Дело № 12-27/2016
Р Е Ш Е Н И Е
11 апреля 2016 года п. Балахта
Судья Балахтинского районного суда Красноярского края Алексейцев И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Балахтинского района Красноярского края на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Балахтинском районе Красноярского края мирового судьи судебного участка №106 в Новоселовском районе Красноярского края ФИО1 от 19 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Балахтинском районе Красноярского края мирового судьи судебного участка №106 в Новоселовском районе Красноярского края ФИО1 от 19 февраля 2016 года Администрация Балахтинского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей, за то что 30.11.2015 г. в 16 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения от 05.10.2015 г. №/ГО главным государственным инспектором по Балахтинскому и Новоселовским районам Красноярского края по пожарному надзору ФИО3 выявлено, что юридическое лицо Администрация Балахтинского района Балахтинского района Красноярского края при осуществлении своей деятельности нарушило требования законодательства российской Федерации в области гражданской бороны, а именно:
- не организовала экстренное оповещение населения Балахтинского района по сетям вязи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания (за исключением п. Балахта), нарушение п. «Ё» ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- не создала систему оповещения населения Балахтинского района (за исключением п. Балахта), нарушение п. «В» ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».
Глава администрации Балахтинского района Красноярского края ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Балахтинском районе Красноярского края мирового судьи судебного участка №106 в Новоселовском районе Красноярского края ФИО1 от 19 февраля 2016 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении, за отсутствием состава правонарушения, по тем основаниям, что бездействие администрации Балахтинского района, указанные в протоколе об административном правонарушении и постановлении, приведшее к указанным нарушениям - отсутствие системы оповещения не могут составлять объективной стороны правонарушения. Предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, поскольку объективная сторона указанного правонарушения выражается в действии либо бездействии, связанном с невыполнением установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны. Обжалуемым постановлением и.о. мирового судьи от 19.02.16 г. администрация Балахтинского района Красноярского края привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб., этим же постановлением установлено, что администрация Балахтинского района не создала систему оповещения населения Балахтинского района, за что была признана виновной, то есть за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технической системы оповещения, которой фактически нет в наличии. Фактически администрацию Балахтинского района привлекли к административной ответственности за одно правонарушение (отсутствие системы оповещения населения) по двум статьям (ч. 1 ст. 20.6 и ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ) с абсолютно разными составами правонарушения. Исследовав Федеральный закон о 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» администрация Балахтинского района не нашла положений п. «Ё» ч. 2 ст. 8, п. «П» ч. 2 ст. 8, в нарушении которых она признана виновной, это свидетельствует о том, что администрация Балахтинского района признана виновной в нарушении требований, которые не установлены законодательством. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Устава Балахтинского района администрация Балахтинского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным районному Совету депутатов. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования – Глава Балахтинского района. В соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления полностью финансируются за счет средств соответствующего бюджета. Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, а также самостоятельно накапливать необходимые денежные средства. Таким образом, организация системы оповещения населения возможна при наличии в бюджете Балахтинского района соответствующих расходов. В соответствии со ст.ст. 53, 54 Устава Балахтинского района проект бюджета, изменения в бюджет представляются администрацией в лице главы администрации района. Таким образом, в указанном нормативно-правовом акте муниципального образования обозначено должностное лицо, закреплены компетенция и порядок его работы по включению в бюджет необходимых расходов. Из представленных документов следует, что главой Балахтинского района ФИО2 было направлено ходатайство в Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края, с просьбой о выделении из краевого бюджета финансовых средств для приобретения и установки системы оповещения, на которое 16.10.2015 г. был получен отказ. Затем в адрес депутатов Балахтинского районного совета было направлено ходатайство о выделении из местного бюджета денежных средств в сумме 6 250 000 рублей на закупку оборудования, монтаж и настройку системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в мирное и военное время. Районным Советом депутатов данное ходатайство было отклонено в связи с тем, что выделение запрашиваемой суммы в размере более 6 млн. рублей не представляется возможным. Таким образом, должностное лицо, действуя от имени администрации района, предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, у администрации Балахтинского района не имелось другой возможности, кроме предпринятых главой района мер. На самостоятельное формирование источников и накопление необходимых денежных средств установлен законодательный запрет, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». Следовательно, в действиях Администрации Балахтинского района отсутствует вина, поскольку собственных денежных средств администрация Балахтинского района не имеет, и не вправе иметь, в силу установленного запрета.
Выслушав представителя юридического лица – Администрации Балахтинского района Красноярского края ФИО4, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела и оценив исследованные доказательства в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу п. 2 статьи 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку населения в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
На основании распоряжения Управления надзорной деятельности и профилактической работе ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 05.10.2015 г. №/ГО проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Балахтинского района.
Согласно акта проверки №/ГО от 30.11.2015 г. в отношении Администрации Балахтинского района Красноярского края выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: не создана система оповещения населения Балахтинского района (за исключением п. Балахта); не организовано экстренное оповещение населении Балахтинского района (за исключением п. Балахта), на основании данного акта главным государственным инспектором по Балахтинскому и Новоселовскому районам Красноярского края по пожарному надзору ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №/ГО от 04 декабря 2015 г. о нарушении юридическим лицом – Администрацией Балахтинского района Красноярского края подпункта «В» ч. 2 ст. 8, подпункта «Ё» ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне». В материалах дела имеются: обращение Администрации Балахтинского района Красноярского края к Министру строительства жилищно-коммунального хозяйства ФИО5 от 07.10.2015 г. № об установлении системы оповещения; ответ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 16.10.2015 г. № на обращение Администрации Балахтинского района о системе оповещения, согласно которому, в финансировании создания комплексной системы оповещения населения отказано, финансирование данных вопросов должно осуществляться за счет собственных средств; ходатайство главного специалиста по ГО и ЧС администрации Балахтинского района Красноярского края от 22.10.2015 г. № на имя главы Балахтинского района ФИО2 о выделении денежных средств на установление системы оповещения на территории Балахтинского района; обращение главы района Н.М. ФИО2 от 21.10.2015 г. № к районному совету депутатов о выделении денежных средств на установление системы оповещения на территории Балахтинского района; обращение КГКУ «Центр обеспечения реализации полномочий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Красноярского края» от 26.11.2015 г. № первому заместителю главы Балахтинского района Красноярского края ФИО6 об установлении системы оповещения, согласно которому стоимость выполнения работ по реконструкции АСЦО ГО в поселке Балахта составляет 6 259,54 руб., виду недостаточного финансирования из краевого бюджета данное учреждение немеет возможности выполнить реконструкцию элементов АСЦО ГО края в Балахтинском районе.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, оценив совокупность собранных по делу доказательств: протокола об административном правонарушении, актов проверки другие материалы дела, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях Администрации Балахтинского района Красноярского края имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Действия Администрации Балахтинского района Красноярского края по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ квалифицированы правильно, однако постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Балахтинском районе Красноярского края мирового судьи судебного участка №106 в Новоселовском районе Красноярского края ФИО1 от 19 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ администрация Балахтинского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей по тем основаниям, что 30.11.2015 г. в 12 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения от 05.10.2015 г. №/ЧС главным государственным инспектором по Балахтинскому и Новоселовским районам Красноярского края по пожарному надзору ФИО3 было выявлено, что юридическое лицо Администрация Балахтинского района Балахтинского района Красноярского края при осуществлении своей деятельности нарушило требования законодательства российской Федерации в области защиты населения и территории Балахтинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
- не организовала оповещение населения Балахтинского района об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания (за исключением п. Балахта), нарушение п. «Н» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- не создала систему оповещения населения Балахтинского района (за исключением п. Балахта), нарушение п. «М» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что выявленные в рамках проверки, проведенной в отношении Администрации Балахтинского района Красноярского края, нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны, были допущены в результате бездействия.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений в отношении Администрации Балахтинского района Красноярского края, было подведомственно одному мировому судье.
Следовательно, за совершенные в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.6, частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, Администрация Балахтинского района Красноярского края подлежала привлечению к административной ответственности с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкциями части 1 статьи 20.6 КоАП РФ, которые являются идентичными, предусматривающими наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Однако и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Балахтинском районе Красноярского края мирового судьи судебного участка №106 в Новоселовском районе Красноярского края указанные обстоятельства и положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.
В связи с чем, состоявшийся по делу об административном правонарушении судебный акт подлежит изменению путем назначения наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Балахтинском районе Красноярского края мирового судьи судебного участка №106 в Новоселовском районе Красноярского края ФИО1 от 19 февраля 2016 года, подлежит изменению путем исключения назначения администрации Балахтинского района Красноярского края административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Кроме того, подлежит изменению постановление путем исключения указания на нарушение п. «В» и п. «Ё» ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», поскольку в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» п. «Ё» и п. «В» отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Балахтинском районе Красноярского края мирового судьи судебного участка №106 в Новоселовском районе Красноярского края ФИО1 от 19 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ – изменить.
Исключить из постановления указание на назначение администрации Балахтинского района Красноярского края административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей и считать назначенное наказание администрации Балахтинского района Красноярского края по постановлению и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Балахтинском районе Красноярского края мирового судьи судебного участка №106 в Новоселовском районе Красноярского края ФИО1 от 19 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Исключить из постановления указание на нарушение п. «Ё» ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» и нарушение п. «В» ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», считать нарушение по ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».
В остальной части постановление мирового судьи оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Председательствующий: