Дело № 12-281/2020
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
город Южно-Сахалинск 26 мая 2020 года
Судья Южно-Сахалинского городского суда Абикова Ю.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1на постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Сахалинской области ФИО10№ от 26 декабря 2019 года о привлечении должностного лица - старшей медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты>» ФИО1к административной ответственности по статье 6.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Сахалинской области ФИО10№ от 26 декабря 2019 года старшая медицинская сестра отделения анестезиологии-реанимации государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты>» ФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 6.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что основное количество медицинских изделий с истекшим сроком годности было выявлено в общей ординаторской реанимационного отделения, за соблюдение лечебно-охранительного режима в которой, ФИО1 согласно должностной инструкции не несет. Кроме того, акт проверки составлен 4 декабря 2029 года, когда ФИО1 находилась в отпуске. На момент ухода в отпуск 28 ноября 2019 года ею были проверены все лекарственные средства и сроки их годности соответствовали датам изготовителя. Помимо этого, обнаруженные медицинские изделия - набор предварительной обработки «<данные изъяты>» никогда не поступал в отделение и мог быть принес только сторонним человеком, а повязки абсорбирующие имелись в достаточном количестве с длительным сроком годности на посту.
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник Рябко Е.В. доводы, изложенные в жалобе поддержали, по основаниям указанным в ней.
Представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Сахалинской области в судебное заседание не явился.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
То есть, необходимо наличие не только законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания.
В любом случае, выделяется четыре элемента состава административного правонарушения: объект, субъект, объективная и субъективная сторона.
Следовательно, квалифицируя действие лица с точки зрения наличия в них признаков административного правонарушения, установление субъекта административного правонарушения является обязательным.
Согласно статье 6.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности явилось то, что в ходе проведённой в отношении государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Сахалинской области совместно с прокуратурой города Южно-Сахалинска проверки в период с 4 по 31 декабря 2019 года установлено нарушение правил обращения медицинских изделий, а именно выявлены медицинские изделия с истекшим сроком годности:
В палате № отделения анестезиологии-реанимации выявлены повязка абсорбирующая «<данные изъяты>», производитель «<данные изъяты>», срок годности до июня 2019 года – 1 упаковка,
повязка абсорбирующая «<данные изъяты>», производитель «<данные изъяты>», срок годности до декабря 2019 года – 1 упаковка,
набор предварительной обработки «<данные изъяты>», производитель «<данные изъяты>», срок годности до марта 2015 года - 1 упаковка,
В общей ординаторской реанимационного отделения:
Ларингеальная маска <данные изъяты>, срок годности до августа 2016 года, отсутствовали сведения о регистрации - 16 упаковок,
Катетер дренажный <данные изъяты>, срок годности до 31 августа 2019 года – 1 упаковка,
Система анестезиологическая <данные изъяты>, срок годности до ноября 2017 года, сведения о регистрации отсутствовали – 1 упаковка,
Лейкопластырь для фиксации интубационной трубки (<данные изъяты>, срок годности до мая 2017 года, сведения о регистрации отсутствовали – 76 штук,
Маска для аэрозольной кислородной терапии, производитель «<данные изъяты>», срок годности до июня 2016 года, сведения о регистрации отсутствовали – 1 упаковка.
Кроме того, выявлены следующие медицинские изделия на упаковках которых отсутствовали сведения о наименовании, о производителе, о дате выпуска, о сроке годности, сведения о регистрации – трубка для кормления со шприцем – 1 штука, магистраль венозная – 1 штука, адаптер «<данные изъяты>» - 1 штука, медицинское изделие «насадка на леску» - 1 штука.
В связи с указанными обстоятельствами старшая медицинская сестра отделения анестезиологии-реанимации государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты>» ФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 6.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела административный орган пришел к выводу о том, что вина должностного лица в совершении указанного правонарушения полностью нашла свое объективное подтверждение в материалах дела.
С указанным выводом должностного лица, суд согласиться не может, поскольку при рассмотрении дела не учтено следующее.
Согласно статьи 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, несут административную ответственность как должностные лица.
К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).
К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет, что административной ответственности подлежит лицо, в том числе и в случае непринятия мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям отнесены, в том числе и полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения.
То есть для того, чтобы сделать вывод о совершении должностным лицом правонарушения необходимо установить, что указанное лицо не приняло всех необходимых мер для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность, и не осуществило надлежащий контроль за исполнением, в том числе и его работниками трудовых обязанностей.
Как следует из материалов дела, приказом № ФИО1 назначена на должность старшей медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>».
На период проведения проверки, 4 декабря 2019 года ФИО1 находилась в очередном отпуске с 2 по 4 декабря 2019 года, что подтверждается приказом №.
Из указанного следует, что ФИО1, находясь в ежегодном оплачиваемом отпуске, фактически не исполняла должностные обязанности старшей медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации и не могла осуществлять контроль за обращением медицинских изделий в отделении.
Таким образом, выводы должностного лица о наличии в действиях ФИО1 вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованными.
Указанные выше обстоятельства и правовые нормы не получили должной оценки в постановлении должностного лица, то есть не были выполнены требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
жалобу ФИО1- удовлетворить, постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Сахалинской области ФИО10№ от 26 декабря 2019 года о привлечении должностного лица - старшей медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты>» ФИО1к административной ответственности по статье 6.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Сахалинский областной суд со дня вручения или получения копии решения.
Судья Южно-Сахалинского
городского суда Ю.В. Абикова