ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2022 от 14.02.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 12-27/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

14 февраля 2022 года г. Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Савельева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия № 25-14-40/2021 от 24 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО2,

у с т а н о в и л:

Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия № 25-14-40/2021 от 24 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО2 – Мукубенов В.П. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление руководителя УФК по Республике Калмыкия, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, указав, что административным органом неверно сделан вывод о том, что субсидии из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 г. были списаны на расходы текущего года без подтверждающих первичных документов, вмененное ФИО2 правонарушение выражается в том, что она, будучи начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности в 2020 г. отразила предоставленные сельхозтоваропроизводителям субсидии как затраты по счету 302.46 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг на производство», в то время как, по мнению административного органа, списание затрат надлежало отразить по счету 206.46 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг на производство».

Заявитель ФИО2, защитник Мукубенов В.П. в судебном заседании поддержали доводы жалобы, просили отменить оспариваемое постановление руководителя УФК по Республике Калмыкия, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представители УФК по Республике Калмыкия ФИО3, ФИО4 не согласилась с доводами, указанными в жалобе представителя ФИО2 – Мукубенова В.П., просили отказать в её удовлетворении, оспариваемое постановление руководителя УФК по Республике Калмыкия оставить без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы, материалы административного дела № 14-38 (№25-14-40/2021) в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО2, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч.3 ст.30.6, ст.30.7 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с доводами заявителя и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ) под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Судом установлено, что Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее – Управление, УФК по РК) в соответствии с приказом Управления от 16 июня 2-021 года № 273 в период с 18 июня по 20 августа 2021 года в отношении Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии, субвенции либо иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение, из федерального бюджета в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» за 2019-2020 годы (идентификатор контрольного мероприятия 2021-ПВ.000.2018-0500.032).

По результатам проверки Управлением в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО2 16.11.2021 г. составлен протокол № 17-10/7692 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

24 декабря 2021 года руководителем УФК по РК ФИО5 в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО2 вынесено постановление о назначении административного наказания № 25-14-40/2021, которым последняя признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Признавая ФИО2 виновной по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель административного органа исходил из того, что в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 202, 254, 293 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, пункта 4.1. Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17.11.2020 № 354, субсидии из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году на сумму 562 053 300 рублей 00 копеек были списаны на расходы текущего года без подтверждающих первичных документов, что является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, и влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 15.15.6. КоАП РФ.

В результате необоснованного списания затрат по счету 302.46 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на производство», не отнесения расчетов с сельскохозяйственными товаропроизводителями по предоставленным субсидиям на возмещение затрат на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки на счет 206.46 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на производство», допущено искажение отчетных данных за 2020 год.

Таким образом, в нарушение пунктов 2,3,4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 17 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, 26 февраля 2021 года при составлении Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (далее - ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2021, допущено искажение бюджетной отчетности ф. 0503130 по коду строки 260, графам 6 и 8, по коду счета 206.46 по состоянию на 01.01.2021 на сумму 562 053 300 рублей, что является нарушением по составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности более чем на 10%), и влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 15.15.6. КоАП РФ.

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2021г. подписан начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО2.

Вместе с тем с учетом фактических обстоятельств дела такие выводы обоснованными признать нельзя.

Суд считает обоснованными доводы защитника Мукабенова В.П. о том, что исчерпывающий перечень авансовых платежей в 2020 году определен частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», к которым данный вид межбюджетного трансферта отнести нельзя.

Как следует из приведенной нормы Федерального закона № 380-ФЗ авансовые платежи могут быть предоставлены получателям в форме субсидии только в случае, предусмотренном пунктом первым части 2 статьи 5 Федерального закона № 380-ФЗ, а именно, в случае если юридические лица являются получателями субсидии в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ).

Однако, сельхозтоваропроизводители республики (не только юридические лица) получили субсидию в виде компенсации ущерба от чрезвычайной ситуации природного характера в соответствии с пунктами 2, 3 ст. 78 БК РФ, а не ст. 80 БК РФ, поскольку ст. 80 БК РФ регламентирует предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, направленных на капитальные вложения исключительно в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц, приобретение оборудования, сырья и комплектующих изделий.

В данном случае межбюджетный трансферт (целевые средства в сумме 562 053 300 руб.) предоставлен за счет средств Резервного фонда Правительства РФ сельхозтоваропроизводителям республики на основании распоряжения Правительства РФ от 31.10.2020 г. № 2838-р, т.е. как «средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации», что предусмотрено пунктом 10 части 2 ст. 5 Федерального закона № 380-ФЗ и никакого отношения к авансовым платежам не имеет.

С учетом изложенного, целевые средства в виде авансовых платежей предоставляются только в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 380-ФЗ, но в форме субсидии исключительно на цели, предусмотренные ст. 80 БК РФ.

Более того, авансовые платежи с казначейским сопровождением могут быть предоставлены только при условии предоставления получателем на момент санкционирования таких платежей, т.е. на момент получения целевых средств документов:

подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), а также документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (далее - документы-основания), или реестра документов-оснований с приложением указанных в нем документов-оснований (в случае указания реестра документов-оснований в платежном документе) (далее - реестр документов-оснований);

возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) при условии представления документов, указанных в абзаце восьмом настоящего пункта, копий платежных поручений, реестров платежных поручений, и иных документов, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом целевых расходов (части расходов) - в случае возмещения расходов.

Тем самым, порядок перечисления целевых средств (в виде авансовых платежей) предусматривает обязательное наличие в момент предоставления целевых средств у субсидирующего органа (министерства), а также органа федерального казначейства, санкционирующего расходы бюджета путем перечисления денежных средств получателю, документов, подтверждающих как возникновение и принятие конкретных обязательств (напр., договор, акт-прием передачи товара, накладная и т.д.), так и платежных документов, подтверждающих оплату получателем принятых обязательств в рамках конкретных обязательств.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17.11.2020 г. № 354, утвердившем порядок предоставления субсидии, таких условий предоставления субсидий не предусмотрено, что исключает возможность предоставления министерством субсидий в качестве авансовых платежей.

