Дело № 12-28//2020
РЕШЕНИЕ
село Кармаскалы 14 мая 2020 года
Судья Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан Хасанов Р.У., с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности - главы Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО1, представившего доверенность от 05.11.1019 ФИО2, представителя Управления Федерального казначейства Республики Башкортостан по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, привлеченного к административной ответственности - главы Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО1, представившего доверенность от 05.11.1019 ФИО2, на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Республики Башкортостан ФИО4 о назначении административного наказания по делу №21-18/2019-73 от 24 декабря 2019 года, которым
ФИО1, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан с 22 апреля 2019 года по 17 мая 2019 года проведена плановая проверка по предоставлению и использованию субсидии из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
По результатам рассмотрения материалов в адрес главы Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО1 направлено предписание от 12.07.2019 года №0100-21-06/5002 с требованием о принятии мер по устранению выявленных нарушений.
Ссылаясь на то, что в установленный срок ФИО1 нарушение законодательства было не устранено, 09.12.2019 в отношении него был составлен протокол по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.
24 декабря 2019 года постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Республики Башкортостан ФИО4 о назначении административного наказания ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе представитель ФИО5 по доверенности ФИО2 просит отменить постановление, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ФИО5 по доверенности ФИО2 поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Управления Федерального казначейства РБ по доверенности ФИО3 считал постановление законным, а доводы, изложенные в жалобе, необоснованными. В обоснование своих доводов представил возражения, соответствующие содержанию протокола об административном правонарушении.
Заинтересованные лица – заместитель главы Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО6 и главный архитектор Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО7 пояснили суду, глава администрации района ФИО1 возложил на них обязанности по устранению нарушений, изложенные в предписании Управления Федерального казначейства РБ от 12.07.2019 года, все замечания, изложенные в ходе проверки, ими были устранены досрочно, и 28.08.2019 года был дан ответ об устранении нарушений Управлению Федерального казначейства РБ
Выслушав участников судебного процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан с 22 апреля 2019 года по 17 мая 2019 года проведена плановая проверка по предоставлению и использованию субсидии из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
По результатам проверки в адрес главы Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО1 12 июля 2019 года направлено представление № 0100-21-06/5002, согласно которому на него возложены обязанности:
В срок до 02 сентября 2019 года устранить выявленные нарушения по пунктам 1, 2 настоящего предписания по средствам, использованным с нарушением действующего бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Вышеуказанное предписание в соответствии с Федеральным законом «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» №59-ФЗ от 2 мая 2006 года и положением Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан «О порядке рассмотрения обращений граждан и организации приема граждан, в том числе и юридических лиц, государственных и муниципальных учреждении в администрации МР Кармаскалинский район РБ» утвержденный постановлением Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от 12.08.2019 года №1905 вышеуказанное предписание было отписано на исполнение должностным лицам администрации Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан, курирующим вопросы, указанные в предписании, а именно - заместителю главы администрации по строительству, ЖКХ, транспорту и связи ФИО6 и начальнику отдела жизнеобеспечения, строительства и архитектуры, главному архитектору администрации района ФИО7
В соответствии с п.4.2.2. вышеуказанного положения: «В соответствии с указаниями по исполнению подлинник заявления направляется ответственному исполнителю, соисполнителям направляются копии документов (изготовление копий документов для рассылки исполнителям является функцией общего отдела).
Ответственный исполнитель обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановлении или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов».
Таким образом, ответственность за своевременную, полную, достоверную подготовку ответа на вышеуказанное представление и его исполнение возлагается на вышеуказанных должностных лиц.
Кроме того, по результатам оперативного совещания по вопросу устранения нарушений и исполнения предписания распоряжением Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от 19.08.2019 года №503 «О результатах проверки предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, лицам из числа по договорам найма специализированных жилых помещений» Администрацией муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан был утвержден план мероприятии по устранению нарушений, выявленных проверкой.
В соответствии с п.2 вышеуказанного плана поручено усилить контроль за качеством вводимых в эксплуатацию объектов капитального строительства «Постоянно» ответственный заместитель главы по строительству, ЖКХ, транспорту и связи ФИО6
В соответствии с п.4 – обеспечить проведение в соответствии с нормами благоустройства 26 жилых помещении до 28.08.2019 года – ответственный заместителю главы по строительству, ЖКХ, транспорту и связи ФИО6
В соответствии с п.8 предоставление информации УФК по РБ о результатах исполнения Представления от 12.07.2019 года №0100-21-06/5002 в срок до 30.0.82019 года - заместитель главы по строительству, ЖКХ, транспорту и связи ФИО6
27.08.2019 главой Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО1 в адрес УФК по РБ направлено письмо о том, что работы, указанные в предписании, были еще выполнены в мае 2019 года
09 декабря 2019 года начальником контролером-ревизором Управления Федерального казначейства по Республике РБ (УФК по РБ) в отношении главы Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Республики Башкортостан ФИО4 от 24 декабря 2019 года ФИО1 признан виновным в том, что являясь главой администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортсоан не исполнил в установленный срок (не позднее 03 сентября 2019 года) представление Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 12 июля 2019 года, а именно в Письме информация о мерах, принятых в целях выполнения требований, изложенных в Предписании Управления от 12.07.2019 указана не по всем нарушениям и к Письму не приложены документы (заверенные копии документов, подтверждающие мер, направленных на устранение нарушений, приведенных в Предписании Управления от 12.07.2019 № 0100-21-06/5002
Однако суд считает, что с постановлением заметителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике РБ ФИО4 согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из буквального толкования диспозиции части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статьей 26.11 КоАП РФ определено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Из подпункта "б" пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1092 следует, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Росфиннадзор направляет представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
По смыслу приведенного правового регулирования законность представления означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.
Исполнимость представления является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, представление должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Представление органа Федерального казначейства должно, таким образом, содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные меры (действия), направленные на их устранение.
При этом содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Однако как следует из представления от 12 июля 2019 года, его требование, изложенное в пункте 1 и 2, не содержит указания на какие-либо конкретные действия, которые должен совершить глава Администрации района ФИО1 для устранения изложенных в пунктах 1 и 2 нарушений бюджетного законодательства. Формулировка представления "устранить нарушения по пунктам 1 и 2" не содержит конкретных указаний, формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить главе Администрации района ФИО1 для устранения финансовых нарушений, допущенных в 2017 и 2018 году.
Кроме этого, главой Администрации района ФИО1 устранение выявленных нарушений было возложено на заместителя главы Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО6 и на главного архитектора Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО7, которые пояснили суду, что все замечания, изложенные в ходе проверки, ими были устранены досрочно.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что законность, в том числе исполнимость вынесенного предписания не подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, исследованных и оцененных при рассмотрении настоящей жалобы.
В связи с изложенным, следует признать, что в действиях главы Администрации района ФИО1 отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя УФК по РБ от 24 декабря 2019 года подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях главы Администрации района ФИО1 состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО1 отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях главы Администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан ФИО1состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через суд, принявший решение.
Судья Р.У. Хасанов.