ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2021 от 18.03.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Манджиев О.Б. № 7-3/2022

№ 12-27/2021

Р Е Ш Е Н И Е

18 марта 2022 г. г.Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,

при секретаре Улюмджановой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Надежда» ФИО1 на решение судьи Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2021 г., вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Надежда»,

у с т а н о в и л :

постановлением главного государственного инспектора Яшкульского и Юстинского районов по пожарному надзору ФИО2 от 28 сентября 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «Надежда» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2021 г. вышеуказанное постановление должностного лица изменено: из постановления исключено указание на нарушение ООО «Надежда» требований пожарной безопасности, установленных пунктами 4, 11, 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, а также указание на отсутствие паспортов на огнетушителях, расположенных на территории бензино-дизельной установки; ООО «Надежда» назначено административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, генеральный директор ООО «Надежда» ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает на отсутствие доказательств виновности юридического лица. Считает, что представленные инспектором ФИО2 видеозаписи и фотографии являются недопустимыми доказательствами, поскольку не содержат сведений о дате, времени, месте видео- и фотосъемки. Отмечает, что проведенная проверка соблюдения противопожарного законодательства в отношении ООО «Надежда» не является единичной, указанный хозяйствующий субъект неоднократно подвергался таким проверкам и нельзя категорически исключать возможность проведения видео- и фотосъемки в ходе одной из них, а не во время проверки 23 сентября 2021 года. Кроме того, указывает, что протокол об административном правонарушении не содержит данных о применении видео- и фотосъемки, данные материалы не были приложением к протоколу и представлены дополнительно по запросу суда. Полагает, что по делу необходимо было опросить главного инженера ООО «Надежда», который непосредственно присутствовал при осмотре бензино-дизельной установки. Информация прокуратуры Яшкульского района от 8 сентября 2021 года содержит лишь констатацию тех нарушений противопожарного законодательства, которые были выявлены должностным лицом органа контроля в рамках проверки, и, как и иные доказательства по делу, не подтверждает виновность ООО «Надежда» в правонарушении.

Защитник ООО «Надежда» Куканов Д.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, изложенных в постановлении.

Генеральный директор ООО «Надежда» ФИО1, главный государственный инспектор Яшкульского и Юстинского районов РК по пожарному надзору ФИО2 в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщили.

Учитывая надлежащее извещение участников судебного разбирательства о месте и времени рассмотрения жалобы, полагаю возможным рассмотреть жалобу при данной явке.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы производства по жалобе, допросив свидетеля, обозрев видеозапись, прихожу к следующему.

Согласно части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот до четырехсот тысяч рублей.

Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под особым противопожарным режимом – дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим (ст. 30 Федерального закона о пожарной безопасности).

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч.1 ст. 1).

На основе положений и требований указанного закона разработаны: свод правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности» СП 155.13130.2014, утвержденный приказом МЧС России от 26 декабря 2013 года № 837, который устанавливает требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов; свод правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» СП 3.13130.2009, утвержденный приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 173 и устанавливающий требования к системам противопожарной защиты.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что на территории Республики Калмыкия с 5 мая по 28 сентября 2021 года был введен особый противопожарный режим.

1-2 сентября 2021 года прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия совместно с ОНД и ПР по Яшкульскому и Юстинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РК проведена проверка соблюдения ООО «Надежда» противопожарного законодательства. По результатам проверки ООО «Надежда» привлечено к административной ответственности.

Как усматривается из постановления должностного лица, ООО «Надежда» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что:

1. Не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479);

2. Лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479);

3. Руководитель организации не назначил лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ будут являться ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты (п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479);

4. Допускается курение на территории объектов транспорта, торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, объектов производства всех видов взрывчатых веществ, взрывопожароопасных и пожароопасных участков, в не отведенных специально для курения местах. Руководитель организации обеспечивает размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено». Места, специально отведенные для курения, обозначаются знаком «Место курения» (п. 11 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479);

5. Руководитель организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствие с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479);

6. При эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты (п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479);

7. На огнетушителях, расположенных на территории БДУ, отсутствуют паспорта.

8. Расстояния от ограждения до установок, сооружений, производственных подсобных и вспомогательных зданий, оборудования и обвалований резервуаров менее 10м. (п. 2.2 ВУПП-88/Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности);

9. Значительная часть технологических трубопроводов обеспечивающих ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования не имеет теплоизоляции (п.5.13 ВУПП-88 /Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности);

10. На территории предприятия отсутствует самостоятельная система противопожарного водопровода, давление в которой должно быть не менее 0,6 Мпа. Система должна включать в себя насосную станцию, резервуары с необходимым запасом воды, разветвленную закольцованную систему трубопроводов с установленными на ней лафетами (ч. 4 ст. 68 ФЗ № 123, п. 8.19 ВУПП-88 /Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности);

11. На наружных взрыво- и пожароопасных установках отсутствуют пожарные лафетные стволы со стационарным подключением к водопроводной сети (п. 8.9, 8.10 ВУПП-88 /Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности);

12. На территории объекта не обеспечено хранение 3-х кратного запаса пенообразователя. Для хранения запаса пенообразователя следует предусматривать не менее двух резервуаров. Допускается предусматривать один резервуар для запаса пенообразователя в количестве до 10 м. (п. 13.2.7, прил. А СП 155.13130.2014);

13. На территории отсутствуют светоотражающие указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения (п. 48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме»);

14. Допускается подача нефтепродуктов на сливо-наливной эстакаде падающей струей (п. 128 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);

15. На территории с расположением РВС отсутствует обвалование (ограждение) (п. 7.6 СП 155.13130.2014);

16. Имеющиеся на территории пожарные щиты находятся в разукомлектованном состоянии (п. 410 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);

17. Наружные установки, склады (парки) и сливо-наливные эстакады не оборудованы извещателями электрической пожарной сигнализации для вызова пожарной охраны (п. 8.4 ВУПП-88 /Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, п. 13.1.2 СП 155.13130.2014);

18. Площадки для сливо-наливных эстакад не имеют твердые водонепроницаемые покрытия, огражденные по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м., и уклоны не менее 2% для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам) (п. 10.7 СП 155.13130.2014);

19. Административно-бытовые здания не имеют системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей (СП 3.13130.2009).

Указание на нарушение ООО «Надежда» требований пожарной безопасности, установленных пунктами 4, 11, 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, а также указание на отсутствие паспортов на огнетушителях, расположенных на территории бензино-дизельной установки исключено из постановления должностного лица решением судьи Яшкульского районного суда РК.

Обстоятельства совершения ООО «Надежда» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части не обеспечения руководителем организации категорирования по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определения класса зоны в соответствие с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479); необеспечения на территории объекта хранения 3-х кратного запаса пенообразователя. Для хранения запаса пенообразователя следует предусматривать не менее двух резервуаров. Допускается предусматривать один резервуар для запаса пенообразователя в количестве до 10 кв. м. (п. 13.2.7, прил. А СП 155.13130.2014); отсутствия на территории с расположением РВС обвалования (ограждения) (п. 7.6 СП 155.13130.2014); нахождения имеющихся на территории пожарных щитов в разукомлектованном состоянии (п. 410 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479); необорудования наружных установок, складов (парков) и сливо-наливных эстакад извещателями электрической пожарной сигнализации для вызова пожарной охраны (п. 13.1.2 СП 155.13130.2014); отсутствия на площадках для сливо-наливных эстакад твердого водонепроницаемого покрытия, огражденного по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м., и уклонов не менее 2% для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам) (п. 10.7 СП 155.13130.2014); отсутствия в административно-бытовых зданиях системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей (СП 3.13130.2009), подтверждаются имеющимися по делу доказательствами, в частности: информацией и.о. прокурора Яшкульского района <Данные изъяты> от 8 сентября 2021 года о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, свидетельством о государственной регистрации юридического лица ООО «Надежда» серии <Данные изъяты> № <Данные изъяты>, свидетельством о государственной регистрации права на малогабаритную бензино-дизельную установку БДУ-2Э от 26 сентября 2014 года; протоколом об административном правонарушении от 23 сентября 2021 года, представленными главным государственным инспектором Яшкульского и Юстинского районов РК по пожарному надзору ФИО2 в суд видеозаписью и фотографиями, показаниями свидетеля <Данные изъяты>.

