№
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
27 января 2020 г. г. Севастополь
Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Зарудняк Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балаклавского районного суда города Севастополя жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Техстрой» Галас Е.М. на постановление по делу об административном правонарушении № 111/11/2019 от 06 мая 2019 г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Техстрой» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением № 111/11/2019 от 06 мая 2019 г., вынесенным государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя ФИО2, ООО «Техстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Техстрой» Галас Е.М. подала в суд жалобу, в которой просит постановление о назначении административного наказания отменить, восстановив ему срок на обжалование указанного постановления. Свою жалобу защитник мотивировала тем, что в действиях ООО «Техстрой» отсутствует состав инкриминируемого ему административного правонарушения, поскольку административным органом не доказан тот факт, что ООО «Техстрой» осуществило несанкционированное складирование на земельном участке, расположенном в районе поворота <адрес> отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ на стадионе «Горняк». Поскольку ООО «Техстрой» считало, что жалоба на указанное постановление подлежит рассмотрению арбитражным судом, то оно обратилось с ней 20 мая 2019 г. в Арбитражный суд г. Севастополя, который принял её к производству. Однако своим определением от 17 июня 2019 г. Арбитражный суд г. Севастополя производство по делу прекратил в связи с неподведомственностью данной жалобы арбитражному суду. 24 июня 2019 г. копия данного определения была получена ООО «Техстрой», после чего последний 2 июля 2019 г. обратился с жалобой на вышеуказанное постановление в Балаклавский районный суд г. Севастополя. При таком положении заявитель считает, что срок обращения в суд общей юрисдикции с данной жалобой пропущен по уважительной причине, в связи с чем просит его восстановить.
В судебном заседании защитник ООО «Техстрой» Галас Е.М. доводы своей жалобы поддержала и просила её удовлетворить, восстановив заявителю срок на обжалование указанного постановления. Считает, что ООО «Техстрой» не является субъектом правоотношений по обращению с отходами производства применительно к указанному выше земельному участку, поскольку ООО «Техстрой» не осуществляло складирование в указанном в постановлении месте отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ на стадионе «Горняк». ООО «Техстрой» в целях вывоза грунта, образовавшегося при выполнении строительно-монтажных работ на стадионе «Горняк», заключило 01 октября 2018 г. договор с ИП ФИО3 на оказание услуг по приему на хранение вышеуказанного грунта. Договор был заключен на срок 12 месяцев. Из условий данного договора следует, что прием на хранение грунта, образовавшегося в ходе землеройных работ на стадионе «Горняк», осуществлялось ИП ФИО3, который и осуществлял вывоз указанного грунта с вышеуказанного объекта. Почему он вывозил данный грунт на земельный участок, расположенный в районе поворота <адрес>, заказчику по договору ООО «Техстрой» неизвестно. Поскольку ООО «Техстрой» не осуществлял складирование отходов грунта в вышеуказанном месте, то в его действиях отсутствует состав инкриминируемого ему административного правонарушения, в связи с чем, просила обжалуемое постановление должностного лица Севприроднадзора отменить и производство по делу прекратить.
Должностное лицо, вынесшее постановление, – государственный инспектор города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, считая постановление законным и обоснованным.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. ст. 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что постановление о привлечении ООО «Техстрой» к административной ответственности вынесено должностным лицом административного органа 06 мая 2019 г. и в тот же день его копия была получена защитником ООО «Техстрой» Галас Е.М.
В определении Арбитражного суда г. Севастополя от 22 мая 2019 г. о принятии заявления к производству указано, что 20 мая 2019 г. в Арбитражный суд г. Севастополя поступила жалоба ООО «Техстрой» на постановление № 111/11/2019 от 06 мая 2019 г. по ст. 8.2 КоАП РФ. Определением того же суда от 17 июня 2019 г. Арбитражный суд г. Севастополя производство по делу прекратил в связи с неподведомственностью данной жалобы арбитражному суду. 24 июня 2019 г. копия данного определения была получена ООО «Техстрой», после чего последний 2 июля 2019 г. обратился с жалобой на вышеуказанное постановление в Балаклавский районный суд г. Севастополя.
