ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2016 от 23.11.2016 Черемшанского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 12-27/2016

Р Е Ш Е Н И Е

23 ноября 2016 года село Черемшан

Судья Черемшанского районного суда Республики Татарстан Макаров Д.В. при секретаре Булычевой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Эксавольт» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды от 11 октября 2016 года ООО «Эксавольт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Директор ООО «Эксавольт» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой не оспаривая факт правонарушения, в связи с финансовыми затруднениями, просит назначенное административное наказание в виде штрафа заменить на приостановление деятельности производственной базы ООО «Эксавольт».

В судебном заседании представитель ООО «Эксавольт» (переименованный на общество с ограниченной ответственностью «Татпромэко» на основании решения №8 от 26.10.2016 г.) ФИО2, действующая на основании доверенности, жалобу поддержала в полном объеме и предоставила суду документы подтверждающие тяжелое финансовое положение Общества, в тоже время просила, в случае отказа замены штрафа на приостановление деятельности производственной базы, снизить назначенное наказание в виде административного штрафа.

Представитель заинтересованного лица Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО3, действующая на основании доверенности, в удовлетворении жалобы просила отказать.

Выслушав объяснения сторон, ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами для юридических лиц влечет наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления).

Согласно статье 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона об отходах производства и потребления установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

В судебном заседании установлено, что 16 августа 2016 года на производственной базе расположенной на земельном участке с кадастровым , расположенной в Черемшанском районе РТ на производственной базе ООО «Эксавольт» не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, а именно:

- возле первого амбара выявлено размещение отходов на почве керна-шламы буровые при бурении, связанном с добычей нефти, площадь составила 16,3х4м, объем 36 куб.м;

- лицо допущенное к обращению с отходами 1-4 класса не имеет профессиональной подготовки.

Эти фактические обстоятельства дела подтверждаются следующими доказательствами: протоколом осмотра от 28 июля 2016 года, актом проверки предприятия ООО «Эксавольт» от 16 августа 2016 года, договором аренды земельного участка, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении, рапортом помощника прокурора М.И. Канафеева, постановлением о назначении административного наказания №798 от 11 октября 2016 года.

Оценив все добытые по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о доказанности вины юридического лица в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Доводы заявителя о замене штрафа на приостановление деятельности производственной базы ООО «Эксавольт» суд считает не состоятельными, так как замена административного наказания в виде минимального штрафа на приостановление деятельности усиливает административное наказание и ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

На основании статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановления по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанная норма, определяющая общие правила назначения административного наказания, дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, тяжелого материального положения Общества, несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав общества назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора инспекции от 11 октября 2016 г. N 798, вынесенное в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды ФИО4 от 11 октября 2016 года, вынесенное в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Эксавольт» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначить обществу с ограниченной ответственностью «Эксавольт» (переименованный на общество с ограниченной ответственностью «Татпромэко» на основании решения №8 от 26.10.2016 г.) административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Жалобу ООО «Эксавольт» удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток, через районный суд.

Судья. Д.В.Макаров

Публикацию на сайте разрешаю. Судья