РЕШЕНИЕ
17 марта 2020 г. г. Ставрополь
Судья Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края Волковская Марина Викторовна,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <адрес>,
жалобу ФИО1
на постановление от ДД.ММ.ГГГГ№.30-1314/2019, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3, о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
в отношении должностного лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№.30-1314/2019, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3, должностное лицо ФИО1 – секретарь единой комиссии комитета <адрес> по государственным закупкам, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно данному постановлению, административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
14.08.2019 комиссией Ставропольского УФАС России в целях реализации контрольных мероприятий в рамках национальных проектов, в соответствии со ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон №44-ФЗ) была проведена внеплановая проверка по факту осуществления электронного аукциона №. Выполнение работ по объекту: «Дом Культуры по адресу: <адрес>. Реконструкция кровли» для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа <адрес>, на предмет соответствия требованиям указанного Федерального Закона.
В постановлении должностное лицо ссылается на п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона №44-ФЗ.
В результате проведения внеплановой проверки в действиях уполномоченного органа установлены нарушения Закона №44-ФЗ при рассмотрении заявок для участия в аукционе.
На участие в электронном аукционе поступило десять заявок.
При рассмотрении первых частей заявок комиссией было принято решение отказать в допуске к участию в аукционе участникам закупки, предоставившим заявки с номерами 7, 9, 10, допустить к участию заявки с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№-ЭА).
Заявки №, 9, 10 были оформлены не в соответствии с требованиями ТЗ и инструкции.
По заявке №:
В Приложении 1 к ТЗ по позиции 10 «Болты с гайками и шайбами» к показателю «Размеры болтов (резьба)» заказчиком установлены следующие требования: «Нужны следующие размеры болтов (резьба) - М12, М10, М8, М6». Участником в заявке представлено: «Размеры болтов (резьба) М6». В данном случае в соответствии с заявленной заказчиком потребностью участнику необходимо было указать: «Размеры болтов (резьба) М12, М10, М8, М6».
Таким образом, сведения участника о технических и функциональных характеристиках товаров (материалов), используемых для выполнения работ, не соответствуют Приложению 1 к ТЗ документации об электронном аукционе, что не соответствует ч. 3 ст. 66 Закона №44-ФЗ, п. 3.5 раздела 3 Документации об электронном аукционе.
Согласно положениям части 4 статьи 67 Закона №44-ФЗ - Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, как установила комиссия, в соответствии с п. 4.3. документации, первая часть заявки должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 3.5 раздела 3 настоящей документации. В случае установления в документации об электронном аукционе требований к товарам, конкретные показатели (значения характеристик) товара, предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ, оказании услуг, должны быть указаны в полном соответствии с требованиями, установленными заказчиком в приложении № к техническому заданию документации. Значения показателей подлежат конкретизации, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией.
При этом, инструкция по заполнению не содержит иных толкований для данной характеристики товара.
На основании изложенного, участник закупки (№) выполнил требования заказчика и документации об аукционе.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа - комитета <адрес> по государственным закупкам, установлены нарушения ст. 67 Закона №44-ФЗ, при отклонении заявки от участия в аукционе.
Как установила комиссия, уполномоченный орган – комитет <адрес> по государственным закупкам, не законно допустил к участию в аукционе заявки №, 2, 3, 4, 5, 6, 8.
В соответствии с п. 4.3. документации, первая часть заявки должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 3.5 раздела 3 настоящей документации. В случае установления в документации об электронном аукционе требований к товарам, конкретные показатели (значения характеристик) товара, предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ, оказании услуг, должны быть указаны в полном соответствии с требованиями, установленными заказчиком в приложении № к техническому заданию документации. Значения показателей подлежат конкретизации, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией.
Участники №, 2, 3, 4, 5, 6, 8 не выполнили требования заказчика и документации об аукционе, а именно: по позиции 10 «Болты с гайками и шайбами» к показателю «Размеры болтов (резьба)» заказчиком установлены следующие требования: «Нужны следующие размеры болтов (резьба) – M12, М10, М8, М6». Участники в своих заявках представили: «Размеров болтов (резьба) M12, М10, М8, М6».
При этом согласно инструкции по заполнению, участники должны были предоставить один конкретный (показатель) размер болтов.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа - комитета <адрес> по государственным закупкам, установлены нарушения ст. 67 Закона №44-ФЗ при допуске заявок к участию в аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок №-ЭЛ от ДД.ММ.ГГГГ заявки №, 2, 3, 4, 5, 6, 8 признаны соответствующими требованиям Закона №44-ФЗ и документации аукциона в электронной форме №. Выполнение работ по объекту: «Дом Культуры по адресу: <адрес> «В», <адрес>. Реконструкция кровли» для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа <адрес> и отклонена заявка №.
Это решение принято членами уполномоченного органа – комитета <адрес> по государственным закупкам путем голосования (единогласно) в составе:
председателя комиссии: ФИО4
члена комиссии: ФИО5
секретаря комиссии: ФИО1
В соответствии с извещением о проведении аукциона в электронной форме №. Выполнение работ по объекту: «Дом Культуры по адресу: <адрес>. Реконструкция кровли» для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа <адрес>, начальная максимальная цена контракта составляет 14 526 433 руб.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО6 пришла к выводу, что в действиях членов уполномоченного органа комитета <адрес> по государственным закупкам, необоснованно допустивших к участию в аукционе № заявки, подлежащие отклонению, имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подала на него жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В жалобе ФИО1 считает постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
На участие в электронном аукционе на выполнение работ по объекту: «Дом Культуры по адресу: <адрес>. Реконструкция кровли» для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа <адрес>, путём проведения электронного аукциона № поступило десять заявок. При рассмотрении первых частей заявок комиссией было принято решение отказать в допуске к участию в аукционе участникам закупки, предоставившим заявки с номерами 7, 9, 10, допустить к участию заявки с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№-ЭА).
Документация об электронном аукционе № на выполнение работ по объекту: «Дом Культуры по адресу: <адрес>. Реконструкция кровли» для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа <адрес> содержит Инструкцию по заполнению заявки. При рассмотрении первых частей заявок участников аукциона единая комиссия руководствовалась инструкцией.
Полагает, что при рассмотрении дела заместителем председателя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 не было учтено, что в соответствии с инструкцией «В случае установления в документации об электронном аукционе требований к товарам, конкретные показатели (значения характеристик) товара, предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ, оказании услуг должны быть указаны в полном соответствии с требованиями, установленными заказчиком в Приложении № к техническому заданию документации».
Приложением № к техническому заданию документации об электронном аукционе установлены требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов), используемых для выполнения работ, в частности по позиции 10 «Болты с гайками и шайбами» установлено требование «Размеры болтов (резьба) Нужны следующие размеры болтов (резьба) - М12,М10,М8,М6».
Участник закупки № не выполнил требования инструкции, в заявке представлено «Размеры болтов (резьба) М6», что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 66 Закона 44-ФЗ и п. 3.5, раздела 3 документации об электронном аукционе.
Полагает, что требование инструкции «Значения показателей подлежат конкретизации, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией» Ставропольским УФАС интерпретировано не верно.
Доводы Ставропольского УФАС о том, что согласно инструкции участник закупки должен представать один конкретный (показатель) размер болтов противоречат требованиям, установленным Заказчиком в Приложении 1 к техническому заданию документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона №44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При рассмотрении дела не учтено, что в данном случае по позиции 10 «Болты с гайками и шайбами» требования «Размеры болтов (резьба) Нужны следующие размеры болтов (резьба) - М12, М10, М8, М6» не содержат максимальные и (или) минимальные значения показателей, а содержат конкретные показатели (значения), указанные во множественном числе - «Нужны (конкретные!) следующие размеры болтов (резьба) - М12, М10, М8, М6». Таким образом, данные показатели не подлежали выбору одного из значений показателя.
