ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2016 от 19.01.2017 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Комаров О.Н. Дело № 12-27/2016

№ 7-4/2017

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

19 января 2017 года город Магадан

Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,

с участием защитника Сергиенко Л.П.,

представителей административного органа - <.......> Магаданской таможни Товкай М.И., <.......> Магаданской таможни Селезень П.В.,

при секретаре судебного заседания Кулаковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Магаданской таможни К. на решение судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 30 ноября 2016 года, принятое по результатам рассмотрения жалобы Калинина А.А. на постановление начальника Магаданской таможни от 29 августа 2016 года №... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Калинина А.А. ,

УСТАНОВИЛА:

постановлением начальника Магаданской таможни от 29 августа 2016 года №... Калинин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 30 ноября 2016 года названное выше постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, начальник Магаданской таможни К. ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая, что судьей нарушены нормы материального и процессуального права, а также сделаны выводы, не соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Ссылаясь на положения части 4 статьи 163 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ), пунктов 25, 26 статьи 6.1, Федерального закона от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (далее Федеральный закон № 104-ФЗ), считает, что получение разрешения таможенного органа на перемещение через границы зон таможенного контроля и в их пределах товаров и транспортных средств является безусловной обязанность лиц, осуществляющих такие действия, и не ставится зависимость от принятия либо непринятия должностными лицами таможенного органа мер по остановке транспортных средств в зоне таможенного контроля (ЗТК).

Выражает несогласие с выводом судьи о том, что административным органом не установлено лицо, которое управляло транспортным средством при пересечении зоны таможенного контроля.

Обращает внимание, что Калинин А.А., являясь собственником автомобиля «УАЗ-390945», государственный регистрационный знак №..., с заявлениями о том, что он не управлял данным автомобилем при пересечении зоны таможенного контроля, не обращался. В материалах дела также не содержатся сведения о том, что автомобилем управляло иное лицо.

Указывает, что порядок получения разрешения на пересечение зоны таможенного контроля автомобилями российского производства урегулирован названным выше Федеральным законом, а также специальным Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».

В связи с этим считает ошибочным вывод судьи о том, что при перемещении через зону таможенного контроля автомобиля российского производства не требуется соответствующего разрешения таможенного органа.

По мнению подателя жалобы, иное толкование таможенного законодательства при вывозе с территории Особой экономической зоны товаров и транспортных средств приведет к безосновательному освобождению граждан от уплаты таможенных пошлин и налогов.

В возражениях на жалобу Калинин А.А. полагает постановленное судьей решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Калинин А.А. в заседание суда не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил.

На основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Калинина А.А.

Выслушав пояснения представителей административного органа, поддержавших доводы жалобы, возражения защитника относительно доводов жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, прихожу к следующему.

Статьей 16.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

Согласно части 1 статьи 163 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза (статья 97 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Из материалов дела следует, что 24 мая 2016 года в 09 час. 10 мин. в <адрес> Калинин А.А. в нарушение требований части 4 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ при выезде с территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) переместил через границу зоны таможенного контроля и в ее пределах автомобиль «УАЗ-390945», государственный регистрационный знак №..., без обязательного разрешения таможенного органа.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Калинина А.А. протокола об административном правонарушении от 15 июля 2016 года о привлечении к административной ответственности по статье 16.5 КоАП РФ и вынесения постановления о назначении административного наказания от 29 августа 2016 года.

Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Калинина А.А. состава вмененного административного правонарушения.

При этом судья исходил из того, что порядок получения разрешения таможенного органа на перемещение товаров и автомобилей через границу зоны таможенного контроля законодательно не урегулирован. Автомобиль «УАЗ-390945», государственный регистрационный знак №..., не имел признаков товара и не являлся предметом таможенного регулирования, поскольку не находился под таможенным контролем. Кроме того, в автомобиле отсутствовал товар, который должен быть помещен под таможенную процедуру. В этой связи судья пришел к выводу, что при изложенных обстоятельствах какого-либо разрешения таможенного органа на перемещение автомобиля российского производства через границу зоны таможенного контроля либо в ее пределах не требуется.

С выводами судьи согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.5 КоАП РФ, выражается в перемещении товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

Пунктом 4 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ регламентировано, что перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербург 18 июня 2010 года) ввоз товаров на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, за исключением портовой и логистической СЭЗ, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе, а вывоз товаров с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляется с разрешения таможенного органа.

