ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2022 от 12.01.2022 Чунского районного суда (Иркутская область)

38MS0114-01-2021-002476-92

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

12 января 2022 года р.п. Чунский

Судья Чунского районного суда Иркутской области Шурыгина Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело 12-27/2022 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении должностного лица, главы администрации Октябрьского муниципального образования ФИО1 по жалобе представителя ОНД и ПР по Тайшетскому и Чунскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 на постановление мирового судьи судебного №113 Чунского района Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №113 Чунского района Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении в отношении должностного лица, главы администрации Октябрьского муниципального образования ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Не согласившись с судебным постановлением, представителем ОНД и ПР по Тайшетскому и Чунскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 подана жалоба, в которой просит постановление отменить, указывая на то, что мировым судьей не в полном объеме учтены обстоятельства указанные в материалах проверки и в протоколе об административном правонарушении ГО от ДД.ММ.ГГГГ. Так, мировым судьей не учтено, что к административному делу приобщен ответ на предостережение, датированный ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующий о том, что глава администрации Октябрьского Муниципального образования задолго до составления протокола достоверно знал о несогласовании плана гражданской обороны и защиты населения с начальником ГУ МЧС России по Иркутской области, необходимости такого согласования; оценка данному обстоятельству не дана; допрошенный в ходе судебного разбирательства ФИО3, состоящий в должности начальника ГО и ЧС администрации Чунского района показал, что Приказ МЧС России за ДСП имеет гриф для служебного пользования, с приказом можно ознакомиться в администрации района. Таким образом, судом не учтен факт, что глава администрации Октябрьского муниципального образования имел реальную возможность ознакомления с положениями регламентирующими необходимость согласования плана гражданской обороны и защиты населения. Кроме того на интернет порталах имеется выписка из данного приказа с которой можно ознакомиться в свободном доступе. Получив рапорт заместителя начальника Главного управления (по гражданской обороне и защите населения) от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ План гражданской обороны и защиты населения на 2021 - 2025 годы Октябрьского муниципального образования не согласован с Главным управлением МЧС России по Иркутской области, в адрес главы администрации Октябрьского муниципального образования был направлен запрос о предоставлении сведений о согласовании плана гражданской обороны и защиты населения. Согласно сведений, полученных из администрации Октябрьского муниципального образования, администрация Октябрьского МО не имеет возможности исполнить обязанности по приведению плана гражданской обороны Октябрьского МО в соответствии с утвержденным Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения в связи с отсутствием доступа к сведениям, относящимся к государственной тайне. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, являлись достаточными для обнаружению события административного правонарушения.

Не согласен с выводами мирового судьи о том, что должностным лицом не проверялось и не установлено, имелась ли у должностного лица возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных законом, и им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. В адрес главы администрации Октябрьского муниципального образования в апреле 2021 года было внесено предостережение о необходимости направления для согласования плана гражданской обороны и защиты населения, то есть заблаговременно, по результатам рассмотрения предостережения, был получен ответ, согласно которому в виду отсутствия доступа к государственной тайне администрация Октябрьского муниципального образования не имеет возможности исполнить обязанность по приведению плана гражданской обороны в соответствии с утвержденным Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения. Считает, что отсутствие у главы администрации Октябрьского муниципального образования доступа к государственной тайне не является обстоятельством, исключающим освобождение его от административной ответственности, поскольку доступ к государственной тайне может быть получен в соответствии с инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 за № 63. В связи с вышеизложенным, просит отменить постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу за об административном правонарушении, и вернуть дело на новое рассмотрение судье.

В судебном заседании представитель ОНД и ПР по Тайшетскому и Чунскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 требования, изложенные в жалобе поддержал по указанным в ней доводам.

Глава администрации Октябрьского муниципального образования ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы, указывая на отсутствие состава административного правонарушения и правильность выводов мирового судьи.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон "О гражданской обороне"), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз.1 ст. 1 Федерального закона "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено несколько уровней муниципальных образований: городское, сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Каждое муниципальное образования, наделено кругом полномочий для решения вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.

Пунктом 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 21).

Согласно ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п. 28); организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального, городского округа (п. 31).

