ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/2023 от 31.01.2024 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Улька М.В. Дело № 7А-16/2024 (№ 12-27/2023)

УИД 39RS0018-01-2023-000392-16

РЕШЕНИЕ

31 января 2024 года г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.

при секретаре Ковтун Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманскому, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области ФИО1 на решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 21 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области».

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснознаменскому, Неманскому, Полесскому, Славскому и Советскому городским округам ФИО1 № 431/2023 от 2 мая 2023 года администрация муниципального образования «Славский муниципальный округ Калининградской области» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.

Решением судьи Славского районного суда Калининградской области от 3 июля 2023 года постановление должностного лица изменено в части назначения административного наказания, размер административного штрафа снижен до 400 000 руб.

Решением судьи Калининградского областного суда от 20 сентября 2023 года решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 3 июля 2023 года отменено, материалы дела об административном правонарушении направлены на новое рассмотрение в тот же суд.

Решением судьи Славского районного суда Калининградской области от 21 ноября 2023 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1 просит отменить решение судьи районного суда от 21 ноября 2023 года и возвратить дело на новое рассмотрение в отдел. Не согласен с выводами судьи районного суда, указывая, что место возгорания сухой травы относится к земельному участку, находящемуся в ведении администрации. Место пожара установлено путем сопоставления координат, полученных с помощью сервиса «Яндекс.Карты» и публичной кадастровой карты. Указывает, что в протокол об административном правонарушении внесены изменения в связи с имевшимися в нем опечатками.

Заслушав объяснения защитника администрации ФИО2, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

В силу части 2 названной статьи те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ), и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).

Согласно пункту 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Приказом Министерства строительства и ЖКХ Калининградской области от 02.03.2023 № 55 на территории Калининградской области на период с 7 марта 2023 года по 31 мая 2023 года был установлен особый противопожарный режим.

Согласно подп. 2 п. 2 вышеуказанного приказа органам местного самоуправления Калининградской области рекомендовано принять дополнительные меры пожарной безопасности, в том числе организовать удаление (сбор) сухой растительности с целью проведения мероприятий, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов, а также распространению огня на здания, сооружения, жилые дома и хозяйственные постройки.

Из материалов дела следует, что 19 марта 2023 года в 11:37 диспетчеру пожарной части № 28 г. Славска поступило сообщение о ландшафтном пожаре по адресу: <адрес>. По прибытию дежурным караулом ПЧ-28 зафиксирован ландшафтный (природный) пожар - горение сухой травы по адресу: <адрес>, координаты <данные изъяты>, о чем было составлено донесение.

В ходе проведения проверки по факту указанного возгорания должностным лицом отдела надзорной деятельности было установлено, что администрация Славского муниципального округа Калининградской области, являясь собственником земельного участка, на котором произошел ландшафтный пожар, в условиях особого противопожарного режима нарушила требования п. 67 Правил противопожарного режима, не обеспечив уборку мусора, сухой растительности и покос травы указанного земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении администрации протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением должностного лица от 2 мая 2023 года администрация привлечена к административной ответственности.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья исходил из того, что администрация не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не отвечает за обеспечение пожарной безопасности на земельном участке, находящемся в аренде иных лиц, так как на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, находящемся в аренде с 18 июля 2019 года на срок 49 лет у ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, расположен индивидуальный жилой дом.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из донесения о пожаре, протокола об административном правонарушении от 27 апреля 2023 года и постановлении от 2 мая 2023 года, ландшафтный пожар произошел на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (координаты <данные изъяты>).

Из ответа Роскадастра от 26 октября 2023 года следует, что на территории Калининградской области используется местная система координат (МСК39), в связи с чем определить местоположение объектов недвижимости с географическими координатами в формате десятичных градусов не представляется возможным.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок по адресу: <адрес> имеет кадастровый .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24 октября 2023 года арендаторами указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка от 18 июля 2019 года являются ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11

Приложенные к жалобе скриншоты Яндекс-карты с указанием координат земельного участка, план ландшафтного пожара, письменные объяснения инспектора ФИО13 не позволяют определить какой-либо иной участок территории, на котором не была исполнена обязанность по уборке мусора, сухой растительности и покосу травы, при этом правообладателями указанного в протоколе об административном правонарушении земельного участка являются иные лица.

Как верно указал судья районного суда, сведения о правообладателях земельного участка должностным лицом не запрашивались, никаких фактических данных, указывающих о принадлежности указанных выше координат к конкретному земельному участку с указанием его кадастрового номера, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в иных материалах административного дела не содержится.

Истребованные судьей районного суда доказательства, исходя из указанного в протоколе места правонарушения, подтверждают то, что администрация не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения.

С учетом изложенного, судья районного суда обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации Славского муниципального округа Калининградской области.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судьи, по делу не имеется.

При таком положении предусмотренных КоАП РФ правовых оснований для удовлетворения жалобы, отмены решения судьи не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья