ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2812/20 от 29.06.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Сапега Н.Н. Дело № 12-2812/2020

Решение

«29» июня 2020 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – госинспектор отдела ЮМУ Росприроднадзора) Федюн Н.В. на решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 11 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Викор» ст. Новопокровская, Краснодарского края (далее – ОАО «Викор»),

установил:

постановлением № 03-52-703П от 31 октября 2019 года госинспектора отдела ЮМУ Росприроднадзора Федюн Н.В. юридическое лицо ОАО «Викор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере - 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ОАО «Викор» Конбас Н.А. обжаловала его в районный суд.

Обжалуемым решением от 11 декабря 2019 года судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края постановление госинспектора отдела ЮМУ Росприроднадзора Федюн Н.В. отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, госинспектор отдела ЮМУ Росприроднадзора Федюн Н.В. просит решение судьи районного суда отменить, считая что его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно ходатайствует о восстановлении процессуального срока обжалования.

Проверив материалы дела, защитников ОАО «Викор» по доверенностям Вивтоненко В.В. и Попову О.А., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судья краевого суда считает необходимым отменить решение судьи районного суда, по следующим основаниям.

В части вопроса о восстановлении срока обжалования решения судьи районного суда.

Согласно частям 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Решение судьи в районном суде принято – 11.12.2019 года.

Копия этого решения, как указывается в жалобе, была получена представителем Управления Росприроднадзора только – 14 апреля 2020 года, иных сведений по этому поводу материалы дела не содержат.

Жалоба госинспектора отдела ЮМУ Росприроднадзора Федюн Н.В. на решение судьи направлна почтовой корреспонденцией в суд - 24 апреля 2020 года (штамп на почтовом конверте), то есть в срок установленный законом, поэтому судья краевого суда полагает, что срок на обжалование заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 34 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с ч.6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены следующие требования к объектам размещения отходов: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2019 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», в соответствии с распоряжением от «11» сентября 2019 года № 01-04-19/104 Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея руководителя Р.А. Молдованова, в период с 01 октября 2019 года по 28 октября 2019 года проведена плановая документарная проверка, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - ОАО «Викор».

ОАО «Викор» предоставлены технические паспорта, составленные ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости -Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю от 09.11.2009.

Технический паспорт от 09.11.2009 №22, вид объекта учета - сооружения, наименования объекта учета - поля фильтрации с железобетонными лотками, адрес объекта учета-353021, Краснодарский край, Новопокровский район, ст. Новопокровская, ул. Заводская, д.1, значение основного параметра-4000,0м.

Технический паспорт от 10.11.2009 №21, вид объекта учета - сооружения, наименования объекта учета - поля фильтрации с железобетонными колодцами перепусков и опорожнения в количестве 30 шт, адрес объекта учета-353021, Краснодарский край, Новопокровский район, ст. Новопокровская, ул. Заводская, д.1, значение основного параметра-43 мЗ.

Технический паспорт от 10.11.2009 №24, вид объекта учета -сооружения, наименования объекта учета - поля фильтрации с системой распределительных трубопроводов, адрес объекта учета-353021, Краснодарский край, Новопокровский район, ст. Новопокровская, ул. Заводская, д.1, значение основного параметра-1549,8 м.

ОАО «Викор» в процессе производственной деятельности эксплуатирует поля фильтрации (далее ПФ) являющиеся одним из цехов сахарного завода и выполняют роль очистных сооружений сточных вод II и III категорий. Процесс очистки сточных вод происходит через испарение с водной поверхности залитых карт, а также с поверхности суши (разделительные и оградительные валы) и инфильтрацию в грунт дна земляных отстойников и карт ПФ. Последнее обеспечивает биологическую очистку сточных вод в результате жизнедеятельности биоты в грунтах (микроорганизмы, грибы, водоросли, черви и т. д.).

Сущность очистки почвенным методом на полях фильтрации заключается в фильтрации сточной жидкости через почву с минерализацией задержанных в почве микроорганизмами органических веществ. Поля фильтрации состоят из спланированных горизонтальных крат, разделенных земляными оградительным валами, и земляных отстойников.