Заявки №№, 2, 3, 4, 5, 6, 8 были оформлены в соответствии с требованиями ТЗ и инструкции, так как предоставили по позиции 10 «Болты с гайками и шайбами» конкретные значения по показателю «Размеры болтов (резьба) - М12, М10, М8, М6». В данном случае в соответствии с заявленной заказчиком потребностью участнику необходимо было указать конкретные размеры, предлагаемого товара при выполнении работ, а именно «Размеры болтов (резьба) М12, МІО, М8, Мб», потому что именно эти размеры нужны заказчику.
Согласно инструкции «Значения показателей подлежат конкретизации, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией», значение слова «Конкретизировать» означает добавление характеристик, придание конкретного выражения чему-либо, но не означает выбор одного из.
Считает, что сведения допущенных к аукциону участников, о технических и функциональных характеристиках товаров (материалов), используемых для выполнения работ, соответствуют Приложению 1 к ТЗ документации об электронном аукционе, что соответствует ч. 3 ст. 66 Закона №44-ФЗ, п. 3.5 раздела 3 Документации об электронном аукционе.
Полагает, что принимая решение о несоответствии заявки участника на участие в аукционе требованиям, установленным Законом №44-ФЗ и документацией об электронном аукционе, она, как член единой комиссии, исходила из толкования норм Закона №44-ФЗ и документации об электронном аукционе и принимала решение в связи с достаточной информацией, представленной в заявке участника.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, будучи извещенной о его времени и месте надлежащим образом.
Судья, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
Согласно санкции данной нормы совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации указываются требования, предъявляемые к участникам такого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (пункт 2 части 3 статьи 49, часть 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона №44-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в конкурсе, предусмотренные статьей 51 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона №44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или копии таких документов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям закона, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Из приложения № к Техническому заданию «Требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых для выполнения работ» следует: «Нужны следующие размеры болтов (резьба) – М12, М10, М8, М6» (л.д. 103, оборот, 111).
Согласно Документации об электронном аукционе на выполнение работ по объекту: «Дом Культуры по адресу: <адрес>. Реконструкция кровли» для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа <адрес>, раздел 4 содержит инструкцию по заполнению заявки, которой предусмотрено следующее (л.д. 79, оборот, 80, 81).
«Знак «/»- означает «или», по данному значению участникам закупки необходимо указать конкретное предложение согласно настоящей инструкции по заполнению заявки (за исключением случаев, когда разделенные данным знаком характеристики или значения по своей сути не подразумевают выбор, например, единицы измерения, значения показателей, либо являются математическим знаком дроби и т.д.). Сочетание «и/или» означает, что участник по своему усмотрению вправе предложить, как все варианты исполнения и характеристики, так и выбрать один из вариантов, разделенных указанным сочетанием. В случае применения слов «максимальный» (и его производных) в требованиях к показателям в отношении размеров товара (длина, ширина, высота, глубина и т.д.), данные требования должны быть конкретизированы и не содержать в заявке слова «максимальный» (и его производные), а участнику следует указать значение для показателя равное или не превышающее заявленное заказчиком.
В случае применения слов «минимальный» (и его производных) в требованиях к показателям в отношении размеров товара (длина, ширина, высота, глубина и т.д.), данные требования должны быть конкретизированы и не содержать в заявке слова «минимальный» (и его производные), а участнику следует указать значение для показателя равное или превышающее заявленное заказчиком. «Требуется», «Должен быть» (а также их производные) - установленные перед конкретными и/или диапазонными значениями (в том числе перечисленными через «,» и/или «;») означают, что участнику необходимо предоставить конкретное значение, в том числе из предложенного диапазона значения, если иное не установлено настоящей инструкцией.
