Дело № 12-27/2021
РЕШЕНИЕ
21 января 2021 года город Керчь
Судья Керченского городского суда Республики Крым Григорьевская И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда города Керчи жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» на постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым от 25 ноября 2020 года № 745 о привлечении юридического лица Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» к административной ответственности предусмотренной ст. 3.11 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым»,
установил:
Постановлением Административной комиссии муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым от 25 ноября 2020 года № 745 юридическое лицо Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» привлечено к административной ответственности предусмотренной ст. 3.11 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым», с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Из вышеуказанного постановления следует, что 29 октября 2020 года в 15 часов 35 минуты по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, ТП-303, выявлены граффити, размещенные на поверхности стены здания ТП-303.
Установлено, что организацией обслуживающей указанное здание является ГУП РК «Крымэнерго», которое допустило нарушение требований п.п. 25 п. 2.4.13 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденных решением 17 сессии Керченского горсовета 1 созыва № 262-1/15 от 26.03.2015, а именно: при эксплуатации фасадов собственниками и арендаторами зданий и сооружений не допускается: развешивание и расклейка афиш, объявлений, плакатов и другой информационно-печатной продукции, а также нанесение граффити на фасадах зданий, сооружений, что образует состав правонарушения предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым», нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления.
Не согласившись с указанным постановлением коллегиального органа Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» обратилось в Керченский городской суд Республики Крым с жалобой. Указывает, что в действиях ГУП РК «Крымэнерго» отсутствуют нарушения п.п.25 п.2.4.13 Правил благоустройства территорий муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым. ГУП РК «Крымэнерго» вменяется нарушение п.п.25 п.2.4.13 Правил, а именно при эксплуатации фасадов собственниками и арендаторами зданий и сооружений не допускается развешивание и расклейка афиш, объявлений, плакатов и другой информационно-печатной продукции, а также нанесение граффити на фасадах зданий, сооружений. Нанесение граффити, развешивание и расклейка информационно-печатной продукции предполагает активное волевое действие со стороны собственника, либо арендатора объекта недвижимости. Однако, ГУП РК «Крымэнерго», его работниками, данные действия не совершались, содержание нанесенных рисунков(граффити) никаким образом не связано с видом основной производственно-хозяйственной деятельности ГУП РК «Крымэнерго» (поставка электрической энергии потребителям). Согласно раздела 2.4 Правил содержание, текущий и капитальный ремонт, а также окраска фасадов зданий, строений, сооружений является обязанностью их собственников (законных владельцев). П. 2.4.10 Правил устанавливает для собственников зданий обязанность своевременно производить работы по реставрации, ремонту и покраске фасадов принадлежащих им зданий. Понятие своевременности для настоящего случая нормативно не установлено. Каких-либо иных сроков осмотров, устранения фактов нанесения третьими лицами на фасады нежилых зданий рисунков и надписей, а также расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции действующее законодательство не содержит. Тогда как, п.п. 8 п.2.4.10 Правил, содержание фасадов и ограждений зданий, строений, сооружений предусматривает очистку от надписей, рисунков, объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции в течении 3-х рабочих дней с момента уведомления. (в редакции Решения Керченского городского совета Республики Крым от 30 апреля 2019 г. N 1615-1/19, вынесенного в связи с протестом прокуратуры г. Керчи). Какое-либо уведомление по вменяемому факту в адрес ГУП РК «Крымэнерго» не поступало, т.е. административная процедура, предусмотренная в данном случае контролирующим органом соблюдена не была. Указывает в своей жалобе, что в своей деятельности ГУП РК «Крымэнерго» руководствуется Правилами технической эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ №6 от 13.01.2003. Согласно п.2.2.39 Правил технической эксплуатации электроустановок осмотр в трансформаторных и распределительных пунктах проводится - не реже 1 раза в 6 месяцев, в целях выявления неисправностей, дефектов и неполадок на оборудовании, после чего замеченные неисправности должны устраняться в кратчайший срок. Следовательно, указанный вид осмотра проводится в целях поддержания технического состояния оборудования трансформаторной подстанции и на поддержание эстетического состояния здания, сооружения не направлен. Во исполнение указанного требования графики осмотров ТП разрабатываются ежегодно. Керченским РЭС разработан график осмотров, обходов(прилагается). Учитывая то, что ТП-303 работает в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала) ГУП РК «Крымэнерго» производит регулярные внеплановые осмотры ТП и при необходимости производит покраску фасадов. Кроме того, требование по содержанию фасадов зданий и сооружений, установленное Правилами, следует применять с учетом положений п. 3.2.7 Правил в части периодичности мероприятий по окраске зданий и фасадов зданий. Из протокола об административном правонарушении, а также в ходе рассмотрения комиссией дела об административном правонарушении не установлено время нанесения граффити на фасад трансформаторной подстанции. Отсутствие времени нанесения граффити не позволяет установить вину ГУП РК «Крымэнерго» в ненадлежащем содержании фасада указанного объекта, поскольку устранение изображений на фасаде объекта требует определенных временных затрат, период которых установлен п. 3.2.7 Правил. В этой связи факт наличия граффити на фасаде трансформаторной подстанции ТП – 450 не может свидетельствовать о совершении ГУП РК «Крымэнерго» вменяемого административного правонарушения.
Заявитель указывает, что привлечение к административной ответственности п.п.25 п.2.4.13 Правил за развешивание и расклейку афиш, объявлений, плакатов и другой информационно-печатной продукции, а также нанесение граффити на фасадах зданий, сооружений ГУП РК «Крымэнерго» неправомерно, так как отсутствует состав административного правонарушения в части. Заявитель в жалобе указывает, что ГУП РК «Крымэнерго» не является субъектом данного административного правонарушения. Не соответствует административному законодательству толкование п.п.25 п.2.4.13 Правил, в соответствии с которым к административной ответственности привлекается юридическое лицо за правонарушение, совершенное третьим лицом, причем с момента правонарушения. Все негативные последствия порчи имущества ГУП РК «Крымэнерго» ложатся не на причинителя вреда, а на потерпевшего - само ГУП РК «Крымэнерго». Указывает, что ГУП РК «Крымэнерго» не может быть признано субъектом данного административного правонарушения. ГУП РК «Крымэнерго» ежедневно осуществляет покраску и ремонт фасадов ТП, РП (в том числе и за короткий промежуток времени), что влечет за собой увеличение затрат на содержание электроснабжения. В настоящее время ГУП РК «Крымэнерго» обслуживает более 35 613 электросетевого хозяйства объектов, в т.ч.: 5309 объектов – здания/сооружения, 32 объекта – ВЛ 220-330 кВ, 1 объект - КВЛ 330 кВ, 3 объекта – КВЛ 10 кВ, 483 объекта – ВЛ 35-110 кВ, 1 объект – КЛ 35 кВ, 10275 объектов – ВЛ 0,4-6-10 кВ, 19244 объекта – КЛ 0,4-6-10 кВ. В связи с тем, что порча имущества (а именно: нанесение на фасады трансформаторных подстанций и надписей, а также расклейка объявлений, рекламной и печатной продукции) носит массовый характер, а также с большим количеством объектов, обслуживаемых ГУП РК «Крымэнерго» ежедневная покраска фасадов каждой ТП, РП не представляется возможной.
Указывает, что ГУП РК «Крымэнерго» оперативно реагирует на извещения органа муниципального контроля о содержании фасада ТП и производит его покраску и ремонт в установленный срок. Фасад ТП-303 был приведен в надлежащее состояние, произведена фотосъемка (прилагается), поставлен в известность об этом орган муниципального контроля письмом Керченского РЭС № 57/3131 от 23.11.2020 г. ГУП РК «Крымэнерго» несет затраты на восстановление своего имущества от незаконных действий иных лиц. ГУП РК «Крымэнерго» не смогло предотвратить совершение лицом незаконных действий по отношению к своему имуществу. Предотвращение действий является функцией правоохранительных органов и не может вменяться в деятельность коммерческой организации. Указывает, что единственный факт порчи фасада зданий, эксплуатируемых ГУП РК «Крымэнерго», не может быть достаточным основанием привлечения предприятия к административной ответственности. В связи с чем, считает постановление незаконным, просит отменить, производство прекратить.
