ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2021 от 23.11.2021 Инжавинского районного суда (Тамбовская область)

дело 12-27/2021

УИД

РЕШЕНИЕ

<адрес> «23» ноября 2021 года

Судья Инжавинского районного суда <адрес>

ФИО5,

с участием представителя юридического лица привлекаемого к административной ответственности – директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский»» на постановление от 28.05.2021, вынесенное главным специалистом – экспертом отдела экологического надзора, государственным инспектором Центрально-Черноземного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, по делу об административном правонарушении о привлечении юридического лица ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский»» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо –ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей в связи с выявленными нарушениями законодательства о противопожарной безопасности в лесах.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель юридического лица – ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, по следующим основаниям:

- минерализованная полоса протяженностью 5 км в <адрес>, 96 внесена в План тушения пожаров на 2021 год, ее обработка проводилась ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на время проведения проверки она соответствовала требованиям ФИО4 57972-2017 не потеряв своих противопожарных свойств, поскольку обработка проводилась в конце вегетационного периода. Следующая обработка запланирована с учетом климатических условий, гидрологического режима реки Ворона и возможности проезда техники. Действующим законодательством график обработки минерализованных полос не регламентирован. При этом Планом тушения пожаров предусмотрено мероприятие по обновлению минполосы со сроком исполнения «апрель-сентябрь 2021 года» и в течении указанного периода работы были проведены. Наличие Акта выполненных работ действующим законодательством не предусмотрено. В ходе проверки состояние минерализованная полоса не обследовалась;

- требование приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ о разрубке и расчистке просек, не распространяется на территорию государственных природных заповедников;

- Лесохозяйственным Регламентом ГПЗ, содержащим необходимый перечень мероприятий, обязательных к выполнению, не предусмотрено строительство вышек на территории заповедника. Кроме того, площадь лесных земель составляет 7975 га и исходя из нормативов установленных приказом Рослесхоза от 27.04.20212 – 0,1 на 100 га, количество вышек должно составлять 0,7 шт.. С учетом требований Распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» и Приказа Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проектирования, создания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры» работы по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры (к которым относятся наблюдательные вышки, мачты) осуществляется на основании лесохозяйственных регламентов лесничеств, проектов освоения лесов, государственного задания. Указанными документами учреждения не предусмотрено строительство таких объектов, а нарушение требований Приказа в соответствии с п. 26 влечет административную ответственность. Эти же доводы относятся и к обустройству шлагбаумов на лесных дорогах;

- выводы об отсутствии пунктов сосредоточения инвентаря не обоснованы. Так, законодательством не установлены специальные требования к ним. На территории ГПЗ имеется пять пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

- вмененное нарушение о несоответствии количества средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов нормам приказа Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ также не обосновано, поскольку требования данного приказа устанавливают нормы для лиц арендующих участки лесного фонда и использующих его для заготовки древесины. Учреждение же осуществляет охрану лесов и не арендует участки за плату;

- согласно ст. 111 ЛК РФ леса, расположенные на территории государственных природных заповедников относятся к защитным лесам в которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением. Также правовой режим для ГПЗ определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Пунктом 15 раздела III Правил пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий с учетом установленного правового режима лесов и целевого назначения земель, а также требований настоящего раздела.

В соответствии с пп. «г» п. 4 раздела I Правил меры пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В связи с этим требования приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ распространяются на ГПЗ только в части не противоречащей иным нормативным правовым актам;

- в постановлении отсутствует обоснование совместимости мероприятий с режимом особой охраны на территории ГПЗ. В том числе требование об оборудовании мест отдыха граждан пребывающих в лесах в соответствии со ст. 11 ЛК РФ. С учетом п. 4 ст. 11 ЛК РФ и положение Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» пребывание граждан на территории ГПЗ запрещено и допускается только по разрешению учреждения. Свободное пребывание на территории ГПЗ запрещено;

- Лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесничества «Государственный природный заповедник «Воронинский», Планом тушения пожаров предусмотрены мероприятия противопожарного обустройства лесов, которые совместимы с режимом ГПЗ. При этом на Проект освоения лесов получено положительное заключение государственной экспертизы. Требование о создании лиственных опушек шириной 150-300 м выполняется путем проведения рубок ухода либо посадки лесных культур. Площадь хвойных насаждений на территории ГПЗ 338 га или 3,3 % территории лесов. То есть лиственные опушки сформированы естественным путем, а проведение каких-либо видов рубок на территории ГПЗ запрещены Положением об учреждении и не предусмотрены ни Проектом освоения лесов, ни Лесохозяйственным регламентом;

- вся стоящая на балансе учреждения пожарная техника, снаряжение и оборудование распределены по лесопожарным формированиям состав и оснащение которых отражен в Плане тушения пожаров. При этом запрета на сосредоточение противопожарного инвентаря на пунктах охраны (кордонах, месту проживания лесной охраны) не имеется. Кроме того, ФГБУ не является коммерческой организацией, не является главным распорядителем бюджетных средств и ДД.ММ.ГГГГ в Минприроды РФ как главному распорядителю бюджетных средств направлен запрос и потребности в субсидии, в том числе на приобретение противопожарного снаряжения, инвентаря и транспортных средств.

