальных нарушений по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемых заявителем постановления должностного лица и судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 мая 2020 г., решение судьи Катайского районного суда Курганской области от 8 июля 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО «Катайский насосный завод» Зуева Анатолия Борисовича оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков