ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2022 от 31.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

№ 12-27/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Самара 31.01.2022

Судья Ленинского районного суд г. Самары Гороховик О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя министра –руководителя Департамента лесного хозяйства ФИО1 на постановление начальника департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу ФИО2 от 10.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7.14 ч. 2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу ФИО2 заместитель министра- руководитель департамента лесного хозяйства ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением ФИО1 обратился с жалобой, в которой просил отменить постановление от 10.12.2021, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что о факте пожаре стало известно только 29.10.2021, предоставление сведений об отсутствии возгорания на землях лесного фонда осуществлялось на основании служебных записок должностных лиц министерства, лесничества. Основания привлечения к административной ответственности являются произвольной трактовкой положений должностного регламента руководителя департамента лесного хозяйства.

В судебном заседании заместитель министра- руководитель Департамента лесного хозяйства ФИО1 жалобу поддержал в полном объеме.

Представитель Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что она является консультантом управления государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства. Все поступающие в департамент документы и информация проходит через ее отдел. Информация о лесном пожаре на термоточке в департамент лесного хозяйства не поступала.

Допрошенная свидетель ФИО4 показала, что она является начальником региональной диспетчерской службы <данные изъяты> По информации, полученной от главного лесничего ФИО5, директора <данные изъяты>ФИО6, руководителя <данные изъяты>ФИО7, консультанта ФИО8, все возгорания происходят на территории, прилегающей к лесному фонду.

Допрошенная свидетель ФИО9 показала, что она является главным специалистом управления охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда. По полученной информации тушение пожара осуществлялось на сопряженной территории.

Выслушав заявителя, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ законность и обоснованность вынесенного постановления судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

На основании ч.1, ч.2 ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 19.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений о лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо несвоевременное представление таких сведений, либо представление их не в полном объеме, либо представление недостоверных сведений о лесных пожарах, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Из пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий осуществляет контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года N 687 (далее - Правила) уполномоченные органы представляют в Федеральное агентство лесного хозяйства в течение периода пожароопасного сезона: ежедневно - сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки, в том числе о классе пожарной опасности по условиям погоды, о количестве, площади и состоянии лесных пожаров, о лесопожарных формированиях, пожарной технике и оборудовании, осуществляющих тушение лесных пожаров, об имеющемся в наличии резерве пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря; ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца отчеты о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, включая сводную информацию о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, информацию о деятельности лиц, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, и наличии необходимых материальных средств.

В соответствии с пунктом 5 Правил контроля ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, а также за представление недостоверных сведений или предоставление их в неполном объеме несет уполномоченный орган.

Как следует из положений пунктов 7 - 9 Правил контроля, оперативный контроль за достоверностью сведений осуществляется путем их экспертной оценки с целью сопоставления с данными автоматизированной информационной системы, которые формируются на основе данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, полученных Федеральным агентством лесного хозяйства с использованием наземных, авиационных и космических средств, в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Экспертная оценка сведений проводится Федеральным агентством лесного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня их получения.

В случае несовпадения сведений с данными автоматизированной информационной системы Федеральное агентство лесного хозяйства извещает об этом соответствующий уполномоченный орган и предлагает в 3-дневный срок представить объяснения по факту их несовпадения или уточнить представленные сведения. Если в указанный срок выявленные расхождения не устранены, федеральное агентство лесного хозяйства в течение 3 месяцев проводит выездную проверку в субъекте Российской Федерации, а в отношении выявленных расхождений в сведениях о площади лесных пожаров указанное Агентство проводит проверку достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения.

Как следует из представленных материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства.

29.10.2021 заместителем начальника отдела контроля и анализа охраны и защиты лесов ФИО10, ведущим специалистом- экспертом отдела контроля и анализа охраны и защиты лесов ФИО11 Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу при проведении внеплановой выездной проверки исполнения Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. В результате проверки установлен факт не предоставления Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сведений о лесном пожаре, произошедшем в период с 14 по 20 апреля 2021 года в границах в квартале 66 (выд. 3,4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 20, 24, 25) Сергиевского участкового лесничества Сергиевского лесничества на площади 54га, квартале 57 (выд. 10, 11, 12, 13, 14), квартале 58 (выд. 3, 10, 11, 14) Сергиевского участкового лесничества на площади 9 га (общая площадь 66 га) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения заместителя министра- руководителя департамента лесного хозяйства ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В судебном заседании установлено, что должностному лицу ФИО1 не было известно о факте указанного выше пожара и не могло быть известно.