В судебном заседании должностное лицо ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Указала, что ранее учреждением действительно проводилась обработка минерализованных полос протяженностью более 43 км. Связано это было с тем, что обрабатывались полосы на прилегающих участках смежных землепользователей, как правило, муниципальных образований и сельхозорганизаций, что по сути являлось незаконным. Обустройство полосы по границе территории ГПЗ означает проведение сплошной рубки леса, что не допускается на особо охраняемой территории. Однако, исходя из положений Приказа учреждение наделено правом проводить мероприятия только в границах своей территории с учетом необходимости и целесообразности, поскольку согласно примечанию обязательное требование обустройства минполосы не распространяется на ГПЗ. В настоящее время исходя из целесообразности сохранена минерализованная полоса протяженностью 5 км в <адрес>, 98, что согласовано с Минприроды и путем внесения изменений предусмотрено Лесохозяйственным регламентом, Проектом освоения лесов и закреплено в Плане тушения лесных пожаров. Обработка проводится трижды в год – первый раз, как только появляется возможность проезда на территорию после половодья, второй раз в летний период и третий раз в конце вегетативного периода растений в августе-сентябре. С учетом состава почв на участке после третьей обработки полоса сохраняет свои свойства до первой обработки в следующем году. Подъезд техники в <адрес>, 98 возможен как правило с мая-июня в зависимости от уровня половодья. В остальное время проезд возможен по реке. В ходе проведения проверки должностные лица Росприроднадзора обследование состояния полосы не проводили. При этом Планом тушения пожаров установлен срок обновления – «апрель-сентябрь», что и было выполнено. Наблюдательных вышек на территории не имеется и их строительство не предусмотрено ни Лесохозяйственным регламентом, ни государственным ежегодным государственным заданием, выдаваемым на его основе. С учетом требований распоряжения Правительства -р и Приказа Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ проектирование и строительство объектов лесной инфраструктуры, в т.ч. и не капитальных, возможно только на основании лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов и гос.задания. Оборудовать такой объект без разрешения и финансирования не возможно, это влечет административную ответственность. Вместе с тем, для обеспечения наблюдения за территорией в учреждении имеется два квадрокоптера, используемых ежедневно при патрулировании, используется смотровая площадка на естественной возвышенности расположенной практически в середине территории и с которой просматривается большая ее часть. В связи с этим наличие вышки не целесообразно. Требования приказа Рослесхоза для ГПЗ в части прокладки просек, минполос с учетом норм действующего законодательства не применимы в силу прямого указания в этом приказе. В целом вся деятельность учреждения регламентируется непосредственно Минприроды РФ, а не Рослесхозом. Требования приказа Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть применимы в части определения нормативов, так как речь идет об арендованных участках лесного фонда, учреждению же земельные участки переданы на праве постоянного бессрочного пользования. Кроме того, Минприроды в письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснило, что требования Приказа не распространяются на земли ООПТ. Наличие зон отдыха для граждан исходя из нормативного количества противоречит требованиям Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положению об учреждении, так как за нахождение на территории без разрешения предусмотрена административная ответственность. Посещение возможно по экологическим тропам в сопровождении сотрудников учреждения, а также оборудовано несколько площадок отдыха на байдарочном маршруте по реке Ворона, оснований для обустройства дополнительных площадок не имеется. Информация об их количестве, расположении также внесена в Лесохозяйственный регламент и Проект освоения лесов. Количество шлагбаумов и барьеров для предотвращения въезда на территорию определяется целями охраны территории и не может определяться нормативом, поскольку количество въездных дорог ограничено, на каждом въезде оборудован шлагбаум, а строительство новых дорог не предусмотрено и опять же связано со сплошной рубкой леса. При этом как таковых лесных дорог на территории ГПЗ не имеется, поскольку также для их строительства необходимо выполнить условия приказа . Поэтому используются ранее созданные лесохозяйственные дороги и проезды. Более 90% лесной границы составляют лиственные породы деревьев и кустарника, расположенные в пойме реки и обустройство лиственных опушек там не требуется. На участках соснового леса для обустройства лиственной опушки необходимо на 150-300 м вырубить сосновый лес и посадить лиственный, что не допускается и противоречит целям создания и работы учреждения. По тем же причинам на территории не проводится разрубка и расчистка просек. На территории имеется два оборудованных подъезда для забора воды из реки Ворона. Один расположен в южной части территории, второй в восточной на территории <адрес>. Однако с учетом их расположения и наличия автодорог время подъезда от каждого источника до самой удаленной точки территории не более 1,5 часа, что вдвое ниже норматива установленного приказом Минприроды . При этом точки забора оборудованы в местах обеспечивающих круглогодичный подъезд. Также организовано взаимодействие с органами местного самоуправления и забор воды возможен на территории населенных пунктов прилегающих к границе ГПЗ, а с учетом сезонной возможности подъезда других открытых источниках на территории ГПЗ. Предусмотрено привлечение дополнительной техники сельхозорганизаций, ТОГАУ «Кирсановский лесхоз» и ПСЧ-18, 19 (Кирсанов, Инжавино) с которыми заключены соответствующие Соглашения и отражено в Плане тушения пожаров. Создано пять пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря и техники (по два на каждом берегу реки Ворона в Кирсановском и Инжавинском массивах и в административном здании), определен состав и оснащение четырех пожарных расчетов. При этом сотрудникам выдается три комплекта спецодежды и форменного обмундирования, обуви. Аптечки имеются в каждом расчете как минимум одна на четырех человек плюс аптечка в автомобиле. Также осуществляется прием информации с автоматической системы спутникового наблюдения за пожарной обстановкой на ООПТ, принимаются данные ЦУКС ГУ МЧС. Весь комплекс противопожарных мероприятий, их вид, периодичность, объем, количество, состав средств предупреждения и тушения пожаров отражен в Лесохозяйственном регламенте, Проекте освоения лесов лесничества и Плане тушения пожаров на очередной год. Эти документы утверждены непосредственно в Минприроды и являются основой деятельности учреждения. Поскольку ГПЗ является бюджетным учреждением, то финансирование на конкретные цели осуществляется Министерством природы в виде субсидий. Самостоятельно перенаправить средства или же изменить объем расходов учреждение не имеет права и это влечет как минимум административную ответственность. При необходимости приобрести то или иное имущество мы готовим заявку с обоснованием потребности на конкретные цели. В частности в январе 2021 года главному распорядителю отправлено письмо о выделении средств, в том числе на приобретение дополнительных противопожарных средств. На данный момент запрос удовлетворен. Отдельные графы Плана тушения пожаров действительно не соответствуют требованиям постановления Правительства по составу и полноте сведений и в Плане тушения пожаров на очередной период отмеченные недостатки устранены.

