ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2021 от 30.03.2021 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12-27/2021

РЕШЕНИЕ

30 марта 2021 года г. Омск

Судья Советского районного суда г.Омска Ефремова И.В., при секретаре Патракеевой Е.П., в составе помощника Ивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе Казадеева Сергея Владимировича на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Быструшкиной Т.С. № …. от …., которым Казадеев Сергей Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Быструшкиной Т.С. № …. от …. Казадеев Сергей Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

В жалобе Казадеев Сергей Владимирович просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В дополнительных пояснениях представитель Казадеева С.В.- Зенков С.И. указал, что по нарушению отраженному на листе 5 указание в разделе НВОС и проекте ПДВ группы предельных углеводородов С1-С5 не свидетельствует о предоставлении искаженной информации об источниках ЗВ. Из постановления не следует, для какого вещества не определены параметры выброса ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, инвентаризация источников проведена в 2017 году, объект НВЛС «Основная площадка» поставлен на учет …, что свидетельствует об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. По нарушению на листе 7 АО «КНПУ Оргнефтехимзавод» проводившая инвентаризацию в рамках разработки проекта нормативов ПВД для основной производственной площадки, включая блок биологической очистки, была аккредитована на определение скорости газового потока от 4м/с. В связи с тем, что скорость газового потока составляла у ИЗАВ менее 4 м/с при проведении инвентаризации ИЗАВ применялся расчетный метод, т.е. учет показаний прибора, с результатами измерений менее 4 м/с, что не противоречит Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 2012 п. 1.4.1 (п.5). Действующим законодательством не предусмотрена обязанность получать аккредитацию на методы расчета промышленных выбросов. Согласно приказу Минприроды России от 07.08.2018 за №352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников» п. 25 «Использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях: отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов. Таким образом, при проведении инвентаризации организованных источников выброса нарушения области аккредитации лаборатории допущено не было, в связи с чем привлечение к административной ответственности в это части является незаконным. По нарушению на листе 9 разработчик методики подтвердил возможность использования методики ПНД Ф12.1.1.-99 для отбора проб как организованных, так и на неорганизованных источниках выбросов. По нарушению на листе 11,12 административный орган указывает на несоответствие вычисления выбросов на ряде ИЗАВ рекомендациям, приведенным в п. 4 раздела 1.4.1 Методического пособия по расчету выбросов (Спб.2012). В указанных протоколах измерений (для ИЗАВ №…. и т.д.) нижний предел обнаружения методики более чем на порядок меньше ПДК веществ, концентрация которых принимается равной нулю в случаях, когда она ниже предела обнаружения наиболее чувствительной методики входящей в область аккредитации лаборатории. То есть НПО соответствует критерию в п. 4 раздела 1.4.1 « концентрация ЗВ полагается равной нулю, если нижний диапазон методики ее измерения меньше 0,5 ГНр.з». По нарушению на листе 13 расчет выделений этиленгликоля и изопропилового спирта рассчитан без применения методик. Расчет производился на основе материального баланса с использованием данных о расходе реагентов при обработке оборотной воды. При этом использован консервативный подход: принималось, что величина выброса равна массе ингредиентов, вводимых в оборотную воду при подпитке, без учета из разложения / окисления в процессе эксплуатации. Указанный подход прописан в «Порядке проведения инвентаризации». (Пр-352 МПР от 07.08.2018, п. 28). Если перечень методик расчета выбросов, указанный в абзаце первом настоящего пункта, не содержит соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования». По нарушению на л. 13-18 в соответствии с разъяснениями Минприроды, данными в письме №…. от …. года до включения в перечень соответствующей методики расчета выбросов для определения выбросов загрязняющих веществ Минприроды полагает возможным использовать в части, не противоречащей закону, методики рекомендованные АО «НИИ Атмосфера» г. Санкт- Петербург. К проведенной административном органом экспертизе общество относится критически, поскольку эксперт Видова Н.Д. не была предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. По нарушению на листах 18-19 обязанность по проведению корректировки инвентаризации не возникла, поскольку Постановление Правительство РФ №422 не изменяет требований к порядку проведения инвентаризации выбросов, не является изменением законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, связанным с инвентаризацией выбросов, срок давности привлечения к административной ответственности по данному нарушению пропущен.

Представитель Казадеева С.В.-Ляшенко А.С., представитель Росприроднадзора Саввина О.В., должностное лицо Быструшкина Т.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет административную ответственность.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, образуют несколько составов:

- несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;

- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;

- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Судом установлено, что на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от … за №… в отношении АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» проведена внеплановая проверка на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: основная площадка, …, категория риска- высокая, категория объекта-I, буферный пруд, …., категория риска –высокая, категория объекта-I. Общая продолжительность проверки с …. по ….. Проверка проводилась с целью исполнения распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от …. за №….-р, изданного в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от …. за №…. о проведении внеплановых выездных проверок в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и расположенных в г. Омске. Предметом проверки явилось соблюдение АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды

В ходе проведения проверки в период с …. года по …. года в отношении АО «Газпромнефть-ОНПЗ» установлено, что при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС) №…. (Основная площадка) допущены следующие нарушения требований природоохранного законодательства.

Материалами дела установлено, что для объекта НВОС I-й категории №…. (Основная площадка) …. проведена актуализация данных об объекте, выдано свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № … от …..