Большие поля фильтрации данного сахарного завода имеют общую площадь 77,0 га, в том числе 4,9 га - земляные отстойники, 22,4 га - биопруды, 45,0 га - аккумуляционные пруды и 4,7 га - внутренние разделительные валы. Зеркало воды может достигать 72,3 га. Мощности завода позволяют перерабатывать около 3125 тонн сахарной свеклы в сутки. В период интенсивной её переработки на ПФ сбрасывается до 3750 мЗ/сутки сточных вод, а всего за год - до 609,2 тыс. мЗ.

Земляные отстойники, 2 шт. площадью по 2,45 га, предназначены для гравитационного осаждения взвешенных частиц в сточных вода. Согласно проекту коэффициент осаждения равен 0,9. Продолжительность отстаивания сточных вод не менее 30 минут.

Осветленная вода поступает на карты через выпускные трубы с земляных отстойников и распределяется по картам системой труб и открытых каналов, проходящих по оградительным валикам.

На картах осветленная вода проходит процесс естественной биологической очистки.

Согласно проекту, выполненному Государственным проектным институтом «Гипросахар» в 1957 году, площадь больших полей фильтрации составляет 64 га, и площадь малых полей фильтрации составляет 10 га. Общая площадь полей фильтрации 0,88 га.

Для приема загрязненных вод на больших полях фильтрации имеются два земляных отстойника. Производственные сточные воды по трубопроводу поступают в земляной отстойник для основного осаждения взвешенных частиц и предварительного осветления. Затем перетоком, по сети распределительных каналов, попадают на фильтрационные карты, принимающие осветленные стоки для биологической очистки.

Отстойники поочередно выводятся из работы для просушки осадка и дальнейшей их очистки. На больших полях фильтрации для очистки осветленных сточных вод после земляных отстойников предусмотрено проектом 4 карты в каждой их которых по 5 секций. Очищенная на картах вода собирается в прудах накопителях (2 по 22 га) и используется повторно в контуре вод первой и второй категорий.

В ходе проведения проверки ОАО «Викор» предоставлена справка об образовании отхода фильтрации при дефекации свекловичного сока(дефеката) за 2016,2017,2018,2019 гг, согласно которой был образован отход: в 2016 году в количестве-75530,54т.; в 2017 году в количестве-45078,3 т.; в 2018 году в количестве-38938,765т.; в период с 11.08.2019 по 30.09.2019 в количестве-18151,203 т.

В ходе проведения проверки ОАО «Викор» предоставлена справка об образовании отхода - осадок (шлам)земляной от промывки овощей (свеклы) за 2016,2017,2018,2019 гг, согласно которой был образован отход: в 2016 году в количестве-71427,11 т.; в 2017 году в количестве-53922,765 т.; в 2018 году в количестве-39121,45т.; в период с 11.08.2019 по 30.09.2019 в количестве-22841 т.

На малых полях фильтрации предусмотрено 4 карты общей площадью 10 га, используются как резервные карты в сезон свеклы и для приема хозяйственно бытовых сточных вод, поступающих от вспомогательного производства предприятия и от МУП Новопокровского сельского поселения Новопокровского района «Водоканал» (договор от 01.01.2013 №В/2013/75).

В ходе проведения проверки ОАО «Викор» предоставлена справка, согласно которой малые поля фильтрации (далее МПФ) были построены в комплексе очистных сооружений Новопокровского сахарного завода и были введены в эксплуатацию в 1969 году.

МПФ предназначались для приема хозбытовых и фекальных сточных вод от санитарных узлов и бытовых помещений предприятия, общежития сахарного завода и микрорайона сахарного завода.

Проектная мощность МПФ составляет 200 тыс. мЗ/в год. Фактический средний сброс составляет 35 -40 тыс. мЗ/год.

Сброс на МПФ осуществляется от КНС, расположенной на территории поселка сахарного завода. Сточные воды поступают на иловую площадку S=l,l га, где отстаиваются и осветляются. Осветленная вода через систему перепускных лотков каскадом заполняет четыре секции полей фильтрации (4 х 2,5 га).

Очистка иловой карты не производится, т.к. ее площадь и объемы достаточны для естественной биологической очистки сточных вод в полном объеме.