В случае если при перечислении вариантов исполнения товара (материала), значений показателей и/или характеристик товара (материала) используется союз «и» - это означает, что требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей: в этом случае участнику закупки необходимо указать в составе своей заявки на участие в аукционе все перечисленные заказчиком показатели товара, а также конкретные характеристики каждого из перечисленных показателей. Характеристика или значение, или тип исполнения товара (в том числе и в наименовании показателей), заключенные в скобки «( )» и по смыслу означающие уточнение или дополнение, то есть не предполагающие взаимоисключаемость с характеристикой или значением, или типом исполнения товара, указанными перед скобками, остаются в заявке в неизменном виде. В случаях, когда характеристика или значение, или тип исполнения товара (материала), указанные в скобках, могут являться альтернативными, по сути, характеристике или значению, или типу исполнения товара (материала), указанным перед скобками, участник закупки в первой части заявки указывает один из предложенных заказчиком альтернативных вариантов, если иное не установлено настоящее инструкцией».
«Союз «или» - означает выбор и соответственно участникам закупки необходимо выбрать одно из указанных значений показателей, вариантов исполнения товара (материала), разделенных союзом «или» (л.д. 80-81).
«Союз «либо» означает выбор, и в данном случае участникам закупки необходимо выбрать одно из указанных значений показателей, вариантов исполнения товара (материала), разделенных союзом «либо» (л.д 78, оборот).
Таким образом, вопреки доводам обжалуемого постановления, изложение требования «Нужны следующие размеры болтов (резьба) – М12, М10, М8, М6» - в соответствии с инструкцией по заполнению заявки не предполагает указание участником одного из предложенных вариантов, поскольку размеры требующихся болтов не разделены ни союзом «или», ни союзом «либо», ни знаком «/».
Доводы постановления о том, что для требования об указании в заявке всех размеров болтов они должны были быть разделены союзом «и» (в виде: М12 и М10 и М8 и М6), – не основаны на инструкции по заполнению заявки.
Так, из буквального толкования инструкции по заполнению заявки, она предполагает применение союза «и» при описании требующихся характеристик товара. Например, алюминиевый лист толщиной 3 мм и длиной 3 м и шириной 1 м. Здесь через союз «и» описаны характеристики, которые должны присутствовать у одного товара – алюминиевого листа. Тогда как в требовании «Нужны следующие размеры болтов (резьба) – М12, М10, М8, М6» - характеристики товара не перечисляются, а указываются только наименования разных товаров, то есть нужны разные болты – М12, М10, М8, М6. Здесь М12, М10, М8 и М6 – это не характеристики товара, а разные товары.
При этом в требовании после слов «Нужны следующие размеры болтов (резьба)» не стоит знак «:», который в соответствии с инструкцией предполагает указание участником одного конкретного значения (один вариант) исполнения товара (материала) для указанного наименования показателя (л.д. 79).
В данном требовании заказчиком также не применен термин «любой» (а также производные от указанного слова).
Таким образом, участнику не предоставлено право по своему выбору указать любой размер болтов из требующихся.
Инструкцией также предусмотрено, что «Требуется», «Должен быть» (а также их производными) – установленные перед конкретными и/или диапазонными значениями (в том числе перечисленными через «,» и/или «;») означают, что участнику необходимо предоставить конкретное значение, в том числе из предложенного диапазона, включая крайние значения, если иное не установлено настоящей инструкцией». Данное требование относится, в том числе, к типам исполнения товара и его характеристикам (л.д. 79 оборот).
Данное условие инструкции по заполнению заявки как само по себе, так и в совокупности с вышеуказанными условиями применения союзов «и», «или», «либо», знака «/», - означает, что если после слов что «Требуется», «Должен быть», а также их производными товары перечисляются через знак «,» то участнику необходимо предоставить конкретные требующиеся значения.
При таких обстоятельствах комиссия комитета Ставропольского края по государственным закупкам с участием секретаря комиссии ФИО1 обоснованно допустила к участию заявки с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 и отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, предоставившим заявки с номерами 7, 9, 10 (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№-ЭА).
Следовательно, указанные действия секретаря комиссии ФИО1 не образуют состав вмененного ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление от ДД.ММ.ГГГГ№.30-1314/2019, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3, о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1 – отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.В. Волковская