Дело № 12-27/2022
УИД 22RS0068-01-2022-004164-39
РЕШЕНИЕ
с. Усть-Кокса 04 августа 2022 года
Судья Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай Шатина С.Н., рассмотрев жалобу ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» на постановление старшего инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.05.2022 г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № старшего инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, указывая, что проект освоения лесов является документом долгосрочного планирования (сроком действия не менее 10 лет), определяющим порядок освоения лесов в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования. В связи с этим проектируемые мероприятия по приобретению, аренде или изготовлению пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря должны быть исполнены в течение срока действия Проекта освоения лесов, то есть в период до 2026 года. Потребность в средствах пожаротушения определена в соответствии с нормами Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2014 г «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». При этом указанный нормативный акт регламентирует нормы положенности средств пожаротушения по видам использования лесов в зависимости от площадей, но не учитывает специфику ООПТ с учетом их географического расположения, лесорастительных и экономических особенностей, а также не учитывает тот факт, что земельные участки передаются Учреждениям от Российской Федерации в постоянное бессрочное пользование, что предполагает использование данных участков для видов, приведенных в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации. По мнению Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ, применение указанного нормативного акта для расчета норм обеспеченности средствами пожаротушения на ООПТ ведет к завышенным требованиям по количеству средств пожаротушения на единицу площади. В связи с вышесказанным, в заповеднике оперативное планирование мероприятий по предотвращению и тушению лесных пожаров на территории лесничества осуществляется на основании Плана тушения лесных пожаров на территории лесничества «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский». В соответствии с Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 г № 377, планом устанавливается, в том числе, перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также противопожарное обустройство территории. На период пожароопасного сезона 2022 года План утвержден заместителем директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере ООПТ ФИО3 27.01.2021 г (документ № 15-46/2483). Запланированные данным документом мероприятия на 2022 год выполняются в полном объеме, что подтверждается Постановлением. 28 марта 2022 года состоялось заседание Научно-технического совета ФГБУ «Государственный заповедник «Катунский» о подготовке к пожароопасному сезону. На нем были рассмотрены предложения о внесении изменений в лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов, связанные с пересмотром норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. Решением данного заседания НТС рекомендовано исключить из данных норм (табл. 11 Проекта освоения лесов) следующие позиции: торфяные стволы - в связи с тем, что на территории заповедника отсутствуют торфяники (имеющиеся болота - низинного типа, с небольшим по мощности торфо-перегнойным горизонтом и обширными по площади участками открытой воды), смачиватели, пенообразователи - в связи с тем, что их использование возможно только на спецтехнике (пожарные машины), а подъездных путей к территории заповедника нет. Также рекомендовано пересмотреть нормы использования напорных пожарных рукавов, уменьшив их до 12 шт. (в связи с тем, что пожарные помпы используются исключительно в районах кордонов вблизи водоемов, соответственно, на каждую помпу достаточно 4 пожарных рукавов). 12 напорных пожарных рукавов в учреждении имеются. Также Постановлением утверждается, что не обеспечено в объеме, предусмотренном проектом освоения лесов, противопожарное обустройство лесов, в том числе: мероприятия по эксплуатации лесных дорог: в таблице 9 проекта освоения лесов запроектированы мероприятия по ремонту дороги в урочище Алтын-Булак протяженностью 6.1 км. Фактически этой дороги нет, она использовалась до создания заповедника и подходила со стороны Республики Казахстан, пересекая государственную границу. Ни в госзадании, ни в Плане тушения лесных пожаров данная дорога не фигурирует. Внесена в проект освоения лесов ошибочно. Устройство подъездов к источникам пожарного водоснабжения на территории Катунского заповедника осуществляется постоянно. Так, в связи с отсутствием автомобильных подъездов в качестве транспортных средств для пожарного водоснабжения используется гужевой транспорт. Подъезд для гужевого транспорта к естественным водоемам и водотокам на территории заповедника свободный, никакое специальное обустройство для этого не требуется. Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, а также создание и содержание противопожарных заслонов: на территории заповедника находится густая сеть рек и ручьев протяженностью более 1200 км. Они являются естественными преградами для низовых пожаров. Естественными противопожарными барьерами являются и горные хребты, в основном покрытые снежниками и ледниками. Поэтому, исходя из низкого класса природной пожарной опасности, отдаленности территории от населенных пунктов, обилия жидких осадков и малой вероятности возникновения пожаров при соблюдении заповедного режима проект противопожарного устройства территории Катунского заповедника признает нецелесообразным создание искусственных профилактических противопожарных барьеров в заповеднике. Кроме того, в соответствии с Методическими указаниями по организации и проведению профилактических контролируемых противопожарных выжиганий хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов в лесах, расположенных на землях лесного фонда, утвержденными приказом Минприроды России от 27.08.2019 N 580 факторами, исключающими проведение профилактических выжиганий на участке, являются (в числе прочих) риски причинения невосполнимого вреда ценным природным компонентам (объектам) и экологической среде. В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Таким