Так, из видеозаписи, произведенной инспектором ФИО2, и из представленных им фотографий следует, что на территории БДУ-2Э на одном из технологических участков (место расположения насосной станции) отсутствует обозначение категории установки (нарушение пункта 12 Правил противопожарного режима); на территории с расположением РВС отсутствует обвалование (ограждение) (нарушение п. 7.6 СП 155.13130.2014); имеющиеся на территории БДУ пожарные щиты находятся в разукомплектованном состоянии (нарушение п. 410 Правил противопожарного режима); на площадках для сливо-наливных эстакад отсутствует твердое непроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой не менее 0,2м. (нарушение п. 10.7 СП 155.13130.2014). Обстоятельства указанных нарушений подтверждаются показаниями свидетеля <Данные изъяты> – главного инженера ООО «Надежда» в настоящем судебном заседании. Кроме того, свидетель <Данные изъяты> подтвердил и отсутствие на территории объекта запаса пенообразователя (нарушение п. 13.2.7, прил. А СП 155.13130.2014), отсутствие извещателей электрической пожарной сигнализации для вызова пожарной охраны (нарушение п.13.1.2 СП 13130.2014); отсутствие в административно-бытовых зданиях системы автоматической пожарной сигнализации (нарушение СП 3.13130.2009). Отсутствиев административно-бытовых зданиях системы автоматической пожарной сигнализации признала в судебном заседании и генеральный директор ООО «Надежда» ФИО1 Кроме того, представителем ООО «Надежда» в судебном заседании представлена проектная документация по разработке системы пожарной сигнализации, и системы оповещения людей о пожаре в помещениях «Площадки установки по переработке нефти БДУ-2Э», расположенной по адресу: <Данные изъяты>. Указанная проектная документация разработана только в 2022 году, что также свидетельствует об отсутствии на момент проверки в административно-бытовых зданиях по данному адресу системы автоматической пожарной сигнализации.

Вопреки доводам свидетеля <Данные изъяты>, требования пункта 10.7 СП 155.13130.2014 относятся не только к железнодорожным сливоналивным эстакадам, а являются общими требованиями к сливоналивным эстакадам.

Таким образом, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в бездействии ООО «Надежда» состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. При этом судья правомерно исключил из объема вмененного ООО «Надежда» административного правонарушения указание на нарушение требований пожарной безопасности, установленных пунктами 4, 11, 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, а также указание на отсутствие паспортов на огнетушителях, расположенных на территории бензино-дизельной установки, по основаниям, указанном в решении судьи.

Доводы жалобы о недопустимости представленных главным государственным инспектором Яшкульского и Юстинского районов РК по пожарному надзору ФИО2 видеозаписи и фотографий, являются несостоятельными. Пояснениями ФИО3 в судебном заседании установлено, что видеозапись была произведена в ходе прокурорской проверки исполнения ООО «Надежда» требований противопожарного законодательства, в которой он участвовал в качестве специалиста. Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании свидетель <Данные изъяты>, присутствовавший в ходе осмотра инспектором территории БДУ. Указанные видеозапись и фотографии отвечают требованиям частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и относятся к числу иных документов.

Вместе с тем, являются необоснованными выводы должностного лица, вынесшего постановление, и судьи районного суда о том, что нарушение требований пожарной безопасности ООО «Надежда» выразилось в том, что: не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479); лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479); расстояния от ограждения до установок, сооружений, производственных подсобных и вспомогательных зданий, оборудования и обвалований резервуаров менее 10м. (п. 2.2 ВУПП-88/Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности); значительная часть технологических трубопроводов обеспечивающих ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования не имеет теплоизоляции (п.5.13 ВУПП-88 /Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности); на территории предприятия отсутствует самостоятельная система противопожарного водопровода, давление в которой должно быть не менее 0,6 Мпа. Система должна включать в себя насосную станцию, резервуары с необходимым запасом воды, разветвленную закольцованную систему трубопроводов с установленными на ней лафетами (ч. 4 ст. 68 ФЗ № 123, п. 8.19 ВУПП-88 /Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности); на наружных взрыво- и пожароопасных установках отсутствуют пожарные лафетные стволы со стационарным подключением к водопроводной сети (п. 8.9, 8.10 ВУПП-88 /Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности); на территории отсутствуют светоотражающие указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения (п. 48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479); допускается подача нефтепродуктов на сливо-наливной эстакаде падающей струей (п. 128 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479); нарушение требований п. 8.4 ВУПП-88/Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Так, нарушение ООО «Надежда» требований пунктов 2 и 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 опровергается представленными в судебном заседании генеральным директором ООО «Надежда» ФИО1 инструкцией о пожарной безопасности на установке БДУ-2Э, утвержденной генеральным директором 8 августа 2018 года, и удостоверениями № 1598 на имя ФИО1 (генеральный директор ООО «Надежда») и № 1599 на имя <Данные изъяты> (главный инженер ООО «Надежда»), выданных НОЧУ ДПО «Нижневолжский центр обучения», о том, что они прошли проверку знаний, как специалист ответственный по пожарно-техническому минимуму в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», а также журналом учета инструктажей по пожарной безопасности ООО «Надежда». При этом, поскольку ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении должностного лица не указано какие именно лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности, отсутствие по делу сведений о прохождении иными сотрудниками ООО «Надежда» обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования не свидетельствует о нарушении ООО «Надежда» требований пункта 3 Правил противопожарного режима. Имеющиеся по делу доказательства не опровергают наличие в ООО «Надежда» инструкции о пожарной безопасности, удостоверений о проверке знаний специалистов, ответственных по пожарно-техническому минимуму, журналов учета инструктажей по пожарной безопасности.

Указание на нарушение ООО «Надежда» п. 2.2, 5.13, 8.9, 8.10, 8.19, 8.4 ВУПП-88/Миннефтехимпром СССР Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и обстоятельства указанных нарушений также подлежат исключению из перечня нарушений требований пожарной безопасности, указанных в постановлении должностного лица. Так, данные Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности содержат требования Пожарной безопасности к проектируемым и реконструируемым зданиям и сооружениям нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий. Между тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права 08 РК № 391478, выданному 26 сентября 2014 года, принадлежащая ООО «Надежда» малогабаритная бензино-дизельная установка БДУ-2Э введена в действие на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 27 от 25 февраля 2009 года и на момент проверки в сентябре 2021 года не находилась в проектируемом или реконструируемом состоянии, из постановления должностного лица не следует, что ООО «Надежда» вменяется нарушение требований ВУПП-88/Миннефтехимпром СССР при проектировании или реконструкции зданий и сооружений. Имеющиеся по делу доказательства: информация и.о. прокурора Яшкульского района <Данные изъяты> от 8 сентября 2021 года о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, свидетельство о государственной регистрации юридического лица ООО «Надежда» серии <Данные изъяты> № <Данные изъяты>, свидетельство о государственной регистрации права на малогабаритную бензино-дизельную установку БДУ-2Э от 26 сентября 2014 года; протокол об административном правонарушении от 23 сентября 2021 года, представленные главным государственным инспектором Яшкульского и Юстинского районов РК по пожарному надзору ФИО2 в суд видеозапись и фотографии, также не содержат сведений о том, что на момент проверки БДУ-2Э ООО «Надежда» находилось в проектируемом или реконструируемом состоянии.

