ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2022 от 22.03.2022 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

№12-27/2022

14RS0035-01-2022-001452-36

РЕШЕНИЕ

город Ленск 22 марта 2022 года

Судья Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) Петухова О.Е.,

с участием представителей юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2,

на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) ФИО3 от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие тепловых сетей»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) ФИО3 от 17 декабря 2021 года ООО «ЛПТЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с тем, что оно не ведет учет образования и движения отходов – ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминисцентных, утративших потребительские свойства. Данным постановлением ООО «ЛПТЭС» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

Представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2, в жалобе на постановление просит его отменить, поскольку учет ламп ведется на всех объектах отделом главного энергетика, согласно инструкции № ООС 001-2021 «О порядке обращения с ртутью, ее соединениями, ртутьсодержащими приборами и ртутьсодержащими отходами». На месте проведения проверки журналы учета не были запрошены должностным лицом. Такие журналы были запрошены впоследствии устно и направлены должностному лицу 13 декабря 2021 года. Просит производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием оснований для привлечения к административной ответственности.

В дополнении к жалобе указала на нарушение порядка проведения проверки в отношении юридического лица, так как решением о проведении выездной плановой проверки от 22 октября 2021 года установлен срок ее проведения с 08 ноября 2021 года по 19 ноября 2021 года, 16 ноября 2021 года срок проведения проверки приостановлен без мотивированного обоснования, фактически, на 39 рабочих дней, что является грубым нарушением срока проведения контрольно-надзорного мероприятия; также считает нарушением прав юридического лица проведение проверки по адресу: [АДРЕС] вместо указанного в решении о проведении проверки адреса: [АДРЕС].

В судебном заседании представители юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1, ФИО2, просят постановление отменить, производство по делу прекратить.

Проверив приведенные в жалобе и в судебном заседании доводы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лип в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; па лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Основанием для привлечения ООО «ЛПТЭС» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного данной статьей, явилось то обстоятельство, что юридическое лицо не ведет учет образования и движения отходов – ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминисцентных, утративших потребительские свойства.

Решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзора) по Республике Саха (Якутия), от 22 октября 2021 года постановлено: провести выездную проверку в рамках федерального государственного экологического контроля, лицензионного контроля в ООО «ЛПТЭС», по адресу: [АДРЕС], блок биологической очистки.

Плановая проверка проведена по адресу: [АДРЕС].

Согласно акту выездной проверки от 01 декабря 2021 года, что согласно статистическому отчету 2-ТП, отходы в результате деятельности ООО «ЛПТЭС» образовано за 2019 г. 0,086 тонн, за 2020 год 0,0042 тонн отходов первого класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства. В журналах учета образования и движения отходов отсутствует информация об образовании данного вида отхода, что является нарушением ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 15 Приказа Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

15 декабря 2021 года в отношении ООО «ЛПТЭС» составлен протокол об административном правонарушении [НОМЕР], согласно которому данное юридическое лицо не ведет учет образования и движения отходов вышеуказанных ламп на объекте блок биологической очистки.

В силу п. 15 Приказа Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1028, которым утвержден «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

На основании п. 3 данного порядка, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

В соответствии с требованиями, установленными указанным Порядком, при ведении учета указывается происхождение или условия образования отходов производства, которые определяются по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу: происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.

В материалах дела представлены журналы учета движения отходов ОГЭ за 2019-2021 годы.

Данные журналы ведутся по юридическому лицу, что не противоречит Порядку учета в области обращения с отходами.

В журналах имеются записи с наименованиями ламп, кодом по ФККО, общим весом, весом в накоплении.

Вместе с тем, в указанных журналах не заполнены графы «образование отходов», то есть не указан источник происхождения таковых.

Таким образом, ООО «ЛПТЭС» осуществляет обращение с отходами производства и потребления с нарушением обязательных требований, что является нарушением Федерального закона № 89-ФЗ, Порядка учета в области обращения с отходами, что, в свою очередь, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, изучив обстоятельства по делу и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что нарушения, которые легли в основу оценки административного правонарушения и использовались при назначении административного наказания имеют формальный и малозначительный характер.

При рассмотрении дела об административном правонарушении суд принимает во внимание и те обстоятельства, что совершенное правонарушение не повлекло тяжких последствий.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, оцениваемых с точки зрения степени социальной опасности совершенного юридическим лицом, а также отсутствия каких-либо негативных последствий содеянного, можно сделать вывод о том, что оно не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В связи с этим, имеются основания для признания, вменяемого должностному лицу административного правонарушения малозначительным.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) ФИО3 от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие тепловых сетей», подлежит отмене, производство по делу - прекращению с объявлением устного замечания.

Что касается доводов представителей юридического лица о нарушении порядка проведения проверки, то они являются несостоятельными.

Так, о приостановлении срока проверки решением от 16 ноября 2021 года ООО «ЛПТЭС» было уведомлено, равно как и об изменении срока проведения проверки решением от 25 ноября 2021 года.

Из данного решения от 25 ноября 2021 года следует, что выездная проверка приостановлена на 10 рабочих дней, с 16 ноября 2021 года по 29 ноября 2021 года, срок проведения проверки с 08 ноября 2021 года по 01 декабря 2021 года.

Само приостановление срока проведения проверки в должной степени мотивировано и обусловлено проведением лабораторных исследований на анализ отобранных проб воды и отходов, а также подготовки экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения, что соответствует требованиям ч. 13 ст. 65 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Проведение проверки по адресу: [АДРЕС] вместо указанного в решении о проведении проверки адреса: [АДРЕС], не является нарушением прав юридического лица, так как блок биологической очистки, согласно заявке о постановке на государственный учет НБОС, находится по адресу: [АДРЕС]; несоответствие адреса блока является нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, так самим юридическим лицом представлены недостоверные сведения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) № 05-381/2021 от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей» отменить, производство по данному делу об административном правонарушении - прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.Е. Петухова