ОАО «Викор», предоставлены отчеты о сбросе сточных вод на очистные сооружения (ПФ) за 2018 год: январь - общий сброс составил 10962 мЗ, из них производственные сточные воды 7964 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 2998 мЗ; февраль - общий сброс составил 10405 мЗ, из них производственные сточные воды 6858 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3547 мЗ; март - общий сброс составил 10871 мЗ, из них производственные сточные воды 7583 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3288 мЗ; апрель - общий сброс составил 13223 мЗ, из них производственные сточные воды 9336 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3887 мЗ; май - общий сброс составил 14279 мЗ, из них производственные сточные воды 9470 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3061 мЗ; июнь - общий сброс составил 11670 мЗ, из них производственные сточные воды 8115 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3555 мЗ; июль - общий сброс составил 13470 мЗ, из них производственные сточные воды 9758 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3712 мЗ; август - общий сброс составил 45248 мЗ, из них производственные сточные воды 41600 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3648 мЗ; сентябрь - общий сброс составил 56451 мЗ, из них производственные сточные воды 52344 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 35893712 мЗ; сентябрь - общий сброс составил 65600 мЗ, из них производственные сточные воды 60974 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 4626 мЗ; ноябрь - общий сброс составил 41776 мЗ, из них производственные сточные воды 37897 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3879 мЗ; декабрь - общий сброс составил 12805 мЗ, из них производственные сточные воды 9736 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3069 мЗ.

ОАО «Викор», предоставлены отчеты о сбросе сточных вод на очистные сооружения (ПФ) за 2019 год: январь - общий сброс составил 13370 мЗ, из них производственные сточные воды 9990 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3380 мЗ; февраль - общий сброс составил 10759 мЗ, из них производственные сточные воды 7532 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 2953 мЗ; март - общий сброс составил 10606 мЗ, из них производственные сточные воды 7337 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 3269м3; апрель - общий сброс составил 12846 мЗ, из них производственные сточные воды 7505 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 5341 мЗ; май - общий сброс составил 11333 мЗ, из них производственные сточные воды 6899 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 4434 мЗ; июнь - общий сброс составил 12435 мЗ, из них производственные сточные воды 7661 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 4774 мЗ; июль - общий сброс составил 12458 мЗ, из них производственные сточные воды 7454 мЗ, хоз/фекальные сточные воды- 5004 мЗ.

ОАО «Викор» (Водоснабжающая организация) заключен договор от 01.01.2013 №В/2013/75 с МУП Новопокровского сельского поселения Новопокровского района «Водоканал» (Потребитель) на отпуск питьевой воды и прием сточной, согласно которому, осуществляется отпуск питьевой воды в водопроводную сеть Потребителя для снабжения населения жилого поселка питьевой водой и прием коммунально-бытовых сточных вод от населения поселка из канализационной сети Потребителя в канализационную сеть Водснабжающей организации.

ОАО «Викор» к договору от 01.01.2013 №В/2013/75 предоставлены акты о сбросе сточных вод МУП Новопокровского сельского поселения Новопокровского района «Водоканал» на поля фильтрации ОАО «Викор» в 2018 году по прибору учета КНС ул. Заводской, индивидуальным приборам учета абонентов улиц Заводской, Черняховского, Молодежной и пер. Зеленого в объемах: акт от 12.02.2018 -2849мЗ; акт от 12.03.2018 -3404м3; акт от 11.04.2018 -2890 мЗ; акт от 14.05.2018 -3381м3; акт от 13.06.2018 -2577 мЗ; акт от 11.07.2018 -2778 мЗ;акт от 13.08.2018 -2832 мЗ; акт от 12.09.2018 -2752 мЗ; акт от 11.10.2018 - 3145 мЗ;акт от 12.11.2018 -3324 мЗ; акт от 12.12.2018 -3020 мЗ; акт от 31.12.2018 -2781 мЗ.

ОАО «Викор» к договору от 01.01.2013 №В/2013/75 предоставлены акты о сбросе сточных вод МУП Новопокровского сельского поселения Новопокровского района «Водоканал» на поля фильтрации ОАО «Викор» в 2019 году по прибору учета КНС ул.Заводской, индивидуальным приборам учета абонентов улиц Заводской, Черняховского, Молодежной и пер. Зеленого в объемах: акт от 12.07.2019 -4304м3; акт от 14.06.2019 -4109мЗ; акт от 19.05.2019 -5018 мЗ; акт от 09.04.2019 -3011 мЗ; акт от 14.02.2019 -3046 мЗ; акт от 15.03.2019-2953 мЗ.