Кроме того, пункт 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», для получателей средств федерального бюджета предусматривает в качестве условия авансирования наличие в заключаемых контрактах, договорах возможности осуществления авансовых платежей в порядке и размерах, установленных данным пунктом Положения.

Ни в соглашениях о предоставлении субсидии, заключаемых министерством с сельхозтоваропроизводителями, ни в договорах на закупку кормов, заключаемых сельхозтоваропроизводителями с третьими лицами, возможность осуществления авансирования за счет средств межбюджетного трансферта не предусмотрена, доказательств обратного не представлено.

Более того, предоставление данного вида субсидии регламентировано постановлением Правительства РФ от 10.11.2020 г. № 1807 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам)», которое предоставление компенсации сельхозтоваропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, в качестве авансовых платежей также не предусматривает.

Тем самым, отсутствие в постановлении Правительства РФ от 10.11.2020 г. № 1807 возможности предоставления компенсации ущерба в качестве авансовых платежей также исключает возможность осуществления министерством такой финансовой операции.

Кроме того, суд признает обоснованным довод заявителя, что несвоевременное предоставление сельхозтоваропроизводителями отчетности не находится в какой-либо причинно-следственной связи с инкриминируемым ФИО2 административным правонарушением.

Управлением в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении направлялся запрос для дачи разъяснений в Министерство финансов Республики Калмыкия, кроме того ФИО2 также получала консультацию по данным вопросам от данного министерства.

В ответе от 24.12.2021 года министр финансов Республики Калмыкия ФИО1 разъяснил, что в соответствии с Письмом Минфина России от 28 января 2015 года № 02-04-09/2832 субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам могут предоставляться как в целях предоставления затрат, фактически понесенных получателями субсидий, так и в целях финансового обеспечения планируемых получателями субсидий затрат. При этом порядок предоставления указанных субсидий в целях возмещения затрат имеет существенные различия с порядком предоставления субсидий в целях финансового обеспечения затрат. Механизм предоставления субсидии в целях возмещения затрат, фактически понесенных получателями субсидий, не предполагает наличия остатков субсидии на конец финансового года, поскольку указанная субсидия предоставляется после проверки в установленном порядке документов, подтверждающих произведенные получателем субсидий затрат.

Механизм предоставления субсидии в целях возмещения затрат, фактически понесенных получателями субсидий, не предполагает наличия остатков субсидии, не включение указанного порядка в договор (соглашение) о предоставлении субсидии не является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. В таком случае, согласно п. 102 инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 6 декабря 2010 года № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции его применению» перечисление сумм субсидий отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом».

В то же время, согласно п. 2.10 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 ноября 2020 года № 354 (далее - Порядок), результатом предоставления субсидии является сохранение численности субсидируемого маточного поголовья животных по состоянию на 30 апреля 2021 года. При этом, дополнительным условием предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям помимо сохранения численности поголовья животных на основании п. 2.16 Порядка является приобретение растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки. Согласно п.п. 3.1, 3.2 Порядка получатели субсидии отчитываются о достижении результата и расходах средств субсидии до 1 сентября 2021 года с приложением копий подтверждающих документов (договора, платежные документы, кассовые ордера, товарные чеки, товарные накладные и иные платежные документы). То есть, механизм предоставления и не предполагает возмещения затрат, так как документы, подтверждающие произведенные получателем субсидий затрат предоставляются после её получения.

В этом случае возникает необходимость отражать операции по предоставлению субсидий организациям по дебету счета 020640000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом».

В это же время следует отметить, что субсидии на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году предоставлены из республиканского бюджета за счет иного межбюджетного трансферта на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам) за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, полученного из федерального бюджета в соответствии с Соглашением от 20 ноября 2020 года № 082-17-2020-076.

На основании Письма Минфина России от 15 января 2020 года № 02-06—07/1666 признание показателей финансового результата осуществляется на основании информации об объеме принятых денежных обязательств по целевым расходам, за исключением денежных обязательств по авансам (в объеме кредиторской задолженности, принятой в целях достижения результатов предоставления межбюджетного трансферта по методу начисления).

Если избрать вариант предоставления субсидии сельскохозяйственным производителям в порядке авансирования с применением счета 020640000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям», то весь объем перечисленных субсидий не должен включаться в объем начисленных доходов, полученных в виде иного бюджетного трансферта, а значит расчеты с администратором бюджетных средств федерального бюджета, предоставившего межбюджетный трансферт, останутся незавершенными.

По состоянию на 1 января 2021 года Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия представлен отчет о достижении результатов в полном объёме.

Результатом предоставления указанного иного межбюджетного трансферта является количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, которым компенсирован ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также количество исполненных обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, по уплате процентов по кредитным договорам (соглашениям) и по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) (в случае наличия таких обязательств), установленные решениями Правительства Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, при отражении в бюджетном учете субсидий предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств иного межбюджетного трансферта на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций в природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам) за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации возникает противоречие между учетом субсидий и иного межбюджетного трансферта.

Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Материалы административного дела в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО2 с достоверностью не свидетельствуют о её виновности во вмененном ей административном правонарушении.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия № 25-14-40/2021 от 24 декабря 2021 года подлежит отмене с прекращением в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО2 производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия № 25-14-40/2021 от 24 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ФИО2 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, жалобу представителя ФИО2 – Мукубенова Валерия Павловича – удовлетворить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.В. Савельева