Дело № 12-280/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 07 декабря 2016 года
Судья Ленинского районного суда г.Тамбова Макарова Е.В.,
рассмотрев жалобу Аксенова А.В. на постановление Управления Федерального казначейства по Тамбовской области от 28.10.2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении Аксенова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания № 64-18-30/1-2016 от 28.10.2016г., вынесенным заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, начальник Управления сельского хозяйства Тамбовской области Аксенов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно указанному выше постановлению, начальником Управления сельского хозяйства Тамбовской области Аксеновым А.В. представлена в финансовое управление Тамбовской области 29.01.2016г. заведомо недостоверная годовая бюджетная отчетность, необходимая для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а именно баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по состоянию на 01.01.2016 (ф. 13130) в котором на конец отчетного периода по строке 320, графе 8 недостоверно отражена дебиторская задолженность по расчетам по ущербу и иным доходам (счет 0209 00 000) на сумму 2 171 640,56 рублей (излишне полученные субсидии сельскохозяйственными товаропроизводителями на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в 2015 году, которые не учтены на аналитическом счете 1 209 31 000 «Расчёты по компенсации затрат»). Указанное является несоблюдением требования ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 220 Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Аксенов А.В. подал жалобу, в которой указал, ссылаясь на статью 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку. Бюджетная отчетность составляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н), предусматривающей оформление в составе Пояснительной записки (ф. 0503160) Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). Согласно пункту 7 Инструкции № 191н бюджетная отчетность составляется на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, администраторами бюджетных средств, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности. Подпунктом «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
Считает, что приказ управления от 30.12.2011 г. № 273 «Об учетной политике управления сельского хозяйства Тамбовской области» не является документом, который мог бы повлечь искажение бюджетной отчетности. Статьёй 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен единый порядок ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов. Пунктом 1 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Кодекса. Пунктом 2 статьи 264.1 БК РФ установлено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (часть 1 статьи 1) установлены Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и в целях установления единого порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации № 191н от 28.12.2010 г. утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 15 Инструкции предусмотрено, что в графах «На конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета. Согласно п. 167 Инструкции Информация в приложении - сведения по дебиторской и кредиторской задолженности ф. 0503169, содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов. Приложения составляются раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности. Приложение оформляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета. Показатели, отраженные в Приложении ф. 0503169, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета.
Под понятие «грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету» на основании примечания к ст. 15.11 КоАП РФ в новой редакции подпадает большее число действий. Наравне с занижением сумм начисленных налогов и сборов, не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета, и искажением любого показателя бухгалтерской финансовой отчетности, выраженного в денежном измерении не менее чем на 10%, таковыми теперь являются: - составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета. В бюджетной отчетности Управления сельского хозяйства Тамбовской области искажение составило 9,92%, то есть менее 10%. Полагает, что производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, просит применить ст.2.9 КоАП РФ, поскольку правонарушение малозначительно, и постановление от 28.10.2016г. отменить.
В судебном заседании Аксенов А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в жалобе, и просил постановление о наложении на него административного взыскания отменить.
Представитель Управления Федерального казначейства по Тамбовской области Толстова М.В. в суде с доводами жалобы не согласилась. Переплата по субсидиям в размере свыше 2 млн. руб. не была отражена в бюджетной отчетности, в связи с чем, должностное лицо Управления привлечено к административной ответственности. Правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку речь идет о бюджетных средствах, которые в отчетности не были отражены. Статья 15.15.6 КоАП РФ не предусматривает ограничение до 10%, в связи с чем, просила постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которая влечет наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Ответственность по ст.15.15.6 КоАП РФ предусмотрена за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчётности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчётности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Для привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, необходимо установить в действиях лица единственный элемент объективной стороны состава административного правонарушения, а именно - непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.
Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки с 02.08.2016г. по 16.09.2016г. соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятии государственной программы РФ «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы; оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в 2015г., оказание государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по решениям Правительства РФ в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы « в 2015г. в Управлении сельского хозяйства Тамбовской области выявлено нарушение, выразившееся в представлении в финансовое управление Тамбовской области 29.01.2016г. заведомо недостоверной годовой бюджетной отчетности, необходимой для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а именно баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по состоянию на 01.01.2016 (ф. 13130) в котором на конец отчетного периода по строке 320, графе 8 недостоверно отражена дебиторская задолженность по расчетам по ущербу и иным доходам (счет 0209 00 000) на сумму 2 171 640,56 рублей (излишне полученные субсидии сельскохозяйственными товаропроизводителями на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в 2015 году, которые не учтены на аналитическом счете 1 209 31 000 «Расчёты по компенсации затрат»).