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № …. от …. (срок действия с …. по …). Нормативы предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) от стационарных источников выбросов утверждены приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от … № ….. Проект нормативов предельно-допустимых выбросов для АО «Газпромнефь-ОНПЗ» разработан АО «Группа Компаний ШАНЭКО» и утвержден генеральным директором АО «Газпромнефть-ОНПЗ» О. Г. Белявским в 2018 году.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» разработана программа производственного экологического контроля за состоянием окружающей среды(далее –Программа ПЭК)для объекта НВОС № …. (Основная площадка), утвержденная заместителем генерального директора АО «Газпромнефть-ОНПЗ» В.Н. Генераловым …..

Согласно пунктов 1 и 4 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Пунктами 6, 7 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

п. 1 Согласно данным государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ПТО УОНВОС, в заявке о постановке на учет объекта НВОС № … (Основная площадка), а также последующей актуализации сведений, проведенной …для объекта НВОС №… заявлен … источник загрязнения атмосферного воздуха, а также указано, что суммарные выбросы составляют … т/год. При этом, в проекте предельно допустимых выбросов, отчете по инвентаризации выбросов и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденном Приказом Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от.. №…, указано … источника загрязнения атмосферного воздуха, суммарные выбросы установлены в размере … т/год в 2019 году, в 2020 году - … т/год.

Кроме того, по данным государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ПТО УОНВОС, в заявке о постановке на учет объекта НВОС № …. (Основная площадка), а также последующей актуализации сведений, проведенной …. для объекта НВОС №…. заявлены 13 газоочистных установок (далее – ГОУ). При этом, в проекте предельно допустимых выбросов, отчете по инвентаризации выбросов и в представленной Программе ПЭК (утвержденной 24 декабря 2019) указано наличие 16 ГОУ.

Также установлено, что информация, представленная в Разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от …, не соответствует данным, указанным в заявке о постановке на учет объекта НВОС № …. от ….

Так на источнике … (цех 1 комплекс ЭЛОУ-АВТ) в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выбросы диоксида азота составили 1,39410 г/с (43,96434 т/г), оксида азота - 0,22660 г/с (7,14606 т/г), что не соответствует данным указанным в ПТО УОНВОС, а именно: выбросы диоксида азота - 1,8454 г/с (58,86 т/г), оксида азота - 0,2999 г/с (9,565 т/г).

п.11 АО «Газпромнефть-ОНПЗ» представило отчет по форме 2-ТП (воздух) за 2019 год по объекту НВОС № … (Основная площадка) …. года в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора с указанием объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рассчитанного с применением расчетных методов (методик) расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, которые не входят в утвержденный Минприроды России Перечень методик.

На основании изложенного, годовая форма федерального статистического наблюдения по форме 2-ТП (воздух) за 2019 год представлена АО«Газпромнефть-ОНПЗ» с искажением экологической информации.

В ходе проведения настоящей проверки установлено, что данные инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе которых разработана и утверждена Программа ПЭК за состоянием окружающей среды для объектаНВОС №…. (Основная площадка), являются недостоверными, так как примененные методы (методики) расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками не входят в утвержденный Минприроды России Перечень методик.

Согласно информации из отчета по Программе ПЭК за 2019 г. по источникам №№ …. (Факельная свеча), …. (Факельная свеча), …. (Факельная свеча), …. (Факельная свеча), …. (Факельная свеча), …. (Факельная свеча), …. и др., производственный экологический контроль был произведен с применением расчетных методов (методик) расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, которые не входят в утвержденный Минприроды России перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 31.07.2018 № 341.

Также при проведении проверки осуществления производственного экологического контроля, установлено, что производственный контроль на источниках №№ … в …. гг. осуществлялся в соответствии с Методикой расчетно-экспериментального определения выбросов загрязняющих веществ от трубчатых нагревательных печей, Краснодар, 1996 год, не входящей в утвержденный Минприроды России Перечень методик.

Согласно абз.7 п. 3 ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ Программа ПЭК в числе прочего содержит сведенияо периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

В Программе ПЭК (п.6.2) АО «Газпромнефть-ОНПЗ» за 2019 год указано, что измерения промышленных выбросов от источников загрязнения атмосферного воздуха проводит аккредитованная лаборатория АО «НИИ Атмосфера» в соответствии с перечнем методик, указанных в области аккредитации.

В сводных отчетах фактического выброса загрязняющих веществ в атмосферу от источников №…. (№….-Пр-В, №….-Пр-В), №…(№….-Пр-В, №….-ПрВ), №… (№…-Пр-В, №….-Пр-В), №…. (№….-Пр-В, №….-ПрВ) указано, что расчет выбросов проводился в соответствии с Методикойрасчетно-экспериментального определения выбросов загрязняющих веществ от трубчатых нагревательных печей, Краснодар, 1996 год; при этом в указанных сводных отчетах отсутствуют сведения об измерении концентраций у ряда загрязняющих веществ на этих источниках; протоколы измерений, на основании которых составлены сводные отчеты также не позволяют сделать вывод о том, что для расчета выброса были взяты значенияполученные значения концентраций по ряду веществ.

Вместе с тем, Методика расчетно-экспериментального определения выбросов загрязняющих веществ от трубчатых нагревательных печей, Краснодар, 1996 год не входит в область аккредитации АО «НИИ Атмосфера», а также в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 31.07.2018 № 341.

Таким образом, результаты производственного контроля, рассчитанные с использованием вышеуказанной расчётно-эксперементальной методики, не могут являться достоверными.

Нарушены: п. 3, 6 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2, п. 4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

п. 12 Согласно п. 7 ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – Отчет ПЭК) в?порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РоссийскойФедерации федеральным органом исполнительной власти.

Представленный в установленный срок Отчет ПЭК на объекте НВОС №…. (Основная площадка), … (вх. № ….) является недостоверным.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

- осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственныйконтроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

В ходе внеплановой выездной проверки проведен анализ данных отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год, программы производственного экологического контроля, а также результатов измерений промышленных выбросов за истекший период 2020 года.

Так, в Отчете ПЭК за 2019 год для объекта НВОС …. (Основная площадка) представлены недостоверные данные, а именно: в таблице 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» в столбце «Предельно допустимый выброс или временно согласованный выброс, г/с» указаны недостоверные сведения об установленных нормативах выбросов для источников № …. и № …..

№ИЗА …, наименование загрязняющего вещества- Дигидросульфид (сероводород), предельно допустимый выброс, указанный в отчете ПЭК, г/с0,00070, установленный предельно допустимый выброс, согласно приказа Управления от … № …., г/с 0,00141, предельные углеводороды С12-С19, предельно допустимый выброс, указанный в отчете ПЭК 0,25050, установленный предельно допустимый выброс, согласно приказа Управления от … № …, г/с0,50099.

№ИЗА 6115 Наименование загрязняющего вещества 2-Метокси-2-метилпропан, Предельно допустимый выброс, указанный в отчете ПЭК, г/с0,00737, Установленный предельно допустимый выброс, согласно приказу Управления от …. № …, г/с 0,01590.

Нарушены: п. 6, п. 8 ст. 67 Федерального закона от … № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. 15 п. 1 ст. 30 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

п. 13 В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В результате сравнения данных учета в области обращения с отходами за … год и сведений, отраженных в статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы), направленной в адрес Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора письмом АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (вх. от … №…) установлено следующее.

В отчете по форме 2-ТП (отходы) за … год отмечено, что за … год образовано 6,952 т. ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, в то время как согласно данным учета в области обращения с отходами в … году образовано 3,933 т. (I квартал – 0,198 т., II квартал – 2,579 т., III квартал – 0,044 т., IV квартал – 1,112 т.) ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства. Аналогичная ситуация с отходом - термометры ртутные, согласно отчета по форме 2-ТП (отходы) за … год образовано 0,038 т. отхода, согласно данным учета образовано 0,017 т. отхода (I квартал – 0,007 т., II квартал – 0,006 т, III квартал – 0,001 т, IV квартал – 0,003 т.).

Указанные факты указывают на несоответствие сведений, представленных в отчете по форме 2-ТП (отходы) и данных учета в области обращения с отходами в … году.

Нарушены:ст. 19Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

п.14 АО «Газпромнефть – ОНПЗ» представлена в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Декларация) за 2019 г. в срок, установленный п.5 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно 10.03.2020.

Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» (далее форма 2-ТП (воздух)) за … год, предприятием представлена в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора в срок, установленный Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха», а именно ….

В ходе проведения сравнительного анализа представленной Декларации (от …) и формы 2-ТП (воздух), было выявлено несоответствие фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в Декларации за ….год и статистической форме 2-ТП (воздух) за соответствующий период.

В связи чем, Управлением в адрес АО «Газпромнефть-ОНПЗ» было направлено требование о предоставлении пояснений и внесении изменений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за … год.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки, письмом № … предприятием была представлена уточненная Декларация за … год (вх. … от … года.)

Сотрудниками Управления проведен повторный сравнительный анализ представленной Декларации и формы № … (воздух), в ходе которого было выявлено несоответствие фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в Декларации за … год и статистической форме № 2 – ТП (воздух) за соответствующий период. Расчёты анализа представлены ниже:

Основная площадка

Наименование

Данные по декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (т/г)

Данные по форме № 2-ТП (воздух) (т/г)

Азота диоксид

2046,15306

3814,829

Азота оксид

368,9352

0

Алканы C12-C19 /в пересчете на суммарный органический углерод/ (Углеводороды предельные C12-C19, растворитель РПК-265П и др.)

290,29731

0

Амилены (смесь изомеров)

467,06173

0

Аммиак

1,56967

1,471

Бензапирен

0,00093191

0,001

Бензол

69,33688

41,897

Диалюминий триоксид (в пересчёте на алюминий)

1,28

0

Диметилбензол (ксилол) (смесь мета-, орто- и параизомеров)

55,06836

19,114

Зола ТЭС мазутная (в пересчёте на ванадий)

3,2716

3,533

Керосин

26,32766

0

Метилбензол (толуол)

298,80513

220,643

Метилмеркаптан, этилмеркаптан

0,00018

0

Минеральное масло

0,002

0,002

Пыль неорганическая, содержащая диоксид кремния в процентах: выше 70 процентов

116,238

141,812

Пыль неорганическая, содержащая диоксид кремния: 70 - 20 процентов

280,01046

427,679

Серная кислота

9,11103

8,572

Сероводород

29,791722

34,945

Серы диоксид

6189,42659

6336,587

Спирт изопропиловый

0,08561

0,025

Спирт метиловый

104,094

139,449

Углеводороды предельные С12-С-19

17,28549

0

Углеводороды предельные С1-С-5 (исключая метан)

8052,69592

0

Углеводороды предельные С6-С10

1717,31294

0

Углерода оксид

2642,30245

2643,399

Фенол

6,92939

0

Хлористый водород

0,06198

0

Этилбензол

1,17395

1,272

Гидроксиметилбензол (крезол, смесь изомеров: орто-, мета-, пара-)

0

8,7

0

0,05

уксусная кислота

0

0,001

бензин

0

1,87

азотная кислота

0

0,003

Буферный пруд

Наименование

Данные по декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (т/г)

Данные по форме № 2-ТП (воздух) (т/г)

Аммиак

0,00325

0,001

Метилбензол (толуол)

0,0792

0,082

Серы диоксид

0,65756

0,694

Углерода оксид

12,7594

13,054

Также в Декларации за … год (основная площадка) не верно указаны нормативы предельно допустимый выбросов от стационарных источников для которых установлены временно разрешенные выбросы (ВРВ). Значения, указанные в Декларации за … превышают нормативы установленные разрешением на выброс от … № … для следующих загрязняющих веществ: сероводород и фенол, что влечет за собой заниженную сумму платы за выбросы вышеуказанных веществ.