Является необоснованным и вывод должностного лица о нарушении ООО «Надежда» части 4 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку указанная норма закона не предусматривает какого-либо требования, лишь допускает в определенных случаях предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Указание на нарушение ООО «Надежда» части 4 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» также подлежит исключению из постановления должностного лица и решения судьи.

Подлежит исключению из постановления должностного лица, решения судьи и указание на нарушения, выразившиеся в: отсутствии на территории отсутствуют светоотражающих указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения (п. 48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);подаче нефтепродуктов на сливо-наливной эстакаде падающей струей (п. 128 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479), поскольку указанные нарушения объективно ничем не подтверждены. Имеющиеся по делу доказательства: информация и.о. прокурора Яшкульского района <Данные изъяты> от 8 сентября 2021 года о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, свидетельство о государственной регистрации юридического лица ООО «Надежда» серии <Данные изъяты> № <Данные изъяты>, свидетельство о государственной регистрации права на малогабаритную бензино-дизельную установку БДУ-2Э от 26 сентября 2014 года; протокол об административном правонарушении от 23 сентября 2021 года, представленные главным государственным инспектором Яшкульского и Юстинского районов РК по пожарному надзору ФИО2 в суд видеозапись и фотографии объективно не опровергают объяснений генерального директора ООО «Надежда» ФИО1 и свидетеля <Данные изъяты> о соблюдении обществом требований указанных норм закона. Из видеозаписи и фотографий невозможно усмотреть наличие данных нарушений противопожарного законодательства. Указание на одной из фотографий на отсутствие светоотражающего указателя не свидетельствует об очевидности такого нарушения из-за неразборчивости изображения на фотографии. Также не имеется видео- или фото- изображений с очевидностью и объективностью подтверждающих и то обстоятельство, что допускается подача нефтепродуктов на сливо-наливной эстакаде падающей струей, изображение процесса подачи нефтепродуктов на сливо-наливной эстакаде падающей струей на представленной видеозаписи и фотографиях отсутствует.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение судьи Яшкульского районного суда РК подлежит изменению путем исключения из постановления должностного лица указаний на нарушения требований противопожарного законодательства, необоснованно вмененных в вину ООО «Надежда».

Кроме того, судья Яшкульского районного суда РК фактически снизив своим решением назначенное ООО «Надежда» постановлением должностного лица наказание в виде административного штрафа, ошибочно указал в резолютивной части решения на назначение ООО «Надежда» административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей. Указанная ошибка подлежит исправлению путем внесения в резолютивную часть решения судьи соответствующих редакционных изменений.

При этом, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей снижению дополнительно не подлежит, поскольку является минимальным для юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Калмыкия

р е ш и л:

решение судьи Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2021 года и постановление главного государственного инспектора Яшкульского и Юстинского районов по пожарному надзору ФИО2 от 28 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Надежда» изменить.

Исключить из постановления главного государственного инспектора Яшкульского и Юстинского районов по пожарному надзору ФИО2 № 29-40/2021/3 от 28 сентября 2021 года и решения судьи Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указание на нарушение обществом с ограниченной ответственностью «Надежда» требований пожарной безопасности, установленных: пунктами 2, 3, 48, 128 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479; пунктами 2.2, 5.13, 8.9, 8.10 ВУПП-88/Миннефтехимпром СССР. Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; частью 4 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 12З-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктом 8.19 ВУПП-88/Миннефтехимпром СССР. Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и на обстоятельства указанных нарушений; пунктом 8.4 ВУПП-88/Миннефтехимпром СССР. Ведомственные указания по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Абзац третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Снизить назначенное обществу с ограниченной ответственностью «Надежда» наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, до 100000 (ста тысяч) рублей.».

В остальной части решение оставить без изменения.

Жалобу генерального директора ООО «Надежда» ФИО1 оставить без удовлетворения.

Судья Л.М. Кутланова