Мировой судья Горовая Т.В. Дело № 12-27/2021
****
РЕШЕНИЕ
4 марта 2021 г. г.Печора Республики Коми
Судья Печорского городского суда Республики Коми Продун Е.А. (**********, каб.410), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – адвоката Кожевина И.Н. на постановление мирового судьи Речного судебного участка ********** Республики Коми от **.**.** об административном правонарушении, предусмотренном 19.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
**.**.** первым заместителем Печорского межрайонного прокурора Дяченко А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.19.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя администрации городского поселения «Кожва» ФИО1, за самоуправство.
Постановлением мирового судьи Речного судебного участка ********** Республики Коми от **.**.** должностное лицо ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения (Дело №...).
Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным, защитник должностного лица – адвокат Кожевин И.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу – прекратить. В обоснование жалобы указано на несоблюдение порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности, а также на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании адвокат Кожевин И.Н., действующий на основании ордера №... от **.**.**, на доводах жалобы настаивал.
ФИО1 вину не признала, доводы защитника поддержала.
Помощник Печорского межрайонного прокурора Зрайченко Р.А. возражал против удовлетворения жалобы, считая постановление мирового судьи Речного судебного участка ********** Республики Коми от **.**.** законным и обоснованным.
Глава городского поселения «Кожва» - председатель Совета городского поселения «Кожва» ФИО2 жалобу поддержала. Настаивала на письменных пояснениях от **.**.**.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.19.1 КоАП РФ самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
По смыслу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Печорской межрайонной прокуратурой на основании п.16.2 решения коллегия прокуратуры Республики Коми от **.**.** был проведена проверка (анализ законности и обоснованности принятия решений о премировании муниципальным служащим категории «руководители» администрации городского поселения «Кожва»).
В ходе проверки было установлено, что распоряжением руководителя администрации городского поселения «Кожва» ФИО1 от **.**.** руководителю администрации городского поселения «ФИО1 установлена ежемесячная премия за сентябрь 2020 года за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 50 процентов от должностного оклада с учетом надбавки за классный чин.
**.**.** Печорским межрайонным прокурором в адрес главы городского поселения «Кожва» ФИО2 внесено представление №... о необходимости провести мероприятия по внесению изменений в решение Совета городского поселения «Кожва» от **.**.**№... «Об утверждении Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании городского поселения «Кожва».
Данное представление было рассмотрено на заседании комиссии по противодействию коррупции в муниципальном образовании городского поселения «Кожва» **.**.** и удовлетворено.
**.**.** на эл.почту администрации ГП «Кожва», а также почтовой связью по месту нахождения администрации ГП «Кожва» (**********) и по адресу: **********, ********** на имя ФИО1 было направлено уведомление о явке в Печорскую межрайонную прокуратуру **.**.** в 09 час.30 мин. (получено ведущим специалистом администрации ГП «Кожва» П**.**.**), что подтверждается материалами дела (л.д.23-27).
В соответствии с ч.2 ст.25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
ФИО1 зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по адресу: **********.
Вместе с тем, по указанному адресу уведомление о явке ФИО1 в Печорскую межрайонную прокуратуру для рассмотрения вопроса о возбуждении/отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не направлялось.
Кроме того, в период с **.**.** по **.**.** ФИО1 находилась за пределами **********, а именно в ********** (выехала **.**.**, прибыла обратно **.**.**), что подтверждается материалами дела.
**.**.** в Печорскую межрайонную прокуратуру поступило письменное ходатайство защитника ФИО1 – адвоката Кожевина И.Н., представившего ордер №... от **.**.**, об отложении рассмотрении дела о возбуждении/отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 с целью реализации последней права на защиту, в том числе путем дачи объяснений и представления доказательств, в связи с ее нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске и выездом в ********** (с приложением проездных билетов). О результате рассмотрения данного ходатайства адвокат Кожевин И.Н. просил заблаговременно уведомить его и ФИО1
В соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Установлено, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.19.1 КоАП РФ вынесено **.**.** в отсутствие ФИО1 Сведений об отказе в удовлетворении заявленного ее защитником – адвокатом Кожевиным И.Н. ходатайства об отложении рассмотрения вопроса о возбуждении/отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется; из содержания данного постановления не усматривается.
Копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от **.**.** были направлены ФИО1 **.**.** почтовой связью по месту нахождения администрации ГП «Кожва» (**********), а также по адресу: **********, не являющемуся местом ее жительства (л.д.31-32).
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о нарушении порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В нарушение п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению мировым судьей не проверялось, правильно ли составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, мировой судья не возвратил постановление об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей Речного судебного участка ********** Республики Коми защитником ФИО1 – адвокатом Кожевиным И.Н. были заявлены ходатайства (в письменном виде) о прекращении производства по делу в связи с допущенным нарушением при составлении протокола (постановления прокурора) и в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выводы мирового судьи об отказе в удовлетворении указанных ходатайств отражены в тексте обжалуемого постановления.
В связи с истечением срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст.19.1 КоАП РФ, оснований для возвращения постановления о возбуждении дела об административной ответственности в настоящее время не имеется.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от **.**.** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Установлено, что ФИО1 назначена на должность руководителя администрации городского поселения «Кожва» решением Совета городского поселения «Кожва» от **.**.**№....
**.**.** руководителем администрации городского поселения «Кожва» ФИО1 было издано распоряжение №... «О премировании работников администрации городского поселения «Кожва» за сентябрь 2020 года», в соответствии с п.1 которого премия в размере 50 процентов должностного оклада с учетом надбавки за классный чин, надбавки за особые условия муниципальной службы, надбавки за выслугу лет назначена следующим муниципальным служащим администрации городского поселения «Кожва»: ФИО1 – руководителю администрации, Н – заместителю руководителя администрации, Б – ведущему специалисту и П – ведущему специалисту.
Пунктом 9.3 Положения об оплате труда муниципальных служащих МО ГП «Кожва» (в редакции от **.**.**№..., действовавшей по состоянию на **.**.**) предусматривалось, что выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется по результатам работы за месяц на основании распоряжения руководителя органа местного самоуправления МО ГП «Кожва».
Согласно ч.1 ст.26 Устава МО ГП «Кожва» структуру органов местного самоуправления составляют: Совет городского поселения «Кожва» – представительный орган; глава городского поселения «Кожва» – председатель Совета поселения и администрация городского поселения «Кожва» – исполнительно-распорядительный орган поселения.
На основании изложенного, судья приходит к выводу о том, что ФИО1, являясь руководителем органа местного самоуправления МО ГП «Кожва», была вправе принять решение о выплате себе премии за сентябрь 2020 года за выполнение особо важных и сложных заданий в пределах и на условиях, установленных Положением об оплате труда муниципальных служащих МО ГП «Кожва».
При этом у главы городского поселения «Кожва» - председателя Совета городского поселения «Кожва» полномочий на принятие решения о поощрении руководителя администрации городского поселения «Кожва» указанной премией на тот момент не имелось.
**.**.** Советом городского поселения «Кожва» принято решение №... «О внесении изменений в решение Совета городского поселения «Кожва» от **.**.**№... «Об утверждении Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании городского поселения «Кожва», в соответствии с п.1.8 которого пункт 9.3 Приложения 5 изложен в следующей редакции: «…Выплата премии за выполнение особо важных и сложных задач руководителю администрации городского поселения «Кожва», исполняющему обязанности руководителя администрации городского поселения «Кожва» производится на основании распоряжения, принимаемого представителем нанимателя (работодателя)».
Выводы мирового судьи о том, что самостоятельное принятие должностным лицом ФИО1 решения о назначении себе премии за сентябрь 2020 года является проявлением личной заинтересованности, в данном случае являются необоснованными.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалоба поступила в суд в установленный срок.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ФИО1 – адвоката Кожевина И.Н. удовлетворить.
Постановление мирового судьи Речного судебного участка ********** Республики Коми от **.**.** по делу №... о привлечении должностного лица – руководителя администрации городского поселения «Кожва» ФИО1 к административной ответственности по ст.19.1 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Е.А. Продун