Кроме того, согласно представленной уточненной декларации за … г. отход «Растительные отходы при уходе за зелеными насаждениями на территории производственных объектов практически неопасные» (код по ФККО …) размещен на полигоне промышленных отходов, эксплуатируемом ЗАО «Полигон». При этом, согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от … № …, лимит на размещение данного отхода установлен на полигон захоронения твердых коммунальных отходов, эксплуатируемый ООО «УК «Называевск».

В соответствии с п. 1 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.20110 № 50 (далее – Порядок), предельно допустимые количества отходов конкретного вида, направляемых на размещение, утверждаются для конкретных объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов.

В соответствии с п. 14 Порядка документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случае изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.

Согласно ст. 16.3. Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Таким образом, плата за размещение указанного выше отхода должна быть рассчитана с применением повышающего коэффициента, равного 5, в связи с отсутствием лимита на его размещение на полигоне промышленных отходов, эксплуатируемом ЗАО «Полигон».

Указанные выше факты, свидетельствуют о не полной и недостоверной информации, представленной в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Нарушены: ст. 16.2, 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Согласно должностной инструкции начальника отдела охраны окружающей среды АО «Газпромнефть-ОНПЗ» №…, утвержденной … года, основной задачей начальника отдела ООС является:

- обеспечение организации всеми разрешительными документа в области охраны окружающей среды;

- организация производственного экологического контроля за состоянием окружающей среды, обеспечение на объектах организации защиты окружающей среды от загрязнения выбросами вредных веществ, выполнение требований природоохранного законодательства;

- обеспечение учета и анализа всех вредных выбросов в окружающую среду в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Начальник отдела ООС обязан соблюдать требования законодательства РФ и локальных нормативных актов (норм, правил, инструкций и Стандартов организации) по промышленной и экологической безопасности.

Начальник отдела ООС должен организовывать:

- работы в Организации по проведению паспортизации и инвентаризации источников выбросов вредных веществ в окружающую среду;

- работу в Организации по производственному контролю за соблюдением требований законодательства и корпоративных стандартов в области охраны окружающей среды;

- составление и своевременное предоставление государственной и корпоративной отчетности в области охраны окружающей среды.

В соответствии с приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу №… от …. на должность начальника отдела охраны окружающей среды назначен Казадеев Сергей Владимирович.

Факт допущенных нарушений подтверждается:- актом проверки Акционерного общества «Газпромнефть-ОНПЗ» от … №…; заявкой о постановке на учет объекта НВОС №…, разрешением на выброс от … за №…, отчетами по форме 2-ТП (воздух), отчетом ПЭК за … год, отчетом 2 ТП(отходы), декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за …;; документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от … №.. ; данными учета в области обращения с отходами за … год; программой производственного экологического контроля за состоянием окружающей средыдля объекта НВОС № …, утвержденная заместителем генерального директора АО «Газпромнефть-ОНПЗ» В.Н. Генераловым …; отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объекта НВОС ….и иными материалами дела.

Таким образом, в действии (бездействии) Казадеева С.В. содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.

Представленное в материалы дела заключение экспертной комиссии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина по обращению АО « Газпромнефть-ОНПЗ» №…. от …. согласно которому утверждение о том, что использование методик расчета выбросов ЗВ, не включенных в перечень, утвержденный Минприроды России, приводит к получению недостоверных сведений инвентаризации выбросов ЗВ (о количественном и качественном составе выбросов) сведений о результатах производственного экологического контроля, сведений об объемах выбросов ЗВ по форме федерального статистического наблюдения №2-тп, не верно, носит характер теоретических размышлений и не отвечает требованиям, установленным статьей 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, нижеследующие вменяемые Казадееву С.В. нарушения подлежат исключению из общего объема нарушений, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Из постановления по делу об административном правонарушении от …. следует, что:

п.2 В разделе II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду» (Сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника)) заявки о постановке на учет объекта НВОС № …, а также согласно информации из проекта предельно-допустимых выбросов (включая отчет по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) указано загрязняющие вещество - «Смесь углеводородов предельных … (код вещества …)». При этом в Разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденным приказом от … №… Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, указано загрязняющие вещество - «Углеводороды предельные … (исключая метан)».

Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» меры государственного регулирования для атмосферного воздуха применяются в отношении следующих загрязняющих веществ:

- Углеводороды предельные С1-С-5 (исключая метан);

- Метан.

Таким образом, должностное лицо делает вывод, что при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ объекта НВОС … (инвентаризация проведена в … году) неопределенны параметры выброса для загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

При постановке на учет объекта НВОС № …( постановка на учет проведена …) в разделе II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду» (Сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника)) внесены сведенья о загрязняющем веществе не входящем в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.

Нарушены: п. 1,4 ст. 69, ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

п.3 Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.

В ходе проведения проверки в результате визуального осмотра …на площадке Производство № 1, цех № 2 «Комплекс по получению битумов и кокса» выявлен открытый склад хранения кокса, представляющий собой площадку с твердым покрытием со сторонами ориентировочно 32 м?71 м.

