Дело №
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2022 г. <адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> края Третьякова Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, дополнение к ней на постановление начальника отдела контроля в сфере закупок Министерства государственного финансового контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-АПК/21по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес>ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела контроля в сфере закупок Министерства государственного финансового контроля <адрес>№-АПК/21 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо заказчика – начальник управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и к нему применено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
ФИО1 с указанным постановлением не согласился, подал жалобу, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, прекратить производство по жалобе. В обоснование указал, что исходя из положений ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», законодателем не установлено требование к приобретению одновременно и жилых домов и квартир, расположенных в многоквартирных жилых домах. Квартира в многоквартирном жилом доме и жилой дом не являются однородными и (или) идентичными товарами, к данным объектам применяются разные строительные нормы и правила, а также устанавливаются разные технические и качественные характеристики, в связи с чем, они не могут быть предметом одной закупки. Согласно положениям ст.273, ч.2 ст.552 ГК РФ установлен принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. Законом №-КЗ администрация <адрес> не наделена полномочиями по приобретению земельных участков в рамках реализации отдельных государственных полномочий по жилищному обеспечению детей-сирот. Кроме того, законодательством не предусмотрен порядок и условия предоставления лицу из числа детей-сирот земельного участка. Таким образом, техническое задание по закупке на приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот на территории Владивостокского городского округа разработано в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, Федерального закона № 159-ФЗ, нормативных правовых актов <адрес>, приказа министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№а «Об утверждении требований к функциональным, техническим, эксплуатационным и качественным характеристикам жилых помещений приобретаемых органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов <адрес> с целью исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», разъяснений Минпросвещения России (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № №), в соответствии с которыми на территории городского округа необходимо приобретать квартиры, расположенные исключительно в многоквартирных жилых домах, в благоустроенных районах с развитой транспортной и социальной инфраструктурой, квартиры должны быть оборудованы одновременно централизованным водопроводом, водоотведением (канализацией) и отоплением. В силу положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ст. 14 Закона №-КЗ финансирование расходов, связанных с реализацией государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, осуществляется за счет средств краевого бюджета. Порядок доведения и расходования средств краевого бюджета, формирования специализированного жилищного фонда, формирования начальной (максимальной) цены контракта, приобретения жилых помещений, предоставления детям-сиротам жилых помещений, требования к приобретаемым жилым помещениям определены нормативными правовыми актами <адрес>. Также, требования к приобретаемым жилым помещениям для детей-сирот установлены Министерством просвещения РФ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № №). Субвенция рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади квартир в многоквартирных жилых домах. Во исполнение требований законодательства Российской Федерации, в целях реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, между Министерством образования <адрес> и администрацией <адрес> заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№-К-2021 о предоставлении субвенции из краевого бюджета бюджету Владивостокского городского округа на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в 2021 году. В соответствии с письмом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о подписании Соглашений на 2021 год, проектом соглашения (№-К-2021) и пунктами 1.1.1, 1.1.2, 2.1 подписанного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№-К-2021 (в редакции Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№) предусмотрена обязанность администрации <адрес> по приобретению 7 квартир и строительству 2 квартир в целях формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот за счет средств краевого бюджета. В связи с предоставлением дополнительных средств субвенции за счет федерального бюджета между министерством образования <адрес> и администрацией <адрес> заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении субвенции из краевого бюджета бюджету ВГО на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в 2021 году, которым предусмотрена обязанность администрации <адрес> по приобретению 4 квартир в целях формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот за счет федерального бюджета. Таким образом, субвенции из средств федерального и краевого бюджета имеют целевой характер и могут быть направлены исключительно на приобретение администрацией <адрес> квартир в многоквартирных домах, а приобретение жилых домов в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ и соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом администрации <адрес> – ФИО1 жилых домов повлечет наступление уголовной ответственности в отношении должностного лица за нецелевое расходование бюджетных средств, либо превышение должностных полномочий. В ходе ранее проведенных проверок прокуратурой <адрес>, Министерством государственного финансового контроля <адрес>, Контрольно-счетной палатой <адрес>, Управлением Федерального казначейства по <адрес> не выявлено каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации.
Кроме того, положения ст. 7.30 КоАП РФ предусматривают ответственность исключительно за нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ, а не Федерального закона № 135-ФЗ. Таким образом, в его действиях отсутствует объективная сторона правонарушения, а именно нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В дополнении к жалобе, поступившей в суд ДД.ММ.ГГГГФИО1 указал, что учитывая разъяснения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что Приказ является единственным нормативным правовым актом, устанавливающим требования к объекту закупки, разработка и утверждение аукционной документации, не соответствующей требованиям Приказа, является нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ и образует состав административного правонарушения по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Порядок приобретения (строительства) жилых домов в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот действующим законодательством, в частности, региональными нормативно-правовыми актами, до настоящего времени не определен. Приказ является действующим нормативно-правовым актом субъекта РФ, надзорными органами в установленном порядке не оспорен, начальник управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> как должностное лицо заказчика – органа местного самоуправления, муниципальный служащий, не может нести ответственность за соблюдение действующего нормативного акта. В соответствии с решением коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в октябре-ноябре 2021 года проведена масштабная проверка муниципальных и краевых заказчиков, утвердивших в соответствии с Приказом аналогичную аукционную документацию на покупку квартир, а также регионального законодательства в сфере жилищного обеспечения детей-сирот, по результатм которой в аукционной документации крупнейшего краевого заказчика КГУ «Управление землями и имуществом на территории <адрес>», а также заказчиков муниципальных образований <адрес>, в составе жилищного фонда которых преобладают жилые дома (Анучинский муниципальный округ, Арсеньевский городской округ, Михайловский муниципальный район) не выявлено нарушений. <адрес> не выявлено нарушений в региональном законодательстве, в частности, не ставится под сомнение законность положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ, от ДД.ММ.ГГГГ№КЗ, а также Приказа, устанавливающего обязанность органов местного самоуправления по приобретению на территории <адрес> жилых помещений исключительно в виде благоустроенных квартир. Учитывая, что прокуратурой <адрес> аналогичная аукционная документация указанных муниципальных и краевых заказчиков не признана утвержденной с нарушениями законодательства, а в положениях регионального законодательства не выявлено нарушений, полагает, что отсутствует событие административного правонарушения.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО3 просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, указав, что нормативные подзаконные акты не должны противоречить Федеральному закону №159-ФЗ, при подготовке документации к аукциону должностное лицо должно было руководствоваться ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, а также <адрес>№-КЗ, предусматривающим, что дети - сироты обеспечиваются жилыми помещениями.