В судебном заседании представитель Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям, настаивал на её удовлетворении.
Административная комиссия муниципального образования городской округ Керчь, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах не направления в судебное заседание представителя не известно, заявлений и ходатайств, в том числе об отложении рассмотрения жалобы, в Керченский городской суд Республики Крым не поступало.
Учитывая выше изложенное, а также наличие сведений о надлежащем извещении участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения жалобы, суд полагает возможным жалобу рассмотреть в отсутствие представителя Административной комиссии, принявшей обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении.
Исследовав письменные доказательства, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3.18 настоящего Закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Решением Керченского городского совета Республики Крым от 26 марта 2015 года № 262-1/15 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, которые устанавливают общие принципы создания безопасной, удобной и привлекательной среды территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - город Керчь), регулируют отношения, возникающие в области обеспечения санитарного порядка и сохранения объектов благоустройства на территории города Керчи, устанавливают единые нормы и требования, обязательные к исполнению органами местного самоуправления города Керчи, должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, гражданами других государств и лицами без гражданства, находящимися на территории города Керчи.
Согласно пункту 2.4.13 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в действующей редакции № 7 от 30.04.2019 года, при эксплуатации фасадов собственниками и арендаторами зданий и сооружений не допускается: развешивание и расклейка афиш, объявлений, плакатов и другой информационно-печатной продукции, а также нанесение граффити на фасады зданий, сооружений.
Из пункта 8 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым следует, что содержание фасадов зданий, сооружений включает: очистку от надписей, рисунков, объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, а также нанесенных граффити в течение 3 (трех) рабочих дней с момента уведомления.
В соответствии с требованиями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из содержания обжалуемого постановления от 25 ноября 2020 года № 745 следует, что Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго», допустило нарушение требований п.п. 25, п. 2.4.13 Правил благоустройства территорий муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, за что предусмотрено ответственность предусмотренная ст. 3.11 закона Республики Крым от 25.06.2015 №117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым».
Основанием для привлечения к административной ответственности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго», послужил выявленный 29 октября 2020 года в 15 часов 35 минут факт нанесения граффити, размещенные на поверхности стены здания ТП-303 по адресу: <адрес>
Так, в материалы дела в качестве виновности Государственного унитарного предприятия Республики Крым предоставлены: акт соблюдения требований Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым от 29 октября 2020 года, с приложением в виде фото-таблицы; уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц; объяснение представителя Государственного унитарного предприятия Республики Крым от 24 ноября 2020 года, содержащее сведения о приведении объекта фасада ТП-303 в надлежащее состояние 13.11.2020 г. до составления протокола.
При установлении ответственности за рассматриваемое правонарушение следует исходить из того, что для установления состава правонарушения необходимо установить помимо характера и степени общественной вредности административного правонарушения (наступления негативных последствий или угрозы их наступления), сведения по предотвращению указанного правонарушения в виде направления соответствующего уведомления контролирующим органом, которое в материалах дела отсутствует.
Таким образом, контролирующий орган, обладая соответствующими административно-правовыми полномочиями по направлению уведомления по устранению выявленных нарушений, которое носит обязательный характер для адресата, свою обязанность, предусмотренную пунктом 8 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, не исполнил.
Из содержания статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что обязанность доказать вину лица, привлекаемого к административной ответственности, возложена на административной орган, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административным органом не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым», не установлены обязательные признаки объективной стороны административного правонарушения для привлечения к административной ответственности, отсутствуют доказательства о несоблюдении установленных требований и запретов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено указанное постановление.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Керчь № 745 от 25 ноября 2020 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 29.10, статей 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решил:
Жалобу Государственного унитарного предприятия «Крымэнерго» на постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым № 745 от 25 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении о привлечении Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» к административной ответственности предусмотренной ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 г. № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» - удовлетворить.
Постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым № 745 от 25 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении о привлечении Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» к административной ответственности предусмотренной ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 г. № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение десяти суток.
Судья Григорьевская И.В.