Производство № 1 (производство первичной переработки нефти, битумов и кокса) обеспечивает, в том числе, выпуск кокса для реализации (готовая продукция) следующих марок: кокс электродный прокаленный марки КЭП-1, КЭП-2, КЭП-3, КЭП-4, предназначенный для алюминиевой, анодной промышленности, других отраслей народного хозяйства, а также для экспорта; кокс электродный суммарный марки А, Б применяется в электродной отрасли.

Открытый склад предназначен для выдачи кокса, высушивания и охлаждения кокса с последующей загрузкой мостовым краном в приемный бункер для транспортировки в накопительные силосы.

ГОСТ Р 56249-2014 распространяется на техническую газовую серу, получаемую в результате очистки природного газа из газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений и сероводородсодержащих газов нефтеперерабатывающих производств, и на модифицированную техническую газовую серу, получаемую из технической газовой серы и модифицирующих добавок.

Согласно п. 5.5 ГОСТ Р 56249-2014 с целью охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами вредных веществ должен быть организован контроль содержания предельно допустимых выбросов. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ осуществляется в соответствии ГОСТ Р 58577-2019.

Однако в отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, утвержденной Генеральным директором АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Белявским О.Г. в … году для основной производственной площадки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» отсутствует вышеуказанный неорганизованный, площадной источник выбросов.

Таким образом, отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух содержит недостоверные сведения об имеющихся на территории объекта НВОС №… источниках загрязнения атмосферного воздуха.

п. 4 Согласно ст.19 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»:

1. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся:

1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;

3) поверка средств измерений;

4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Областями аккредитации испытательной лаборатории (центра) ОАО «Казанское научно-производственное управление «Оргнефтехимзавод» (Омский участок ОАО «КНПУ «Оргнефтехимзавод» ИНН …) (аттестат аккредитации № … от …) определение параметров выбросов загрязняющих веществ на стационарных источниках загрязнения допустимо при скорости газов (газовоздушной смеси) не менее 4 м/с. В области аккредитации отсутствуют соответствующие документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений для показателя скорость газовоздушной смеси с диапазоном определения менее 4 м/с.

В тоже время, согласно протоколам измерений и актам отбора проб из отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для основной производственный площадки (…)), на основании которых проведена инвентаризация источников выбросов, определены параметры выбросов загрязняющих веществ (мощность – г/с, объем – т/год) для организованных источников выбросов №№ …. скорость газовоздушной смеси (отходящих газов) во время проведения инструментальных измерений определена менее 4 м/с.

Согласно пунктам 4, 5 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.При проведении инвентаризации выбросов определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса).

Таким образом, должностное лицо делает вывод, что при проведении инвентаризации указанных организованных источников выбросов, при осуществлении отбора проб и последующего расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не соблюдены критерии диапазона определения скорости отходящих газов, установленные областью аккредитации испытательной лаборатории (центра). Полученные таким образом параметры выбросов загрязняющих веществ (мощность – г/с, объем – т/год) некорректны и не могут быть использованы для инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия, проведения расчета рассеивания в соответствии с положениями Приказа № …от … «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе», установления нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ и разработки программы ПЭК и его проведения в соответствии с положениями Приказа № … от … «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Необходимо отметить, что согласно сведениям с официального сайта Федеральной службы по аккредитации (…/) действие аккредитации № … от … прекращено согласно решению от … № ….

п.5 В соответствии с протоколами измерений отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для основной производственный площадки (…)), на основании которых проведена инвентаризация неорганизованных источников выбросов №№ ….. и определения параметров выбросов загрязняющих веществ (мощность – г/с, объем – т/год) в качестве нормативного документа на метод расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу использован: РД … «Охрана природы, атмосфера, требования к точности контроля промышленных выбросов, методические указания». Пунктом 1 РД … установлено, что настоящий руководящий документ распространяется на методы измерения концентрации загрязняющих веществ и объемного расхода газовой смеси в выбросах для всех типов организованных источников загрязнения атмосферы.

Условия отбора проб соответствуют ПНД Ф 12.1.1-99 «Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий» в преамбуле которых сказано, что в Методических рекомендациях изложены правила отбора проб выбросов из газоходов и проведения измерений объема отобранной пробы (приведенного к нормальным условиям), как одного из процессов в методиках выполнения измерений концентраций вредных веществ (газов и паров) в пробе.

В соответствии с п. 1.1 Методических рекомендаций отбор проб и измерение параметров потока выбросов проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563, МИ 1967, РД 52.04.59 и настоящими Методическими рекомендациями.

Таким образом, при проведении инвентаризации указанных неорганизованных источников выбросов, при осуществлении отбора проб и для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу использованы инструментальные и расчетные методики, применимые только для определения параметров выброса загрязняющих веществ с организованных источников. Полученные таким образом параметры выбросов загрязняющих веществ (мощность – г/с, объем – т/год) некорректны и не могут быть использованы для инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия, проведения расчета рассеивания в соответствии с положениями Приказа № 273 от 06.06.2017 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе», установления нормативоввыбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ и разработки Программы ПЭК и его проведения в соответствии с положениями Приказа №74 от 28.02.2018 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

В соответствии с протоколами измерений отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для основной производственный площадки (…)), на основании которых проведена инвентаризация организованных источников выбросов №№ …. в качестве нормативного документа на метод расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу использован РД … «Охрана природы, атмосфера, требования к точности контроля промышленных выбросов, методические указания». Условия отбора проб соответствуют ПНД Ф … «Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий».