ФИО1, представитель Министерства государственного финансового контроля <адрес> в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем, суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив доводы жалобы, выслушав представителя прокуратуры <адрес>, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта и требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 -6 ст. 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ следует, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в числе иных следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки на предмет соблюдения администрацией <адрес> законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальным заказчиком – администрацией <адрес> осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения для формирования муниципального специализированного жилого помещения для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Владивостокского городского округа <адрес> (за исключением села Береговое, поселков Попова, Рейнеке, Русский, Трудовое). Извещение № о проведении данного аукциона было размещено в единой информационной системе закупок ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 1.2.1.2 информационной карты документации электронного аукциона муниципальным заказчиком – администрацией <адрес> определен объект рассматриваемой закупки – приобретение благоустроенного жилого помещения для формирования муниципального специализированного жилого помещения для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Владивостокского городского округа <адрес> (за исключением села Береговое, поселков Попова, Рейнеке, Русский, Трудовое). Согласно пункту 1.2.1.2 информационной карты электронного аукциона муниципальным заказчиком – администрацией <адрес> определен объект рассматриваемой закупки – приобретение благоустроенного жилого помещения для формирования муниципального специализированного жилого помещения для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Владивостокского городского округа <адрес> (за исключением села Береговое, поселков Попова, Рейнеке, Русский, Трудовое).
Согласно пункту 1.2.4.1 информационной карты электронного аукциона описание объекта закупки определено заказчиком в пункте 4 «Технического задания» Тома 2 документации об электронном аукционе. Второй и третий том документации о проведении электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ утверждены начальником управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес>ФИО1
В техническом задании муниципальным заказчиком – администрацией <адрес> определено описание объекта закупки: благоустроенное жилое помещение (квартира) находится в собственности Поставщика, либо Поставщик имеет нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия Поставщика по осуществлению всех действий по продаже (в случае если собственник поручает осуществить все действия по продаже жилого помещения другому физическому или юридическому лицу), а также определены требования, предъявляемые к приобретаемому жилому помещению (Приложение № к Контракту "Техническое задание").
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.7 ст.8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ объектом вышеуказанной закупки по приобретению благоустроенного жилого помещения для целей обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должны быть не только квартира, но и жилой дом.
Таким образом, объектом закупки для формирования муниципального специализированного жилого помещения для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, могут выступать благоустроенные жилые помещения как в виде квартиры, так и в виде жилого дома, а указание в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки требований о том, что приобретаемым жилым помещением может выступать только квартира противоречит положениям п.1 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Федерального закона №44-ФЗ и влечет ограничение количества участников электронного аукциона.
Начальник управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес>ФИО1, являясь уполномоченным на утверждение документации об аукционе должностным лицом государственного заказчика, утвердив документацию о проведении электронного аукциона (второй и третий том аукционной документации) с нарушениями требований, предусмотренных законодательством Российской федерации о контрактной системе в сфере закупок, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, документацией об электронном аукционе, извещением о проведении аукциона и иными собранными по делу материалами.
Вывод должностного лица о наличии в деянии учреждения состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приводимые в ходе производства по делу и в жалобе ссылки на положения статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации о принципе единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, а также статьи 273 ГК РФ о правилах отчуждения здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу (перехода права собственности на здание или сооружение и земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования) не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Применение приведенных норм Земельного и Гражданского кодексов РФ не препятствует для приобретения администрацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в виде жилых домов, которое фактически связано с иным описанием объекта закупки.
Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство Российской Федерации ориентировано на создание благоустроенного жилищного фонда, общие требования благоустроенности, закрепленные на федеральном уровне, не могут быть снижены в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Вопреки доводам жалобы положения пункта 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории приморского края» не могут быть изменены нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета субвенций бюджету Администрации <адрес> на осуществление отдельных государственных полномочий не может влиять на реализацию требований статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и на соблюдение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Приобретение Администрацией <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений не только в виде квартир, но и жилых домов в полной мере согласуется с Законом приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>", предусматривающим пунктом 3, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно на территории муниципального образования <адрес>, на территории которого лицо подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии со списком, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального образования <адрес> и отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Доводы жалобы об отсутствии нарушений при проведении проверок прокуратурой <адрес> в иных муниципальных образованиях не исключает событие административного правонарушения и виновность ФИО1
Действия ФИО1 верно квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено по общим правилам назначения наказания, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с чем судья считает привлечение ООО «Капико» к административной ответственности правомерным и обоснованным, а назначенное наказание справедливым и отвечающим целям административного наказания.
Процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену принятого постановления, не допущено.
С учетом изложенного постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела контроля в сфере закупок Министерства государственного финансового контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-АПК/21по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес>ФИО1, - оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента его получения.
Судья Д.К. Третьякова