Законом Иркутской области от 16.12.2004 N 101-оз (ред. от 16.12.2013) «О статусе и границах муниципальных образований Чунского района Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 09.12.2004 № 3/35а-ЗС) установлено, что на территории Чунского района Иркутской области образовано 11 муниципальных образований, из которых 3 муниципальных образования (Лесогорское, Октябрьское, Чунское) наделено статусом городского поселения.

Статьей 3 указанного Закона Чунское районное муниципальное образование наделено статусом муниципального района с административным центром в рабочем поселке Чунский, установлены и утверждены его границы согласно описанию в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства (приложение 12 к настоящему Закону).

В соответствии пунктами 2, 3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях).

Согласно п. 4 указанного Положения план основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с территориальным органом МЧС России органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации. Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 5 указанного Положения подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 6 Положения планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГДСП утвержден порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны). Указанный документ имеет гриф - для служебного пользования, ознакомиться с ним в судебном заседании не представляется возможным, а равно установить факт необходимости согласования планов гражданской обороны и защиты населения с Главным управлением МЧС России по Иркутской области.

В ходе допроса мировым судьей свидетеля ФИО3- начальника отдела ГО и ЧС администрации Чунского района установлено, что разработка плана ГО включает в себя 2 этапа, во- первых исполнительные органы РФ и субъектов РФ разрабатывают исходные данные о возможной обстановке на территории субъекте при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. В дальнейшем эти данные направляются в администрации муниципальных образований, а они, в свою очередь, направляют в их в организации, которые участвуют в гражданской обороне, и в городские поселения, в полномочия которых входит разработка мероприятий по ГО и ЧС. Исходные данные имеют гриф «секретно», поступают посредством спецсвязи. Затем муниципальные образования разрабатывают мероприятия в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ ДСП. Чтобы разработать план гражданской обороны, нужен доступ к исходным данным. В администрацию Чунского района поступили исходные данные. Он, как начальник отдела ГО и ЧС администрации Чунского района, получил доступ к гостайне, но ознакомить глав городских поселений не имеет права. План ГО Чунского района выполнен, согласован и утвержден, и так как главы муниципальных образований не имеют допуска к исходным данным, в план Чунского района включены планы гражданской обороны всех муниципальных образований, входящих в Чунский район. В ДД.ММ.ГГГГ с глав муниципальных образований сняли полномочия по мобилизационной подготовке и передали их в районы, и соответственно, у них отпала необходимость в содержании или работе с секретными документами, но в связи с изданием приказа ДСП эта необходимость вновь возникла. ФИО1 доступа к гостайне не имеет.

Доступ к государственной тайне осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось, сторонами, глава администрации Октябрьского муниципального образования ФИО1 доступа к государственной тайне не имеет, следовательно не имеет возможности получить исходные данные для разработки планов гражданской обороны и защиты населения.

Сведений о том, что администрацией муниципального образования "Чунский район" направлялась выписка из плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования в адрес Октябрьского муниципального образования не имеется. Таким образом, доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о невозможности исполнения обязанности по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне у администрации Октябрьского муниципального нашли подтверждение в судебном заседании.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должны быть установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов следует, что доказательством подтверждения вины должностного лица, являются рапорт и ответ на запрос должностного лица. Указанные документы не могут служить достаточным основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 20.7 ч. 2 КоАП РФ в данном конкретном случае, поскольку должностным лицом, составившим протокол, не проверены и не установлены обстоятельства наличия у привлекаемого лица возможности (причин ее отсутствия) для соблюдения правил и норм, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи о том, что виновность должностного лица, главы администрации Октябрьского муниципального образования ФИО1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, не была установлена на допустимых и достоверных доказательствах, оцененных по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, представляется правильным.

Дело об административном правонарушении всесторонне, полно и объективно было рассмотрено компетентным органом. Мировым судьей учтены все обстоятельства по данному делу, постановление судьи мотивировано, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления, также судом не установлено.

На основании изложенного, суд считает необходимым постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу представителя ОНД и ПР по Тайшетскому и Чунскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 - без удовлетворения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление мирового судьи судебного №113 Чунского района Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении должностного лица, главы администрации Октябрьского муниципального образования ФИО1, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, а жалобу представителя ОНД и ПР по Тайшетскому и Чунскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 - без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: Е.В. Шурыгина