В соответствии с п.п. 1.2, 1.3, 1.4 Методических рекомендаций, место для отбора проб и проведения измерений параметров потока выбросов выбирают с таким расчетом, чтобы эти измерения обеспечивали получение достоверных результатов. Измерительное сечение должно располагаться на прямолинейном участке газохода с установившимся газовым потоком, где отсутствуют возвратные или вращательные движения газа и пыли, и находиться как можно дальше от вентиляторов, циклонов, задвижек и т.д. При отсутствии достаточно длинных прямолинейных участков в газоходе оптимальным местом выбора измерительного сечения является расстояние, определяемое 5-6 диаметрами газохода перед местом проведения измерений и 3-4 диаметрами - после него.

В соответствии с протоколами измерений, параметры выбросов загрязняющих веществ для указанных организованных источников (мощность – г/с) определены исходя из разности концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе до объекта и после объекта (источника выбросов).

Таким образом, должностное лицо делает вывод, что при проведении инвентаризации вышеуказанных источников, при осуществлении отбора проб и последующего расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не соблюдены установленные ПНД Ф …. требования к местам отбора проб. Полученные таким образом параметры выбросов загрязняющих веществ (мощность – г/с, объем – т/год) некорректны и не могут быть использованы для проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух.

п. 6 Определение геометрических характеристик источников загрязнения атмосферы №№ …. проведено с нарушением (несоблюдением) установленных правил и требований.

Согласно протоколам измерений и актам отбора проб из отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для основной производственный площадки, на основании которых проведена инвентаризация источников выбросов, указаны геометрические характеристики источников выбросов загрязняющих веществ (высота) для организованных источников выбросов.

В соответствии с. п. 37 приказа №352 высота источника выбросов указывается с точностью до одной десятой метра.

При этом, принятые в инвентаризации выбросов и для расчета загрязнения атмосферы значения высоты источников выбросов не соответствуют представленным протоколам инструментальных измерений и актам отборов проб по источникам №№ …..

Учитывая, что согласно приказу Минприроды России от … №…. «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» высота источников выбросов является одним из параметров для расчета максимальной приземной разовой концентрации и средних концентраций загрязняющих веществ, результаты расчетов рассеивания не могут быть полностью достоверны.

п.7 При расчете выбросов загрязняющих веществ в составе инвентаризации (тома ….)вычисления мощности выбросов (г/с) и их годового объема (т/г) для ряда источников, исходными данными для которых послужили инструментальные измерения (источники №…и т.д.)выполнены без учета рекомендаций, приведенных вп.4 раздела 1.4.1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющихвеществ в атмосферный воздух, СПб, 2012 г, а также аналогичных по составу требований, впоследствии закрепленных в п. 38 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 г №352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки». Согласно этим требованиям, если при проведении измерений концентрация загрязняющего вещества, присутствующего (в соответствии с технологическим процессом) в выбросах источника загрязнения атмосферного воздуха, оказалась меньше нижнего предела обнаружения, установленного в применяемой методике, то измерения повторно производятся по более чувствительной методике. В том случае, когда концентрация этого ЗВ оказалась меньше нижнего предела диапазона определения наиболее чувствительной методики измерений, то:

- для организованных источников концентрация считается равной половине нижнего предела диапазона измерения методики, если он не меньше 0,5ГНр.з., гдеГНр.з.- значение гигиенического норматива (ГН) среднесменной предельно допустимой концентрации измеряемого загрязняющего вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКр.з.); если среднесменная ПДК не установлена, то используется максимальная разовая ПДКр.з.; или ориентировочно безопасный уровеньвоздействия (ОБУВ) ЗВ в воздухе рабочей зоны; концентрация ЗВ принимается равной нулю, если нижний диапазон методики ее измерения меньше 0,5ГНр.з..

- для неорганизованных источников, расположенных на открытом воздухе концентрация ЗВ считается равной половине нижнего предела диапазона измерения методики, если он не меньше 0,5 ГНа.в., гдеГНа.в.- значение ГН предельно допустимой среднесуточной концентрации измеряемого загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, если среднесуточная ПДКсс. не установлена, то в качестве ГН следует использовать максимальную разовую ПДКр.з или ОБУВ ЗВ в атмосферном воздухе; концентрация ЗВ принимается равной нулю, если нижний диапазон методики ее измерения меньше 0,5ГНа.в..

В составе расчета выбросов, приведенном в указанном выше разделе,выброс загрязняющего вещества по умолчанию считается равным нулю, если значение измеренной концентрации оказалось ниже предела диапазона измерения методики. При этом расчет, обосновывающий целесообразность нормирования данного вещества с учетом указанных выше правил, в составе томов инвентаризации отсутствует. Таким образом, для подобных источников загрязнения атмосферного воздуха ряд загрязняющих веществ не был пронормирован.

Следует отметить, что Приказ об утверждении нормативов выбросов для основной производственной площадки АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» от … г №…, был выдан Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу до вступления в силу Приказа Минприроды России от … г №…; однако во время выдачи Разрешения на выброс загрязняющих веществ от … г №… г данный документ уже действовал.

п. 8 Также в составе инвентаризации не указаны методики, согласно которым были произведены расчеты выбросов загрязняющих веществ для следующих источников:

- №… – по этиленгликолю и изопропиловому спирту (том…, стр. 400; …, стр. 24, 37);

- №… (том …,стр. 104-107, 115-118);

- №…(том …, стр. 95-97 – залповые выбросы).

