№12-7/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
15 февраля 2018 года г. Воткинск
Судья Воткинского районного суда УР Станиславский В.В.,
при секретаре Дальченко Д.А., с участием: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1; представителя Управления Роспотребнадзора по УР ФИО5, действующей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора магазина ООО «Тандер» ФИО1 на постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г.Воткинске №*** от <дата> о привлечении к административной ответственности директора магазина ООО «Тандер» ФИО1 по ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Директор магазина ООО «Тандер» ФИО1 постановлением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в <*****>№*** от <дата> привлечена к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, поданной в установленный срок, в которой указала, что административный орган не учел, что спорная алкогольная продукция соответствует стандартам. Данное обстоятельство подтверждается декларациями о соответствии. Данные декларации находились в момент проверки в торговой точке и могли быть предъявлены потребителю. При проведении плановой проверки, представлены товаро-сопроводительные документы, содержащие сведения об обязательном подтверждении соответствия продукции. Административный орган не представил доказательств того, что должностным лицом нарушены правила реализации алкоголя; не указано, в чем, выражается вина должностного лица в выявленных несоответствиях в сопроводительных документах, и что это явилось следствием неправомерных действия директора магазина. Законом N 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без документов, перечень которых приведен в п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ. Таким образом, в случае если в магазине отсутствует какой-либо из перечисленных в п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, она может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. Факт ненадлежащего оформления товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к таможенной декларации, справки, прилагаемой к товарнотранспортной накладной, приложений справки к грузовой таможенной декларации не свидетельствует о непредставлении документов, подтверждающих легальность алкогольной продукции на момент проверки и не образует объективной стороны. Административным органом не доказано нарушение должностным лицом перечисленных требований по продаже алкогольной продукции. Просит признать незаконным и отменить постановление.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержала.
Представитель Управления Роспотребнадзора по УР ФИО5 с жалобой не согласилась, подтвердила доводы, изложенные в постановлении о назначении административного наказания.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом,
Согласно ч.3 ст.14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что административная ответственность по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает лишь в том случае, когда продавец не располагает соответствующей сопроводительной документацией на алкогольную продукцию, в то время как состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует факт отсутствия необходимой документации на момент проведения проверки.
В соответствии с п.12 ч.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются: без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
В соответствии со ст.1 "Правил заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к таможенной декларации" настоящие Правила устанавливают порядок заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации (далее - справка), для импортированных этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар).
Согласно ст.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждены прилагаемые: форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию; Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
В постановлении о назначении административного наказания административным органом указано, что в период времени с 13 часов 05 минут до 16 часов 00 минут <дата>, с 13 часов 30 минут до 16 часов 00 минут <дата> в обособленном магазине АО «Тандер», расположенном по адресу: УР, <*****>, должностным лицом - директором обособленного магазина ФИО1 допущены нарушения при приемке алкогольной продукции, что привело к нарушению должностной инструкции в части п. 4.7, а именно при приемке алкогольной продукции допущены нарушения Федерального Закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) спиртных напитков» в части статей 16, 10.2 а именно: нарушается порядок и правила заполнения справок к товаротранспортным накладным, установленные Постановлением Правительства РФ № 872 от 31.12.2005 года «О справке, прилагаемой к таможенной декларации», так при анализе товаросопроводительной документации в разделе «Б» справка к ТД №*** указано наименование собственника товара (продавца) - АО Тандер, получатель АО «Тандер», наименование товара указано как - вино Ламбруско Ка ДИ Валле красное п/пл 0,75 л (Италия СИ):6, что является нарушением п. 6 «в позиции «Наименование товара» указывается наименование товара в соответствии с аналогичной позицией раздела «А» справки, так в справке раздела «А», в справке раздела «Б» справка к ТД №*** указано наименование товара - вино игристое <***> «<***>»/ «<***>»« CAX.40-55 Г/ДМЗЛ.СОД. Спирта 9,5 % об., в с/бюут емк. 0,75 л.. В разделе «Б» справка к ТД №*** допущено наложение оттисков печати на уже имеющиеся, что является нарушением П. 7. Отсутствует раздел «Б», в котором должна быть отражена дальнейшая прослеживаемость продукции, а именно ее перемещение от Россия, Удмуртская Респ., Ижевск г., <*****>, 304 Литер А, этаж 1 помещение70 до ее конечной точки реализации, т.е. до обособленного магазина, расположенного по адресу: УР, <*****>, что является нарушением п. 6. При поступлении алкогольной продукции, а именно вино столовое полусладкое белое «<***>» 0,7 л. так же допущены нарушения Федерального Закона № 171-ФЗ в части статей 16, 10.2 а именно: нарушается порядок и правила заполнения справок к товаротранспортным накладным, установленные Постановлением Правительства РФ № 864 от 31.12.2005 «О справке к товаротранспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртсодержащую продукцию», а именно отсутствует раздел «Б», в котором должна быть отражена дальнейшая прослеживаемость продукции, а именно ее перемещение от Россия, Удмуртская Респ., <*****> до ее конечной точки реализации, т.е. до обособленного магазина, расположенного по адресу: УР, <*****>, что является нарушением п.п 2, 5. В справке раздела «Б» на алкогольную продукцию вино столовое полусладкое белое «<***>» 0,7 л. допущено наложение оттисков печати на уже имеющиеся, что является нарушением П. 8.
В постановлении также указано, что факт совершения директором ФИО1 указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами - документами: раздел «А» справка к таможенной декларации №***, раздел «Б» справка к ТД №***, раздел «б» справка к ТД №*** дополнительный лист, раздел «б» №***2, декларация о соответствии, приложение к ТТН №*** от <дата>, раздел «а» справка к ТТН №***, раздел «б» справка к ТТН №***, раздел «б» справка к ТТН №***, раздел «б», декларация о соответствии, товарно- транспортная накладная №***А1992, приложение к ТТН №*** от <дата>, должностная инструкция на ФИО1.
Действия должностного лица – директора магазина ФИО1 должностным лицом квалифицированы по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Оценив все представленные доказательства в совокупности, судья приходит к выводу об отсутствии в деянии директора магазина ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что справки к таможенной декларации, декларации о соответствии, приложения к товарно-транспортным накладным имелись в магазине АО «Тандер» по адресу: УР, <*****>, при реализации алкогольной продукции на момент проведения проверки.
Ненадлежащее оформление организацией-покупателем алкогольной продукции указанных документов не образует объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ по объекту противоправного посягательства, поскольку один лишь факт ненадлежащего оформления указанных в постановлении документов не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции.
В материалах административного дела, представленных уполномоченным органом, отсутствуют доказательства нелегальности оборота алкогольной продукции, поддельности марок или отсутствия регистрации товара в ЕГАИС.
Неполное или неверное заполнение указанных в постановлении справок не следует оценивать как отсутствие таких справок в целом.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в бездействии директора магазина ФИО1 отсутствует состав вмененного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая, что состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в бездействии директора магазина ФИО1 не установлен, судья считает необходимым на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.
Таким образом, жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Отменить постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г.Воткинске №№*** от <дата> г. о привлечении к административной ответственности директора магазина ООО «Тандер» ФИО1 по ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора магазина ООО «Тандер» ФИО1 прекратить, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу ФИО1 - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения копии, через Воткинский районный суд Удмуртской Республики, либо непосредственно в Верховный суд Удмуртской Республики.
Судья В.В. Станиславский