Сведения о пожарах поступают в министерство из региональной диспетчерской службы, которая в свою очередь собирает их от лиц, осуществляющих мониторинг пожарной опасности в лесах, тушение лесных пожаров в соответствии с планом тушения пожаров Сергиевского лесничества и составляющих акты о лесных пожарах в которых содержится информация о площади пожара, задействованных силах и средствах на его тушение и причиненном ущербе – ГБУ СО «Самаралес» и ГКУ СО «Самарские лесничества» и передает в федеральную диспетчерскую службу ФБУ «Авиалесоохрана».

Ежедневно с 8.30 утра, с понедельника по пятницу в течение пожароопасного сезона региональная диспетчерская служба в режиме видеоконференцсвязи в программе ZOOM проводит совещание со всеми лесничествами, где присутствуют абсолютно все подразделения лесных служб от ГБУ СО «Самаралес», ГКУ СО «Самарские лесничества» и министерства. На указанных совещаниях руководителями тушения лесных пожаров Сергиевского лесничества, которыми являются главный лесничий, начальник пожарно-химической станции, главный консультант министерства по Сергиевскому лесничеству, согласно представленных протоколов совещаний до руководителя департамента лесного хозяйства не была доведена информация о лесных пожарах в период времени, отраженный в постановлении.

Согласно записей в журнале учета сообщений о пожарах, которые ведутся на РДС, в них отсутствует информация о пожарах в Сергиевском лесничестве на землях лесного фонда. Указанную информацию получали операторы РДС с камер видеонаблюдения и передавали на проверку сотрудникам Сергиевского лесничества в целях проверки достоверности информации, однако получали от лесничества информацию об отсутствии возгораний на землях лесного фонда и в дальнейшем ежедневно составляли отчеты по форме 1-ЛО и передавали информацию в федеральную диспетчерскую службу авиалесоохраны о возгораниях на землях сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, ни из одного источника (данные РДС, МЧС, СМС-рассылка, ежедневные оперативные совещания о пожарной опасности в лесах) информация о лесных пожарах, в рассматриваемый период времени к руководителю департамента лесного хозяйства ФИО1 не поступала.

Судом установлено, что по итогам исполнения поручений руководителя департамента лесного хозяйства в части незамедлительной проверки достоверности поступившей информации относительно наличия лесных пожаров ответственными должностными лицами министерства и подведомственных учреждений поступила письменная информация об отсутствии пожаров на землях лесного фонда в указанный в постановлении период времени.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленные главным лесничим Сергиевского лесничества ФИО5 служебные записки на имя директора ГКУ «Самарские лесничества» ФИО6 об отсутствии возгораний на территории земель лесного фонда в Сергиевском лесничестве, а также информация РДС, в том числе зафиксированная в журналах оперативных дежурных и реестре учтенных природных пожаров.

Согласно приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 25.08.2020 № 753 «Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 17.06.2018 № 468»), данные космического мониторинга используются в качестве вспомогательного источника информации и подлежат проверке в рамках наземного мониторинга пожарной безопасности в лесах.

Информацию об отсутствии фактов лесного пожара К-38 в Сергиевском лесничестве была получена ФИО1 от руководителя управления охраны, защиты и воспроизводства лесов министерства, на которого п. 3.2 Положения об управлении охраны, защиты и воспроизводства лесов департамента лесного хозяйства министерства, утвержденного распоряжением министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 24.12.2013, возложен контроль за своевременностью предоставления полной и достоверной отчетности. Обязанности организации подготовки отраслевой, оперативной отчетности, в том числе по охране лесов от пожаров также закреплены у руководителя управления в п. 3.1.2. его должностного регламента.

Предоставление сведений об отсутствии возгорания на землях лесного фонда по термоточке К-38, К-39 осуществлялись в адрес руководителя департамента лесного хозяйства ФИО1 посредством направления служебных записок от ответственных должностных лиц министерства, лесничества, сведений, предоставляемых ежедневно о лесных пожарах РДС, МЧС, а также отсутствии информации о лесных пожарах от ФБУ Авиалесоохрана.