Нарушены: ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха»; Приказ Минприроды РФ от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

п.9 В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 10 и 28 приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе, в том числе, методик расчета выбросов. Для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением правительства РФ от 16.05.2016 №422 утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии с пунктом 15 Правил утверждения методик применение Методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик расчета выбросов.

Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден Приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341.

Согласно п. 25 Порядка проведения инвентаризации использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях:

отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности забора проб дляопределения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давлениевнутри газохода, отсутствие доступа к источнику).

Необходимо отметить, что согласно п. 17 Порядка проведения инвентаризации для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов, в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.

В представленном отчете по инвентаризации отсутствует обоснование выбора и применения использованных расчетных методов для определения показателей выбросов для следующих источников:

1. Источник №4006 (ЗРА узла одоризационной установки), величина утечки газа в атмосферу через неподвижное уплотнение фланцевого типа для одного аппарата вычислена в соответствии с РД 51-31323949-05 Методика определения технологических потерь газового конденсата на промысловых объектах ОАО«Газпром».

Применение расчетных методик является обоснованным с точки зрения отсутствия практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов.

Вместе с тем, примененная расчетная методика не включена в Перечень методик в установленном порядке.

Согласно информации из отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. по ИЗА 4006, контроль на источнике был произведен расчетным методом, что также соответствует методам расчета качественного и количественного состава промышленных выбросов, выполненным в рамках инвентаризации ИЗА, проведенной в 2018 г.

2. Резервуарные парки, в том числе источники №№…. расчет произведен программой «АЗС-Эколог» (Фирма «Интеграл»): Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров» (приказ Госкомэкологии России от 08.04.1998 № 199 с дополнениями от 1999 г., введенными НИИ Атмосфера, письмо НИИ Атмосфера от … по дополнению расчета выбросов на АЗС), Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, НИИ Атмосферы, Санкт-Петербург, 2012 г., приказ Министерства энергетики РФ от 13.08.2009 № 364 «Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении (в ред. приказа Минэнерго РФ от 17.09.2010 № 449), Методическое письмо НИИ Атмосфера от 06.08.2015 № 07-2-465/15-0.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух производится при сливе/наливе нефтепродуктов в резервуары, выброс осуществляется через дыхательные клапаны.

Методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от резервуаров широко используются при нормировании выбросов (в том числе при проведении инвентаризации источников загрязнения атмосферы), а также при проведении производственного экологического контроля.

В связи с неравномерной работой дыхательных клапанов, сложной геометрией устья источников загрязнения атмосферы, а также трудностью определения объема ГВС и массы выброса, фактически отсутствует возможность проведения инструментальных измерений выбросов.

С учетом изложенного, применение расчетных методик является обоснованным.

Согласно информации из отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. контроль на вышеуказанных источников загрязнения атмосферного воздуха был произведен расчетным методом, что также соответствует методам расчета качественного и количественного состава промышленных выбросов, выполненным в рамках инвентаризации ИЗА, проведенной в 2018 г.

3. Источники №… (Факельная свеча), №… (Факельная свеча), №… (Факельная свеча), №… (Факельная свеча), №… (Факельная свеча), № … (Факельная свеча), №… (Закрытый факел) применена методика расчета параметров выбросов и валовых выбросов вредных веществ от факельных установок сжигания углеводородных смесей, Москва, 1996г.

Технологический процесс, в результате которого производится выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – горение газо-воздушной смеси, соответственно провести отбор проб непосредственно от источников загрязнения атмосферного воздуха невозможно (открытое горение факела).

Высотная факельная установка – техническое устройство для сжигания в атмосфере некондиционных газовых и газоконденсатных смесей, транспортируемых под давлением в зону горения по вертикальному факельному стволу высотой 4 м и более.

В соответствии с ПНД Ф 12.1.1-99 при проведении отбора проб, допустимая температура воздуха в газоходе - до 600 °С.

Стоит также отметить, что компонентный состав выбросов до факела в газоходе не соответствует качественному составу (перечню загрязняющих веществ) после сжигания на соответствующей факельной свече.

Параметры вышеуказанных источников:

№0056 температура газовоздушной смеси на выходе источника загрязнения выбросов – 1562, высота – 37,5 м.;

№0057 температура газовоздушной смеси на выходе источника загрязнения выбросов – 1562, высота – 67,5 м.;

№0058 температура газовоздушной смеси на выходе источника загрязнения выбросов – 1562, высота – 67,5 м.;

№0379 температура газовоздушной смеси на выходе источника загрязнения выбросов – 1319, высота – 131 м.;

№0525 температура газовоздушной смеси на выходе источника загрязнения выбросов – 1045, высота – 131 м;

№0920 температура газовоздушной смеси на выходе источника загрязнения выбросов – 1144, высота – 108 м;

№1032 температура газовоздушной смеси на выходе источника загрязнения выбросов – 1671, высота – 54 м.

Таким образом, применение расчетных методик является обоснованным с точки зрения отсутствия практической возможности проведения инструментальных измерений промышленных выбросов непосредственно на указанных источниках выбросов.

Согласно информации из отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. по рассматриваемым источникам выбросов, а именно источники №… (Факельная свеча), № … (Факельная свеча), №… (Факельная свеча), № … (Факельная свеча), №… (Факельная свеча), №… (Факельная свеча), контроль на источниках был произведен расчетным методом, что также соответствует методам расчета качественного и количественного состава промышленных выбросов, выполненным в рамках инвентаризации ИЗА, проведенной в 2018 г.