Должностное лицо Центрально-Черноземного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, вынесшее постановлении о назначении административного наказания, ФИО2, в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, просил оставить постановление без изменений, а жалобу без удовлетворения. Указал, что количество водозаборов (два) не достаточно и необходимо обустройство дополнительных. В кварталы 96, 98 на обследование не выезжали, добираться необходимо было на лодке и вывод о состоянии минполосы был сделан на основе документов. Оценка вида и количества средств пожаротушения и противопожарного инвентаря оценивалась по требованиям Приказа Минприроды .

Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы, материалы дела, судья приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст.2.1 КоАПРФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения (субъективная сторона деяния).

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 53.1 ЛК РФ предусмотрено предупреждение лесных пожаров, которое включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Допускаются мероприятия и деятельность, направленные на поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность. Основы деятельности учреждения закреплены в Положении о нем (т.1, л.д. 156-163).

Согласно пп. «г» п. 2, п. 3 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров (утв. постановлением Правительства РФ от 17.05.2011) - Планы тушения лесных пожаров в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения разрабатываются и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по утвержденной форме. Для ФГБУ «ГПЗ «Воронинский» План тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2021 года разработан и утвержден Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ и согласован с ГУ МЧС России по <адрес>. Данный План соответствует форме, утвержденной Правительством РФ. Сведения о резерве средств пожаротушения, находящихся в пунктах сосредоточения пожарного инвентаря, расположенных на территории лесничества (лесопарка), размещенных в различных организациях, в подразделениях специализированных учреждений, у лиц, использующих леса в Плане отражены (т. 1, л.д. 19-48). Не указание данных сведений в разделе VI Плана по мнению суда не может свидетельствовать об отсутствии средств пожаротушения и о нарушении правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании изучен представленный Лесохозяйственный регламент лесничества ФГБУ «ГПЗ «Воронинский», утвержденный Минприроды РФ в котором указаны конкретные мероприятия подлежащие выполнению, а также состав и количество средств тушения и предупреждения лесных пожаров (п. 17.1 Регламента). При этом предусматривается проведений противопожарных мероприятий исключительно в границах ГПЗ и в соответствии с Планом тушения пожаров (таб. Регламента) (т. 1, л.д. 110-125).

Кроме того, на основании Лесохозяйственного регламента, в соответствии со ст.ст. 88, 89 ЛК РФ в учреждении разработан Проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу в соответствии с приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ и получивший ее положительное заключение ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-18). Раздел 1.5 Проекта содержит обоснование и характеристику видов и объемов противопожарных мероприятий, сил и средств пожаротушения, обеспеченности ими учреждения, с учетом целевых задач и режима использования земель ГПЗ (т. 1, л.д. 138-149).

Таким образом, необходимый и достаточный объем, виды противопожарных мероприятий, количество, состав средств предупреждения пожаров и пожаротушения установлен вышеуказанными документами, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии РФ, которыми ФГБУ руководствуется в своей деятельности. При этом фактическая обеспеченность учреждения ими соответствует установленным требованиям (т.1, л.д. 32-33).

В соответствии со ст. 53 ЛК РФ постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах,

Данными Правилами (п. 4) разграничено, что меры пожарной безопасности осуществляются в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения – Минприроды РФ. В отношении иных категорий лесов на землях лесного фонда – органами исполнительной власти субъекта РФ либо Федеральным агентством лесного хозяйства.

Таким образом, требования Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов» могут применяться к государственным природным заповедникам лишь в части не противоречащей нормативным правовым актам, регламентирующим их деятельность.

В части требований о необходимости обустройства наблюдательных вышек, мачт:

ни Лесохозяйственным Регламентом ГПЗ, ни Проектом освоения лесов, ни Планом тушения пожаров содержащим необходимый перечень мероприятий, обязательных к выполнению, не предусмотрено строительство вышек на территории заповедника. Площадь лесных земель составляет 7975 га и исходя из нормативов установленных приказом Рослесхоза от 27.04.20212 – 0,1 на 100 га, количество вышек должно составлять 0,7 шт.. При этом довод жалобы о том, что по этому основанию нет необходимости обустройства вышки является не верным, поскольку количество округляется до целой величины. Однако с учетом требований пп. «а» п. 1 Распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон) относится к объектам лесной инфраструктуры. Приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проектирования, создания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры» работы по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры (к которым относятся наблюдательные вышки, мачты) осуществляется на основании лесохозяйственных регламентов лесничеств, проектов освоения лесов, государственного задания (п. 4, 7). В соответствии с п. 26 Приказа нарушение указанных требований влечет административную ответственность. Таким образом, требование обустройства вышки не основано на положениях нормативных актов, так как документами ФГБУ не предусмотрено строительство таких объектов, в том числе государственным заданием (т. 2, л.д. 99-112). В целях наблюдения используется рельеф местности (естественные возвышенности) и воздушное наблюдение при помощи квадрокоптеров.