Часть 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает, что бухгалтерская финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом вложении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений., Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с вложениями настоящего Кодекса. Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку. Равными распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, получатель бюджетных средств, представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки. Бюджетная отчётность подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Приказом управления сельского хозяйства Тамбовской области (далее -Управление) от 30.12.2011 № 273 «Об учетной политике управления сельского хозяйства Тамбовской области» утверждено Положение о реализации учетной политики в управлении
Данным Положением о реализации учетной политики ( в редакции от 112.2014 № 322) не обеспечено соблюдение единой методологии осуществления бухгалтерского учёта по счету 0 209 00 ООО «Расчеты по ущербу и иным доходам».
В нарушение пункта 220 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н определяющему, что счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» предназначен для учета расчетов, включая и расчёты по суммам излишне изведенных выплат, которые при получении решения суда уточняются на суммы предъявленного к возмещению ущерба в соответствии с решением суда, исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно законодательству Российской Федерации, Положением о реализации учетной политики определено, что на аналитическом счёте 1 209 31 000 «Расчёты по компенсации затрат» ; подлежат учету расчёты только по суммам, поступающим в порядке возмещения расходов государства в установленном законодательством Российской Федерации порядке по решению суда по предъявленным искам к получателям субсидий, в связи с нарушением ими бюджетного законодательства и нецелевым использованием бюджетных субсидий.
Материалами административного дела подтверждено, что при проверке расчётных операций с получателями субсидий на несвязанную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства установлено, что по данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2016г. дебиторской и кредиторской задолженности по счетам 1 302 41 000 «Расчёты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям» и 1 302 42 000 «Расчёты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» не значилось.
Однако, по состоянию на 01.01.2016 четырнадцать получателей субсидий на несвязанную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в установленный срок - 30 календарных дней со дня получения писем Управления с требованием о возврате излишне полученных субсидий, не возвратили излишне полученные субсидии за счет средств федерального бюджета в сумме 2 171 640,56 рублей (ФГУП «Учхоз имени М.И. Калинина Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева -423 512,00 рублей, Требование о возврате от 03.07.2015 № 01-14/2337; КФХ «Путиловка» - 47 468,00 рублей, Требование о возврате от 15.08.2015 № 01-14/3640; КФХ «Планета» - 25 258,00 рублей, Требование о возврате от 06.07.2015 № 01-14/2389; ИЛ глава КФХ Гулевский Р.А. - 34 839,00 рублей, Требование о возврате от 16.09.2015 № 01-14/3649; ИП глава КФХ Чернышова Е.В. - 286768,00 рублей, Требование о возврате от 03.07.2015 № 01-14/2338; ООО Элитные семена» - 673 046,00 рублей, Требование о возврате от 03.07.2015 №01-14/2339; ООО «АгроПромСнаб» - 270 220,00 рублей, Требование о возврате от 06.07.2015 № 01-14/2388; ООО «Деметра» - 2 699,30 рублей, Требование о возврате 06.07.20 1 5 № 01-14/2384; ИП глава КФХ Куликов В.В. - 6 967,00 рублей, Требование о возврате от 13.07.2015 № 01-14/2520; ИП глава КФХ Кульнев A.M. -128468,00 рублей, Требование о возврате от 06.07.2015 № 01-14/2390; ИП глава КФХ Каплин A.M. - 43 548,00 рублей, Требование о возврате от 06.07.2015 № 01-14/2393; ИП глава КФХ Милосердов В.А. - 163 308,00 рублей, Требование о ! возврате от 03.07.2015 № 01-04/2340; ИП глава КФХ Копцева Н.М. -26 129,00 рублей, Требование о возврате от 06.07.2015 № 01-14/2392; ИП глава КФХ Садов Н.А. - 39 410,26 рублей, Требование о возврате от 06.07.2015 № 01-14/2385).