4. Расчет нормативов выбросов для перечня источников выбросов (например, источники №№…. и др.) выполнен по Методике расчетно-экспериментального определения выделения (выбросов) загрязняющих веществ с поверхностей испарения на предприятиях нефтехимии и нефтепереработки (АОЗТ «Кубаньэко», ЛТД, 1996 г.).

Методика предназначена для определения количества выбросов загрязняющих веществ от открытых поверхностей испарения неорганизованных источников (нефтеловушки, нефтеотделители, пруды отстойники и т.д.) и основана на инструментальных измерениях концентраций загрязняющих веществ и расчете газовоздушного баланса с наветренной и подветренной сторон от неорганизованных источников.

При проведении инвентаризации и нормировании выбросов загрязняющих веществ вышеуказанная методика применена с учетом фактически отобранных проб согласно методике ПНД Ф 12.1.1-99 «Методические рекомендации по отбору проб при определении концентрации вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятиях». В данной методике изложены правила отбора проб выбросов из газоходов и проведения измерений объема отобранной пробы (приведенного к нормальным условиям), как одного из процессов в методиках выполнения измерений концентраций вредных веществ (газов и паров) в пробе.

Место для отбора проб и проведения измерений параметров потока выбросов выбирают с таким расчетом, чтобы эти измерения обеспечивали получение достоверных результатов.

Измерительное сечение должно располагаться на прямолинейном участке газохода с установившимся газовым потоком, где отсутствуют возвратные или вращательные движения газа и пыли, и находиться как можно дальше от вентиляторов, циклонов, задвижек и т.д.

При отсутствии достаточно длинных прямолинейных участков в газоходе оптимальным местом выбора измерительного сечения является расстояние, определяемое 5 - 6 диаметрами газохода перед местом проведения измерений и 3 - 4 диаметрами - после него.

На основании вышеизложенного следует, что отбор проб промышленных выбросов, выполненный по методическим рекомендациям ПНД Ф 12.1.1-99, в соответствии с которыми отбор проб промышленных выбросов проводится исключительно на организованных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и не применимы для определения количества выбросов загрязняющих веществ от открытых поверхностей испарения неорганизованных источников.

5. Источник №… (Свеча сброса СГ в атмосферу), при определении количественного и качественного состава выбросов применена расчетная методика (в отчете по инвентаризации не указано наименование примененной методики для расчета выбросов загрязняющих веществ).

Источник №… (Свеча рассеивания), для определения количественных и качественных характеристик выбросов применены методические рекомендации по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, 1997 г.

Согласно информации из отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. по ИЗА …., контроль на источнике был произведен расчетным методом, что также соответствует методам расчета качественного и количественного состава промышленных выбросов, выполненным в рамках инвентаризации ИЗА, проведенной в 2018 г.

На основании вышеизложенного, данные инвентаризации выбросов указанных источников загрязнения атмосферного воздуха являются недостоверными, так как примененные методы (методики) расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками не входят в утвержденный Минприроды России Перечень методик. Данные инвентаризации выбросов источника №0579 также считаются не достоверными, так как в отчете по инвентаризации не указано наименование примененной методики для расчета выбросов загрязняющих веществ.

Нарушены:ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха», п.10, 28 приказа Минприроды РФ от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

п.10 В соответствии с п. 42 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях:

- изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;

- изменение объемов производства;

- замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;

- выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;

- изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов;

- реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

В пункте 45 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 указано, что корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 43 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

С вступлением в силу приказа Минприроды России № 341 от 31.07.2018 (зарегистрирован в Минюсте России 23.10.2018 № 52502) по утверждению Порядка формирования и ведения Перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты НВОС, применяющих для определения величин выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников методики (методы) измерений, не вошедшие в утвержденный Минприроды России Перечень методик расчета, возникла обязанность в корректировке данных инвентаризации в течении одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в п. 42 Порядка.

Для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (Основная площадка, объект НВОС №…) нормативы допустимых выбросов от стационарных источников выбросов, утвержденные приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от … № …, рассчитаны на основе данных инвентаризации, утвержденной генеральным директором АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Белявским О.Г. в 2018 году.

На основании вышеизложенного, корректировка данных инвентаризации выбросов от стационарных источников выбросов объекта НВОС №… (Основная площадка) должна быть проведена АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в течение одного года со дня вступления в силу приказа Минприроды России № … от … (зарегистрирован в Минюсте России … № …).

В ходе проведения настоящей проверки установлено, что корректировка данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов объекта НВОС №… (Основная площадка), утвержденной генеральным директором АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Белявским О.Г. в 2018 году, не проведена.

Нарушены:ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха», п.42, 45 приказа Минприроды РФ от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Вмененные нарушения ( с п. 2 по п. 10 (условно обозначенные в решении) включительно) совершены в определенный момент времени- по п. 2 при подачи данных инвентаризации (2018 год), при постановке на учет объекта НВОС (…), по п. 3, 4,5,6, 7, 8 при подачи данных по инвентаризации (… год), по п. 9 при предоставлении отчета по инвентаризации (.. год, приказ Минприроды от … за №352), по п. 10 в течение одного года с момента вступления в силу Приказа Минприроды от №… от …. Таким образом, годичный срок давности привлечения к административной ответственности (по указанным пунктам), предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, на момент вынесения постановления должностного лица административного органа -…., истек.

Вносимые изменения-исключения из объема части инкриминируемых нарушений не влияет на выводы должностного лица, о наличии в действиях Казадеева С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного санкцией ст. 8.5 КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Быструшкиной Т.С. № … от …., которым Казадеев Сергей Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей, оставить без изменения, а жалобу Казадеева С.В.– без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба, принесен протест в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: И.В. Ефремова