образом, территории лесничества «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» является ценным природным объектом, и проведение профилактических контролируемых противопожарных выжиганий в его границах недопустимо. Устройство лиственных опушек: невозможно в связи с тем, что в лесохозяйственном регламенте и проекте освоения лесов не предусмотрены посадки и рубки леса, необходимые для устройства лиственных опушек. Более того, в условиях горной, скалистой и труднодоступной местности и отсутствия дорог выполнение этих работ не представляется возможным. На землях лесного фонда Республики Алтай создание лиственных опушек не практикуется, а в заповеднике еще и противоречит его режиму. Также данные мероприятия не запланированы Планом тушения лесных пожаров на 2022 год. В то же время, запланированные данным документом мероприятия на 2022 год выполняются в полном объеме, что подтверждается Актом выездной проверки №Л-468-кн от 22 апреля 2022 г. В постановлении по делу об административном правонарушении указано что, заповедник совершил правонарушение в умышленной форме вины, вместе с тем, вина в совершении правонарушения должностными лицами в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республики Алтай не доказана, в чем именно выразились действия/бездействия, повлекшие указанные нарушения. При таких обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в действиях ФГБУ «Государственный заповедник «Катунский» отсутствует, поскольку заповедником предприняты все возможные меры по исполнению лесного законодательства, в части охраны лесов от пожаров, привлечение его к административной ответственности незаконно.
В судебном заседании директор ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» ФИО2 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Если судом будет установлена вина ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский», просил применить при рассмотрении вопроса о размере наказания ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Должностное лицо, составившее протокол и вынесшее постановление - старший инспектор РФ в области охраны окружающей среды пои -Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо, составившее протокол и вынесшее постановление, допросив специалиста ФИО4, судья приходит к выводу о том, что основания для отмены постановления должностного лица не имеются.
Положениями ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 02.03.2022 г. № 23-р во исполнение п. 3.5 протокола оперативного совещания совета Безопасности Российской Федерации от 19.01.2022 г. № Пр-195 о дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период Территориальным органам Росприроднадзора необходимо провести проверки готовности дирекций, осуществляющих управление государственными заповедниками и национальными парками, к пожароопасному сезону в лесах в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ в срок до 01.06.2022.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 15.04.2022 г. № 221-р на всей территории Республики Алтай с 15 апреля 2022 года введен особый противопожарный режим.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ст. 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены «Правила пожарной безопасности в лесах», устанавливающие единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, и являющихся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (далее - Правила пожарной безопасности в лесах). Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 указанных Правил, осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды (пункт 6 Правил пожарной безопасности в лесах).
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров. Меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной опасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств, планы тушения лесных пожаров лесничеств и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке
В соответствии с Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов на 1000 га, в том числе по установке и размещению стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Согласно ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011г. № 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" определено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со ст. 11 ЛК РФ; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Из материалов дела следует, что с 11.04.2022 года по 22.04.2022 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки ФГБУ «Государственный заповедник «Катунский» установлено, что ФГБУ «Государственный заповедник «Катунский» допущены следующие нарушения обязательных требований при подготовки к пожароопасному периоду 2022 года: ФГБУ «Государственный заповедник «Катунский» не обеспечено наличие необходимого противопожарного инвентаря, снаряжения и оборудования, предусмотренного проектом освоения лесов лесничества «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский», а именно: в ходе проверки зафиксировано отсутствие напорных пожарные рукава (20 шт. согласно проекта освоения лесов), торфяные стволов (3 шт. согласно проекта освоения лесов), смачивателей, пенообразователей (2 шт. согласно проекта освоения лесов). В ходе дополнительно представленных ФГБУ «Государственный заповедник «Катунский» пояснений установлено, что пожарные рукава в количестве 12 штук в учреждении имеются, однако до установленного Проектом освоения лесов норматива не хватает еще 8 пожарных рукавов. ФГБУ «Государственный заповедник «Катунский» не в полном объеме выполнены мероприятия по противопожарном обустройству территории, а именно: не выполняются предусмотренные нормативами противопожарного обустройства лесов мероприятия по эксплуатации лесных дорог; строительству, реконструкции и эксплуатации пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); устройству подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, проведению профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; созданию и содержанию противопожарных заслонов шириной; устройству лиственных опушек. Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.07.2014 №367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации территория лесничества ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» отнесена к Алтае-Саянскому горно-лесостепному лесному району Южно-Сибирской горной лесорастительной зоны (стр. 82 Лесохозяйственного регламента). Проектом освоения лесов определены площади лесных участков по классам лесничества «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский», произведено распределение по классам природной пожарной опасности: 1 класс - 40,6 га, 2 класс - 11,5 га, 3 класс - 18569,4 га, 4 класс - 56748 га, 5 - 76294,5 га. Общая площадь территории 151664 га, лесные земли 27283 га (стр. 17 проекта освоения лесов). Таким образом, с учетом нормативов противопожарного обустройства лесов на территории лесничества «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» должны осуществляться следующие мероприятия, направленные на предупреждение лесных пожаров, а также следующие меры противопожарного обустройства лесов: установка и размещение стендов не менее 3 шт., установка и размещение плакатов - 1 шт., установка и размещение объявлений (аншлагов) и друг их знаков и указателей - 22 шт., благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации - 1 шт., эксплуатация дорог - суммарная протяженность созданных, реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 1 шт., устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения - 1 шт., эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения - по количеству имеющихся, противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов - 54 га, создание и содержание противопожарных заслонов шириной 30-50м, 120-320 м – 1 км. - устройство лиственных опушек шириной 150-300 м - 1 км., строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря - 1. При проведении проверки не представлены акты, наряды, иные материалы, свидетельствующие о выполнении вышеуказанных мероприятий. Более того Планом тушения пожаров на 2022г. указанные мероприятия не запланированы. Изложенное является нарушением ч. 2 ст. 53, 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200 - ФЗ, Постановления Правительства РФ от 16.04.2011г. № 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", Приказа Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», подпункт «в» пункта 12 раздела 2 Постановления Правительства РФ № 1614 от 07.10.2020, Приказа Минприроды России от 28.03.2014 №161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов», а также Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 7.10.2020 г. № 1614.
По данному факту в отношении общества должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N №, согласно которому в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
20.05.2022 года по результатам рассмотрения материалов административного дела в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ N №, согласно которому ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 статьей 8.32 КоАП РФ. В качестве наказания заявителю назначен административный штраф в размере 150 000 руб.
Факт нарушения правил пожарной безопасности на территории государственного биосферного заповедника «Катунский» установлен в ходе рассмотрения дела и подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки и иными материалами дела об административном правонарушении.
Следовательно, нарушение правил пожарной безопасности в лесах на территории государственного природного заповедника «Катунский» имело место во время действия особого противопожарного режима.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предусмотренная законом государственная регистрация в качестве юридического лица не только наделяет юридическое лицо правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения деятельности.
Каких-либо объективно непреодолимых, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» и исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, из материалов дела не усматривается. ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, за нарушение которых ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность.
В силу приведенных положений законодательства ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» обязано было осуществлять свою деятельность с соблюдением законодательства, однако не обеспечило надлежащего исполнения рассматриваемого блока обязанностей. Следовательно, в действиях ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» имеет место состав административного правонарушения, вмененного обществу в вину государственным органом.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно пояснениям специалиста ФИО4, выявленные нарушения не могли привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме этого, не содержат материалы дела и доказательств фактического причинения реального имущественного ущерба.
Также в материалах дела не имеется доказательств того, что ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» ранее привлекалось к административной ответственности и совершило административное правонарушение, будучи подвергнутым административному наказанию, то есть совершило правонарушение не впервые, напротив, представителем ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» представлены копии актов ранее проведенных проверок, из которых следует, что нарушений правил пожарной безопасности на территории государственного биосферного заповедника «Катунский» не выявлено.
Нарушение ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» не свидетельствует о возникновении непосредственной угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Рассматриваемое административное правонарушение выявлено при проведении внеплановой выездной проверки.
Санкцией ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что подтвержден лишь факт нарушения правил пожарной безопасности ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский», судья полагает возможным применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить назначенное ФГБУ «Государственный природный заповедник «Катунский» постановлением N № от ДД.ММ.ГГГГ административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей на предупреждение.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего инспектора РФ в области охраны окружающей среды пои -Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 о привлечении ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, заменив назначенное ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Н. Шатина