Ссылка в постановлении на то, что именно должностным лицом ФИО1 не была организована система обнаружения лесных пожаров в 2021 году, несостоятельна и опровергается поскольку результатами проведения внеплановой выездной проверки в апреле месяце 2021 года департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.

Нельзя также согласиться с отдельными доводами лица, вынесшего постановление об отсутствии организации мониторинга пожарной опасности в лесах.

В целях обнаружения лесных пожаров действует единая система видеомониторинга и обнаружения очагов лесных пожаров с выводом видеонаблюдения на РДС, состоящая из 30 PTZ-камер с общим охватом 90% лесной площади, оснащенная системой «Лесохранитель», позволяющей определять координаты лесного пожара. (дистанционный мониторинг)

Региональная диспетчерская служба функционирует в штатном режиме (круглосуточно 24/7).

Утверждение в постановлении о том, что на территории Самарской области не предусмотрено использование космических средств при обнаружении лесных пожаров, не основано на нормах закона и других нормативных правовых актах, поскольку в законодательстве отсутствует императивная норма относительно организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с обязательным использованием космических средств.

В соответствии установленным лесопожарным зонированием земель лесного фонда, согласно приложению к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 25.08.2020 № 753 «Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 17.06.2018 № 468», Самарская область относится к зоне наземного обнаружения и тушения земель лесного фонда.

Наземный мониторинг организован и включён в государственное задание подведомственного министерству бюджетного учреждения «Самаралес» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов года.

Необходимо отметить, что в соответствии с приказом Рослесхоза от 25 мая 2005 г. № 112 "О космическом мониторинге лесных пожаров" территория лесного фонда РФ, на которой осуществляется космический мониторинг лесных пожаров, делится на два уровня.

К первому уровню относятся территории, где возможно применение авиации для уточнения данных космического мониторинга.

Ко второму уровню относятся удаленные и труднодоступные территории, отчетность по которым формируется исключительно по данным космического мониторинга.

На всей остальной территории, в том числе Самарской области, данные космического мониторинга используются в качестве вспомогательного источника информации (Приложение 2 к Приказу Рослесхоза от 25 мая 2005 № 112).

Ссылка в постановлении на то, что в соответствии со Сводным планом тушения лесных пожаров на территории Самарской области, утвержденного первым вице-губернатором-председателем Правительства Самарской области только ФИО1 является ответственным лицом за организацию охраны лесов от пожаров, несостоятельна, поскольку в таблице 2.1 приложения к Сводному плану тушения лесных пожаров поименованы практически все должностные лица органов государственной власти, как субъекта Российской Федерации, так и федеральных органов исполнительной власти, которые в силу своих должностных обязанностей принимают участие в организации тушения пожаров и ликвидации их последствий. Вместе с тем в указанной таблице поименованы в первую очередь должностные лица, дислоцирующиеся непосредственно в муниципальных образованиях – лесничествах Самарской области, которые в первоочередном порядке прибывают на возгорание и приступают к его тушению в порядке, предусмотренном Правилами тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России за №313 от 08 июля 2014 года, а также оповещают РДС о пожаре, его предварительной площади, а также запрашивают силы и средства для его тушения. Такими лицами, согласно Сводного плана Самарской области по лесничествам, являются главный лесничий Сергиевского лесничества, начальник ПХС Сергиевского лесничества, начальник управления Сергиевского лесничества, главный консультант министерства по Сергиевскому лесничеству.

Таким образом, непредставление сведений либо представление недостоверных сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ФИО1 явилось следствием не владения по независящим от него причинам информацией о пожаре в период времени, указанный в постановлении, при выполнении всех необходимых действий по организации охраны лесов от пожаров,

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление начальника департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу ФИО2 от 10.12.2021 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.10 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление начальника департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу ФИО2 от 10.12.2021 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.14 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации.

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Ленинского района г. Самара в течение 10 суток со дня получения.

- отменить, производство по делу прекратить на основании п. п. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу ФИО12 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Ленинского района г. Самара в течение 10 суток со дня получения.

Судья Гороховик О. В.