Согласно предоставленной информации ОАО «Викор» в процессе производственной деятельности, а именно при сбросе производственных сточных вод предприятия на поля фильтрации поступают отходы: «отходы фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат)» (код по ФККО 3 01 181 17 39 5,) 5 класс опасности; «осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля и т.д.)» (код по ФККО 3 01 132 04 29 5) 5 класс опасности, которые размещаются на полях фильтрации.

Сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на малые поля фильтрации осуществляется от КНС, расположенной на территории поселка сахарного завода. Сточные воды поступают на иловую площадку S=l,l га, где отстаиваются и осветляются. Осветленная вода через систему перепускных лотков каскадом заполняет четыре секции полей фильтрации (4 х 2,5 га). Очистка иловой карты не производится, таким образом после отстаивания и осветления хозяйственно- бытовых сточных вод и высушивания осадка, на малых полях фильтрации образуются и размещаются отходы: «отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 399 11 39 4) 4 класс опасности.

Таким образом, ОАО «Викор» в процессе производственной деятельности эксплуатирует поля фильтрации являющиеся одним из цехов сахарного завода и выполняют роль очистных сооружений сточных вод и являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов - объектом размещения отходов на котором размещаются: «отходы фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат)» (код по ФККО 3 01 181 17 39 5,) 5 класс опасности; «осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля и т.д.)» (код по ФККО 3 01 132 04 29 5) 5 класс опасности; «отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 399 11 39 4) 4 класс опасности.

На момент проведения проверки объект размещения отходов - поля фильтрации ОАО «Викор» в государственный реестр объектов размещения отходов не внесены.

Данные обстоятельства явились основанием для вынесения 31 октября 2019 года госинспектора отдела ЮМУ Росприроднадзора Федюн Н.В. постановления о привлечении юридического лица – ОАО «Викор» к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица – ОАО «Викор», судья районного суда указал, что факт включения указанных полей фильтрации в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, административным органом не устанавливался и не проверялся.

Кроме того, административным органом не опровергнуты доводы ОАО «Викор» о том, что малые поля фильтрации не относятся к объектам размещения отходов, поскольку образовавшийся осадок перекачивается грязевыми насосами на большие поля фильтрации, где еще раз отстаивается, уплотняется и просушивается в специальных грязевых отстойниках, где ежегодно происходит полная очистка грязевых отстойников для подготовки к новому сезону, а осадок (шлам) вывозится на поля свеклосдатчиков; отходы фильтрации (дефекат) по ленточному транспортеру перемещается в кузов грузового автомобиля и вывозится на специальную бетонированную площадку (место временного хранения), после чего дефекат используется, в соответствии с ПНООЛР, для ремонта ограждающих сооружений прудов биологической очистки; следовательно, на очистных сооружениях не происходит долгосрочное хранение (дольше 11 мес.) отходов, тогда как в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», хранением отходов является складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. В связи с этим посчитал, что вина ОАО «Викор» по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не доказана.

С данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как предусмотрено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей при рассмотрении дела без внимания.

Как установлено судьей вышестоящей инстанции и следует из материалов дела, отнесение судом полей фильтрации к объектам размещения ТКО необоснованно и не соответствует действующему законодательству.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Однако, размещаемые на полях фильтрации «отходы фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат)» (код по ФККО 3 01 181 17 39 5,) 5 класс опасности; «осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля и т.д.)» (код по ФККО 3 01 132 04 29 5) 5 класс опасности не относятся к ТКО.

В ходе проведения проверки ОАО «Викор» Управлением установлен сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на малые поля фильтрации осуществляется от КНС, расположенной на территории поселка сахарного завода. Сточные воды поступают на иловую площадку S=1,1 га, где отстаиваются и осветляются. Осветленная вода через систему перепускных лотков каскадом заполняет четыре секции полей фильтрации (4 х 2,5 га). Очистка иловой карты не производится, таким образом после отстаивания и осветления хозяйственно-бытовых сточных вод и высушивания осадка, на малых полях фильтрации образуются и размещаются отходы: «отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 399 11 39 4) 4 класс опасности.