Излишне полученныесубсидии сельскохозяйственными товаропроизводителями в сумме 2 171 640,56 рублей не отсторнированны с начисленной суммы субсидий и не учтены на счете 1 209 31 000 «Расчёты по компенсации затрат», что подтверждается данными накопительной ведомости расчетов с дебиторами, кредиторами по счету 1 209 30 000 за период с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в части субсидий на несвязанную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Неучтённая сумма на указанном счете составляет 9,92% от дебиторской задолженности по расчетам по ущербу и иным доходам (счет 0209 00 000) в сумме 21880 638,00 рублей, отраженной на конец отчетного периода по строке 320, графе 8Баланса ф. 0503130.
Срок предоставления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчётности областных государственных бюджетных и автономных учреждений за 2015 год для Управления сельского хозяйства определён приказом финансового управления Тамбовской области от 23.11.2015 № 165 «О сроках представления в 2016 году годовой отчётности об исполнении консолидированного бюджета Тамбовской области и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, бюджета Тамбовской области, бюджетов городских округов, консолидированных бюджетов муниципальных районов, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области, сводной бухгалтерской отчётности бюджетных и автономных учреждений, месячной и квартальной отчётности» (приложение № 1)- с 29 января по 1 февраля 2016 года.
Отчетность Управлением сдана в установленные сроки - 29.01.2016г. Документы, подтверждающие какие-либо исправления в формах бюджетной отчетности за 2015 год, проверке не представлены.
Согласно Положению об управлении сельского хозяйства Тамбовской области, утвержденному постановлением главы администрации Тамбовской области от 03.06.20 1 3 № 174, право первой подписи на всех документах Управления, подписание финансовых документов осуществляет начальник Управления, имеющий право действовать без доверенности от имени Управления (абзацы 1, 2, 13 пункта 5.4 Положения).
В соответствии с распоряжением главы администрации Тамбовской области от 10.12.2010 № 394-р Аксенов А.В. назначен начальником Управления.
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 приказа Управления от 08.08.2014 № 205 «О распределении обязанностей между начальником управления сельского хозяйства области и заместителями начальника управления сельского хозяйства области» начальник Управления Аксёнов А.В. непосредственно координирует и контролирует деятельность отдела бухгалтерского учёта и финансового контроля.
Должностной регламент начальника Управления утверждён распоряжением главы администрации Тамбовской области от 14.06.2012 № 35. В соответствии с Должностным регламентом в должностные обязанности начальника Управления, в том числе входит осуществление руководства Управлением, обеспечение (организация) выполнения задач, полномочий, функций, возложенных на управление в соответствии с Положением об Управлении; контроль за исполнением работниками Управления их служебных обязанностей, в том числе исполнение документов по качеству и срокам (3,4 пункта 3 Должностного регламента).
Следовательно, Аксенов А.В., являясь, начальником Управления сельского хозяйства, в нарушение требований бюджетной отчетности установленных Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, допустил внесение в годовую бюджетную отчетность заведомо недостоверных сведений.
Таким образом, его действия привели к нарушению бюджетного законодательства (ст.264.1 БК РФ) - представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности распорядителю бюджетных средств - Управлению Федерального казначейства по Тамбовской области.
Таким образом, действия Аксенова А.В. Управлением Федерального казначейства по Тамбовской области правильно квалифицированы по ст.15.15.6 КоАП РФ.
При рассмотрении дела Управлением Федерального казначейства по Тамбовской области были установлены все необходимые для правильного его разрешения фактические обстоятельства, которые подтверждены отвечающими требованиям допустимости доказательствами.
Административное наказание назначено Аксенову А.В. с учетом требований ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, его личности и в пределах санкции ст.15.15.6 КоАП РФ в минимальном размере. Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренный ст.15.15.6 КоАП РФ является формальным, объект посягательства - общественные отношения в сфере бюджетного законодательства Российской Федерации, соблюдение которого является обязанностью должностных лиц, оснований для признания указанного административного правонарушения малозначительным и применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Другие доводы жалобы также не могут служить основанием для отмены постановления.
При таких обстоятельствах постановление от 28.10.2016г. подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тамбовской области от 28.10.2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении Аксенова А.В. оставить без изменения, жалобу Аксенова А.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Макарова