Также, непосредственно в указанном приказе () предусмотрено, что прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос осуществляется за исключением территорий государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных заказников (если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленным в границах этих особо охраняемых природных территорий), в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных территорий предусматривает вырубку деревьев, кустарников и лиан). Таким образом, необходимость обустройства минерализованных полос определяется учреждением в зависимости от конкретных условий. В связи с этим, как Планом тушения пожаров, так и Лесохозяйственным регламентом (с учетом внесенных изменений по согласованию с Минприроды, (т. 1, л.д. 125) и Проектом освоения лесов предусмотрена минерализованная полоса протяженностью 5 км в <адрес>, 98. Даная полоса создана и фактически расположена в указанных кварталах. Ее обработка проводится трижды в год и на момент проведения проверки обработана ДД.ММ.ГГГГ соответствуя требованиям ФИО4 57972-2017 не потеряв своих противопожарных свойств, поскольку обработка проводилась в конце вегетационного периода. Первая обработка в году проводится с учетом климатических условий, гидрологического режима реки Ворона и возможности проезда техники. На момент проведения проверки возможность проезда техники отсутствовала и в ходе проверки состояние минерализованной полосы не обследовалась, доказательств ее не соответствия требованиям, не представлено. Между тем, Планом тушения пожаров (Раздел II, пункт 9 и раздел V п. 4) обработка предусмотрена в период «апрель-сентябрь 2021 года» и в течение указанного периода работы были проведены (т. 1, л.д. 29, 36, 175-177).

Указание в обжалуемом Постановлении о снижении протяженности минерализованных полос также не обосновано, поскольку ее расположение и протяженность закреплена в вышеуказанных документах, факт обработки подтвержден представленными Актами выполненных работ (т. 1, л.д. 175-177).

Доводы о том, что не проведение работ по обустройству минполос повлекли возникновение пожаров не обоснован и опровергается следующим: ДД.ММ.ГГГГ в квартале 130 выдел 29 произошел низовой пожар слабой интенсивности. Однако, на данном участке устройство минполосы не предусматривалось, возгорание произошло в результате внесения на территорию источника возгорания извне. ДД.ММ.ГГГГ по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 261 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ возгорание произошло на территории р.<адрес> и на территорию ГПЗ не перешло (т. 2, л.д. 114-115). В связи с этим возникновение указанных пожаров никаким образом не относится к деятельности учреждения.

Согласно п.п. 3, 5, 6 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);

б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 Правил, осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 111 ЛК РФ леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях относятся к защитным лесам.

Разделом III Правил, установлено, что меры пожарной безопасности указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, и в эксплуатационных и резервных лесах, расположенных на землях лесного фонда, с учетом установленного правового режима лесов и целевого назначения земель, а также требований настоящего раздела.

Меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников.

В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений.

В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы, запрещаются меры по предупреждению лесных пожаров. Лесохозяйственным регламентом лесничества, Проектом освоения лесов не предусматривается проведение каких-либо видов рубок (сплошных, осветления, санитарных) (т. 1, л.д. 113-118, 143).

В связи с этим требование о прокладке лесохозяйственных дорог и просек по нормативам также не обосновано.

Согласно схеме лесов и классов их пожарной опасности подавляющая часть границ лесного фонда ГПЗ состоит из лиственных пород деревьев расположенных в пойме реки и соответственно устройство лиственных опушек не требуется. Хвойные насаждения занимают 338 га или 3,3% территории ГПЗ (т. 2, л.д. 97-98). При замене хвойных пород на лиственные необходима сплошная рубка, которая на территории ООПТ запрещена. В связи с этим требование по обустройству лиственных опушек шириной 150-300 м, также не обосновано и противоречит закону.