Следовательно, МПФ являются объектом размещения отходов, что не отрицается в решении судьи районного суда.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что после отстаивания и осветления хозяйственно-бытовых сточных вод и высушивания осадка, на малых полях фильтрации образуются и размещаются отходы: «отходы (осадки) послемеханической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 399 11 39 4) 4 класс опасности. Данный вид отходов непрерывно размещается на МПФ, так как мероприятия по утилизации или вывозу данного вида отходов Обществом не проводятся.

На момент проведения проверки объект размещения отходов - поля фильтрации ОАО «Викор» в государственный реестр объектов размещения отходов не внесены.

В ходе проведения проверки ОАО «Викор» предоставлена справка об образовании отхода фильтрации при дефекации свекловичного сока(дефеката) за 2016,2017,2018,2019 гг, согласно которой был образован отход: в 2016 году в количестве-75530,54т.; в 2017 году в количестве-45078,3 т.; в 2018 году в количестве- 38938,765т.; в период с 11.08.2019 по 30.09.2019 в количестве-18151,203 т.

В ходе проведения проверки ОАО «Викор» предоставлена справка об образовании отхода - осадок (шлам)земляной от промывки овощей (свеклы) за 2016,2017,2018,2019 гг, согласно которой был образован отход: в 2016 году в количестве-71427,11 т.; в 2017 году в количестве-53922,765 т.; в 2018 году в количестве - 39121,45т.; в период с 11.08.2019 по 30.09.2019 в количестве - 22841т.

Таким образом, ОАО «Викор» в процессе производственной деятельности эксплуатирует поля фильтрации являющиеся одним из цехов сахарного завода и выполняют роль очистных сооружений сточных вод и являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов - объектом размещения отходов на котором размещаются: «отходы фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат)» (код по ФККО 3 01 181 17 39 5,) 5 класс опасности; «осадок (шлам) земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля и т.д.)» (код по ФККО 3 01 132 04 29 5) 5 класс опасности; «отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 399 11 39 4) 4 класс опасности.

Вместе с тем, в доводах решения судьи районного суда содержится явное противоречие, как было указано выше, судьей МПФ отнесены к объектам размещения ТКО, однако, после указано, что Управлением не опровергнут довод ОАО «Викор» о том, что МПФ не относятся к объектам размещения отходов, так как дефекат перекачивается на большие поля фильтрации, а после используется в соответствии с ПНООЛР для ремонта ограждающих сооружений прудов биологической очистки, тем самым, Общество осуществляет не размещение отхода (дефеката), а его вторичное использование.

При таких обстоятельствах можно сделать вывод, о том, что Обществом производится подмена понятий «утилизация» и «размещение» отходов.

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Лица вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N 04-12-27/9376).

Использование отходов для производства товаров (продукции) включает в себя определенные действия в процессе которых образовывается продукт или товар. Образованный продукт либо товар должен соответствовать определённым условиям (ГОСТ, ТУ). Лицо, являющееся производителем данного товара или продукции должно иметь на данный товар соответствующий сертификат либо технические условия о соответствии данного товара, продукта (ГОСТ, ТУ).

Таким образом, достоверно установлено, что ОАО «Викор» не представлена проектная, технологическая и иная документация, разработанные и утвержденные технические условия на дефекат как строительный материал для ремонта, технологический регламент, позволяющие относить его к продукции; не представлено доказательств проведения лабораторных исследований проб дефеката, в том числе на определение иных микроорганизмов, концентрации примесей отдельных токсичных элементов, пестицидов, что является нарушением ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Ответственность за данное административное правонарушение, предусмотрена частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Принимая во внимание вышеизложенное, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу, что привлечение юридического лица ОАО «Викор» к административной ответственности на основании части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правомерным.

При таких обстоятельствах, решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 11 декабря 2019 года об отмене постановления госинспектора отдела ЮМУ Росприроднадзора Федюн Н.В. № 03-52-703П от 31 октября 2019 года не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания

С учетом изложенного, решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 11 декабря 2019 года подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе, с учетом требований ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Федюн Н.В. на решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 11 декабря 2019 года – удовлетворить.

Решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 11 декабря 2019 года - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение тот же суд, в ином составе.

Судья

краевого суда Пегушин В.Г.