В пределах административных границ муниципального образования «Город Магадан» в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» (далее - Федеральный закон № 104-ФЗ) функционирует режим Особой экономической зоны (ОЭЗ).

На территории Особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением о СЭЗ (часть 3 статьи 6.1 Федерального закона № 104-ФЗ).

В пункте 4 статьи 6.5 Федерального закона № 104-ФЗ определено, что при вывозе физическими лицами с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Таможенного союза товаров для личного пользования и транспортных средств для личного пользования, являющихся товарами Таможенного союза, таможенным органом, расположенным на территории Особой экономической зоны, проводится идентификация таких товаров и транспортных средств в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Для проведения идентификации товаров и транспортных средств в таможенный орган представляются документы, подтверждающие статус таких товаров и транспортных средств как товаров Таможенного союза.

В силу пункта 25 статьи 6.1 названного Федерального закона при ввозе товаров на территорию Особой экономической зоны и вывозе товаров с территории Особой экономической зоны таможенными органами осуществляются таможенные операции и таможенный контроль в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле с учетом положений настоящего Федерального закона.

Ввоз товаров и транспортных средств на территорию Особой экономической зоны и вывоз товаров и транспортных средств с территории Особой экономической зоны должны осуществляться через контрольно-пропускные пункты, на территориях которых обеспечиваются условия для осуществления таможенного контроля таких товаров и транспортных средств. Территория контрольно-пропускного пункта является зоной таможенного контроля.

Места нахождения контрольно-пропускных пунктов и требования к их обустройству и оборудованию определяются Правительством Российской Федерации (пункт 26 статьи 6.1 Федерального закона № 104-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден перечень мест нахождения контрольно-пропускных пунктов, через которые осуществляется ввоз товаров и транспортных средств на территорию ОЭЗ и вывоз товаров и транспортных средств с этой территории от 08 октября 2012 года № 1021.

Согласно указанному Перечню такой пункт расположен на 85 км федеральной автомобильной дороги (ФАД) Магадан-Якутск («Колыма»).

Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, предусмотрено, что дорожный знак 3.17.1 «Таможня» запрещает проезд без остановки у таможни (контрольного пункта).

Приведенное выше правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что перемещение транспортных средств, в том числе российского производства (товара Таможенного союза), через границу зоны таможенного контроля и в ее пределах (территория контрольно-пропускного пункта) в целях таможенного контроля допускается только с разрешения таможенных органов и под их надзором.

Материалами дела подтверждается, что 24 мая 2016 года в 09 час. 10 мин. в зону таможенного контроля (контрольно-пропускной пункт), расположенную на 85 км ФАД Магадан-Якутск («Колыма») со стороны <адрес>, на большой скорости въехал автомобиль «УАЗ-390945», государственный регистрационный знак №..., с тентованным грузовым отделением и проследовал через территорию контрольно-пропускного пункта игнорируя сигналы инспектора таможенного органа, несущего дежурство у края проезжей части об остановке. Собственником автомобиля «УАЗ-390945», государственный регистрационный знак №..., является Калинин А.А.

Между тем пункт пропуска через границу ОЭЗ обозначен дорожным знаком 3.17.1 «Таможня», следовательно, запрещается проезд без остановки у таможни (контрольного пункта).

При этом проезд без остановки в зоне таможенного контроля, то есть без идентификации транспортного средства и контроля таможенного органа, расценивается как перемещение транспортного средства без получения разрешения таможенного органа на такое перемещение.

Данные обстоятельства не были оценены судьей при рассмотрении жалобы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Кроме этого, судьей не дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам, изложенным в протоколе и постановлении в отношении лица, осуществившего перемещение автомобиля через границу зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, а также действиям Калинина А.А.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В нарушение приведенной выше нормы судья районного суда не в полной мере дал оценку имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу обстоятельствам, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.

Допущенное процессуальное нарушение является существенным, в связи с чем постановленное судьей решение подлежит отмене на основании статьи 30.7 КоАП РФ, дело возвращению в Хасынский районный суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда

РЕШИЛ:

Жалобу начальника Магаданской таможни К. удовлетворить.

Решение судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 30 ноября 2016 года, принятое по результатам рассмотрения жалобы Калинина А.А. на постановление начальника Магаданской таможни от 29 августа 2016 года №... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.5 КоАП РФ, в отношении Калинина А.А. отменить.

Возвратить дело на новое рассмотрение в Хасынский районный суд Магаданской области.

Судья Л.Н. Баюра