В соответствии со ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также не древесных лесных ресурсов.

При этом пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

В связи с этим требованием о нормативном обеспечении местами отдыха граждан пребывающих в лесах не соответствует требованиям законодательства и режиму ООПТ. На разрешенных участках пребывания граждан такие места оборудованы (<адрес>, 64, 98, 130, 166), что закреплено в Лесохозяйственном регламенте и Проекте освоения лесов. Также, в связи с особым режимом охраны территории не может быть признано обоснованным и требование о нормативном количестве шлагбаумов на территории ГПЗ, поскольку их фактическое количество определяется исходя из целей охраны территории. Кроме того, их количество установлено Лесохозяйственным регламентом лесничества ГПЗ. Обустройство таких мест вопреки требованиям вышеуказанных документов также будет нарушать требования распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» и Приказа Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проектирования, создания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры».

Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ определены виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, утверждены нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, и нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов на праве аренды.

В части доводов жалобы о возможности применения положений данного приказа к учреждению суд приходит к следующему:

Приложением 2 Приказа определены нормативы обеспеченности применительно к арендованной площади.

Согласно ст. 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, является право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268). Статьей 39.9 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно, в том числе государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным). Аренда же (гл. 34 ГК РФ) является одним из видов обязательств.

В соответствии с п. 7, ч. 1 ст. 25, ч. 2 ст. 40 ЛК РФ для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду. То есть законодателем четко разграничены основания предоставления лесных участков. При этом, использование лесных участков для научной деятельности на праве аренды также не исключается.

Однако, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Воронинский» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения. Учреждению земельные участки переданы на праве постоянного бессрочного пользования (т. 1, л.д. 130-137, 159). В связи с чем, исходя из буквального толкования текста приказа, данные нормативы не подлежат применению к учреждению, а применение аналогии для целей законодательства об административных правонарушениях в данном случае недопустимо.

Данный факт также подтверждается письмом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении приказа из документов, применяемых при проведении проверок ООПТ» в котором также четко указано, что нормы приказа разработаны для арендованных лесных участков и применению при проведении проверок ООПТ не подлежат, так как это приводит к завышенным требованиям по количеству средств пожаротушения на единицу площади (т. 2, л.д. 120).

Тем не менее, в ходе судебного заседания установлено, что виды, количество средств предупреждения и тушения лесных пожаров имеющиеся в распоряжении учреждения с учетом того, что площадь лесов используемых ГПЗ составляет 7975 га, по большинству показателей соответствует нормам данного приказа. (МЛПК, бензопилы, воздуходувки, мотопомпы, ранцевые лесные опрыскиватели).

Кроме того, Минприроды России в Письме от ДД.ММ.ГГГГ «О приказе Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ» разъяснило, что законодательство Российской Федерации не требует от лиц, использующих леса, приобретения в собственность средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а допускает их привлечение на иных законных основаниях в установленном порядке. Лицам, использующим леса, не запрещено перемещать противопожарную технику и оборудование между пунктами сосредоточения противопожарного оборудования при условии соблюдения требований, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с Планом тушения пожаров на основании заключенных Соглашений предусмотрено привлечение пожарных формирований ОУПО ДПК ООО «Надежда», ОУПО ДПК ЗАО «Инжавинская Нива», ТОГАУ «Кирсановский лесхоз», ПСЧ-18 и ПСЧ-19 ПСО ГУ МЧС по <адрес> оснащенных специализированной техникой и инвентарём (т. 1, л.д. 35, 38, 150-155). Таким образом, силы и средства предупреждения и тушения лесных пожаров соответствуют предъявляемым требованиям.

Ссылка при определении нормативной обеспеченности на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О мерах противопожарного обустройства лесов» не обоснована, так как указанным постановлением определены меры противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части2 статьи53.1 ЛК РФ. Каких-либо требований нормативного обеспечения указанный документ не содержит, а Положения Приказа , которым и руководствовались при определении нормативной обеспеченности, не применимы по основаниям указанным выше.