Исходя из изложенных обстоятельств, учитывая положение ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, а также нормы действующего законодательства, которые устанавливают обязанность органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в том числе и права на судебную защиту, прихожу к выводу о том, что пропущенный заявителем срок на обжалование вышеуказанного постановления административного органа в суд общей юрисдикции подлежит восстановлению, а жалоба – рассмотрению по существу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов дела следует, что снованием для привлечения ООО «Техстрой» к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ и вынесения постановления № 111/11/2019 от 06 мая 2019 г. послужило то, что ООО «Техстрой», являясь собственником отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ (код ФККО - 8 11 100 01 49 5 - согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242) на объекте: «Реконструкция стадиона «Горняк», ГКУ г. Севастополя «ДЮСШ № 7», допустило их несанкционированное складирование на пустыре в районе поворота <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 91:01:005006:177, чем нарушило требования ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав административного правонарушения является формальным, поэтому объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Отходы производства и потребления в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов включает наряду с другими их хранение, т.е. содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
05 февраля 2019 г. Севприроднадзором обследована территория по адресу: <адрес>, и установлено, что в районе поворота <адрес> обнаружено несанкционированное складирование отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ (код ФККО - 8 11 100 01 49 5 - согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242) на почве.
Согласно объяснениям ФИО3, данным им 28 января 2019 г. старшему помощнику прокурора Балаклавского района г. Севастополя Толстых А.С., в октябре 2018 г. он заключил договор с ООО «Техстрой» по приему и хранению грунта, который образуется у ООО «Техстрой» при выполнении строительно-монтажных работ по Государственному контракту от 21 августа 2018 г. по объекту: «Реконструкция стадиона «Горняк», ГКУ г. Севастополя «ДЮСШ № 7». В рамках указанного договора он организовал вывоз грунта со стадиона «Горняк». Техника для вывоза грунта была им арендована у индивидуальных предпринимателей и предприятий по договорам аренды. Грунт им вывозился на участок местности, который указал ему депутат Балаклавского совета депутатов (ФИО1), о чем он приложил карту с указанием места. Грунт он вывозил на данный участок в период с 21 января 2019 г. по 25 января 2019 г. Было вывезено около 350 куб. м грунта.
Из договора № на оказание услуг по приему незагрязненных грунтов от 01 октября 2018 г. следует, что ООО «Техстрой» заключил договор с ИП ФИО3, согласно которому последний обязуется оказать услуги по организации приема грунта, образовавшегося при проведении земельных работ на объекте: «Реконструкция стадиона «Горняк», ГКУ г. Севастополя «ДЮСШ № 7».
Согласно протоколу об административном правонарушении № 00129/11/2019 от 19 апреля 2019 г., составленному государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды ФИО2, в вину ООО «Техстрой» вменено несанкционированное складирование на пустыре в районе поворота <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 91:01:005006:177 отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ (код ФККО - 8 11 100 01 49 5 - согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242) на объекте: «Реконструкция стадиона «Горняк», ГКУ г. Севастополя «ДЮСШ № 7», поскольку собственником грунта является ООО «Техстрой».
За описанное в протоколе административное правонарушение ООО «Техстрой» постановлением № 111/11/2019 от 06 мая 2019 г., вынесенным государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя ФИО2, привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Однако выводы должностного лица административного органа, содержащиеся в обжалуемом постановлении, противоречат вышеприведенным материалам дела, из которых следует, что вывоз и складирование отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ на объекте: «Реконструкция стадиона «Горняк», ГКУ г. Севастополя «ДЮСШ № 7», осуществлялись ИП ФИО3, с которым 01 октября 2018 г. ООО «Техстрой» заключил договор № на оказание услуг по приему незагрязненных грунтов. Именно в обязанности указанного индивидуального предпринимателя и входило, согласно данному договору, прием и хранение грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ на стадионе «Горняк».
При таком положении выводы должностного лица административного органа о наличии в действиях ООО «Техстрой» состава административного правонарушения, выразившегося в несанкционированном складировании на пустыре в районе поворота <адрес> отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ на объекте: «Реконструкция стадиона «Горняк», ГКУ г. Севастополя «ДЮСШ № 7», являются необоснованными. ООО «Техстрой» не может нести ответственности за действия лица, с которым оно заключило договор на прием и хранение грунта, после того, как передало данный грунт по приемо-передаточному акту. Не является основанием для привлечения ООО «Техстрой» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ тот факт, что ООО «Техстрой» является собственником вышеуказанного грунта, поскольку право собственности на данный грунт не влечет тех правовых последствий, которые инкриминируются ООО «Техстрой» в постановлении о привлечении последнего к административной ответственности.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление № 111/11/2019 от 06 мая 2019 г., вынесенное государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя ФИО2, в отношении ООО «Техстрой» нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Техстрой» Галас Е.М. на постановление № 111/11/2019 от 06 мая 2019 г., вынесенное государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя ФИО2, удовлетворить.
Постановление № 111/11/2019 от 06 мая 2019 г., вынесенное государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Техстрой» отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Н.Н. Зарудняк