Планом тушения пожаров определены пункты сосредоточения противопожарного инвентаря в количестве пяти (т. 1, л.д. 26-27). Вывод об их отсутствии ввиду того, что они не состоят на балансе учреждения не основан на результатах самой проверки, поскольку фактически они имеются, а количество и состав средств пожаротушения, техники расположенных на них отражен в Акте проверки, то есть должностным лицом проверено их фактическое наличие. Создано четыре пожарных расчета обеспеченных средствами пожаротушения, снаряжением и инвентарем (т. 1, л.д. 32-34).

На территории оборудовано два подъезда для забора воды из реки Ворона (т. 1, л.д. 27) с обеспечением круглогодичного подъезда. При этом расчетное время подъезда от каждого источника водозабора и пункта сосредоточения до самой удаленной точки территории не более 1,5 часа (что вдвое ниже норматива установленного приказом Минприроды ). Также организовано взаимодействие с органами местного самоуправления и забор воды возможен на территории населенных пунктов прилегающих к границе ГПЗ, а с учетом сезонной возможности подъезда других открытых источниках на территории ГПЗ. Сотрудники учреждения обеспечиваются тремя сезонными комплектами спецодежды и обуви.

Также суд также приходит к выводу о том, что оценка в обжалуемом постановлении наличия средств пожаротушения не по фактическому их наличию и возможности привлечения, а по балансовой отчетности, не может свидетельствовать об их отсутствии.

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов в учреждении соответствуют Лесохозяйственному регламенту, Проекту освоения лесов и Плану тушения пожаров, нарушать требования которых руководитель учреждения не вправе.

Кроме того, ФГБУ «ГПЗ «Воронинский»» является бюджетным учреждением и не наделен функциями главного распорядителя бюджетных средств, в связи с чем объемы выделения финансирования определяются Минприроды РФ. В целях дополнительного обеспечения противопожарными средствами директором учреждения ДД.ММ.ГГГГ в Минприроды РФ как главному распорядителю бюджетных средств направлен запрос о потребности в субсидии, в том числе на приобретение противопожарного снаряжения, инвентаря и транспортных средств (т. 1, л.д. 7-12). Кроме того, в соответствии со ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). В связи с этим учреждение не вправе по собственной инициативе без уведомления главного распорядителя нести расходы сверх запланированных.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 утверждены Правила разработки и утверждения Плана тушения лесных пожаров Планы тушения лесных пожаров в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения разрабатываются и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по утвержденной форме. Для ФГБУ «ГПЗ «Воронинский» План тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2021 года разработан и утвержден Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ и согласован с ГУ МЧС России по <адрес>. Данный План соответствует форме, утвержденной Правительством РФ. Однако, сведения о пунктах сосредоточения пожарного инвентаря и о пожарных водоисточниках не в полной мере соответствует требованиям, установленным постановлением. Так, в отношении пунктов сосредоточения № и 3 не указаны сведения о характеристике объекта, по пунктам в кварталах 106 и 72 нет сведений о ближайшем населенном пункте (т. 1, л.д. 26-27). Относительно источников противопожарного водоснабжения также не указано расстояние до ближайшего населенного пункта, квартал, выдел и период возможной эксплуатации источника (т. 1, л.д. 27).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в этой части факты, указанные в обжалуемом постановлении свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Иных доказательств, соответствующих требованиям ст. 24.5 КоАП РФ и объективно подтверждающих факт совершения административного правонарушения в материалах дела не имеется, в судебном заседании не представлено.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер недостатков имеющихся в Плане тушения пожаров, суд приходит к выводу, что хотя в деянии ФГБУ «ГПЗ «Воронинский» формально и содержатся признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера и отсутствия тяжких последствий оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания его малозначительным с освобождением юридического лица от административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7, ст. 2.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным специалистом – экспертом отдела экологического надзора, государственным инспектором Центрально-Черноземного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский»» - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ – в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Инжавинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья ФИО3