КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Лахонин А.П.Дело № 12-281/202 (№ 5-195/2022)
УИД 39MS0034-01-2022-001334-86
РЕШЕНИЕ
16 августа 2022 годаг. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.
при секретаре Юдиной Т.К.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Бойковой А.Г. по ордеру Бонцлер М.В. на постановление судьи Полесского районного суда Калининградской области от 7 июня 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2 и ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Бойковой Анны Геннадьевны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Полесского районного суда Калининградской области от 7 июня 2022 года Бойкова А.Г. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде обязательных работ сроком 50 (пятьдесят) часов.
В жалобе защитник Бойковой А.Г. по ордеру Бонцлер М.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного судебного акта, прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Бойковой А.Г. состава административных правонарушений. Указывает на недоказанность совершение ею действий, позволяющих квалифицировать ее как организатора публичного мероприятия. Бойкова А.Г. разместила репост текстового сообщения, в котором читателям предлагалось осуществить 9 мая 2022 года одно из предложенных автором мероприятий. Вместе с тем фактически публичное мероприятие не состоялось. Считает, что привлечение Бойковой А.Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ также является незаконным, поскольку в ее действиях отсутствовали какие-либо факты, дискредитирующие использование ВС РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Бойкова А.Г. осуществила перепост материала, не комментируя свое отношение к военной операции в Украине. Считает, что имеет место вмешательство в право на свободу выражения и распространение мнения, закрепленное в Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Заслушав объяснения Бойковой А.Г. и ее защитника Бонцлер М.В., поддержавших доводы жалобы и дополнений к ней, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 20.2 КоАП РФ установлена ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
Частью 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ на организатора публичного мероприятия возложен ряд обязанностей, в их числе обязанность подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).
Исходя из положений пункта 30 указанного постановления Пленума, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 ст.10 этого же Закона в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе, таких задач, как отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
В силу п. «г» ч.1 ст.102 Конституции Российской Федерации решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации.
Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (п.1 ст.10.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»).
Федеральными законами от 22.02.2022 № 15-ФЗ и № 16-ФЗ ратифицированы договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи соответственно между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, и между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой, подписанные в г.Москве 21 февраля 2022 года.
22 февраля 2022 года главы Донецкой и Луганской Народных Республик от имени их жителей и в соответствии с положениями Договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и указанными Республиками обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой о помощи в отражении военной агрессии Украины.
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 22 февраля 2022 года принято постановление № 35-СФ, которым Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации в соответствии со ст.51 ч.7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и во исполнение договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Российской Федераций, а также Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой ратифицированных 22 февраля 2022 года Федеральными законами №№ 15-ФЗ и 16-ФЗ, принято решение о проведении специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, направленной на поддержание мира и безопасности на территориях независимых Донецкой и Луганской Народных Республик.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, частью 1 ст.20.3.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент вменяемого правонарушения) предусмотрена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, 5 мая 2022 года в 10 часов 46 минут Бойкова А.Г. в приложении «Телеграм» (https://web.telegram.org) в группе () опубликовала статью с высказываниями «Парад Беды» - это вариант нашей акции #женщины_в_черном …Выходите в интервал 13:00-14:00 на площади, улицы и проспекты Мира своего города в чёрной одежде, вместо георгиевских лент берите чёрные ленты, чтобы повязывать их в пространстве города по аналогии с зелёной антивоенной лентой…этот формат подходит для тех, кто не сможет попасть на акцию «Весны» «Они воевали не за это»…в которой мы тоже призываем всех участвовать», содержащую сведения об организации несанкционированного публичного мероприятия 9 мая 2022 года с 13 до 14 часов на проспекте Мира в г. Калининграде с заявленной целью проведения акции протеста «Парад Беды» и призывы к участию в данном публичном мероприятии.
Кроме того, в вышеуказанной статье, размещённой 5 мая 2022 года в 10 часов 46 минут в приложении «Телеграм» (https://web.telegram.org) в группе (), Бойкова А.Г. также публично распространила сведения «Среди жертв российской агрессии есть и российские независимые журналисты, убитые во время своей работы…Пишите на табличках о военных преступлениях РФ в Буче, Мариуполе, Ирпене, Краматорске. Это десятки тысяч убитых, которых оставила за собой наша страна», направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях.
Факт совершения административных правонарушений и виновность Бойковой А.Г. подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколами об административных правонарушениях 07 № 005251 и 07 № 005252 от 06.05.2022; в которых отражены фактические обстоятельства вменяемых административных правонарушений; протоколом осмотра предметов (документов) от 5 мая 2022 года, согласно которому 5 мая 2022 года в 10 часов 46 минут Бойкова А.Г. в приложении «Телеграм» (https://web.telegram.org) в группе () опубликовала статью, содержащую следующие высказывания: «Парад Беды» - это вариант нашей акции #женщины_в_черном …Выходите в интервал 13:00-14:00 на площади, улицы и проспекты Мира своего города в чёрной одежде, вместо георгиевских лент берите чёрные ленты, чтобы повязывать их в пространстве города по аналогии с зелёной антивоенной лентой…этот формат подходит для тех, кто не сможет попасть на акцию «Весны» «Они воевали не за это»…в которой мы тоже призываем всех участвовать»; «Среди жертв российской агрессии есть и российские независимые журналисты, убитые во время своей работы…Пишите на табличках о военных преступлениях РФ в Буче, Мариуполе, Ирпене, Краматорске. Это десятки тысяч убитых, которых оставила за собой наша страна»; рапортом оперуполномоченного ЦПЭ УМВД России от 5 мая 2022 года ФИО и его показаниями в судебном заседании районного суда о выявлении в сети Интернет вышеуказанного текстового сообщения, содержащего признаки административных правонарушений, размещённого со страницы ; объяснением Бойковой А.Г., данным в судебном заседании районного суда, которая не отрицала факт размещения ею в группе в «Телеграм» вышеуказанной статьи, пересланной из другой группы; информацией администрации городского округа «Город Калининград» от 06.05.2022 о том, что 9 мая 2022 года было согласовано проведение только одного публичного мероприятия – шествия и демонстрации по заявлению регионального отделения Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России», уведомления об иных публичных мероприятиях не поступали.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства их совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Бойковой А.Г. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.2 и ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Является несостоятельным довод жалобы о том, что Бойкова А.Г. не является организатором публичного мероприятия, поскольку разместила репост записи, который не отвечает признакам агитации.
Пунктами 1, 2, 4 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия отнесены действия по оповещению возможных участников публичного мероприятия, проведению предварительной агитации и другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Из положений ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ следует, что предварительной агитацией является информирование граждан о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и распространение иной информации, связанной с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывы граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Закон не ограничивает субъектов в формах проведения предварительной агитации. Они вправе использовать в этих целях: устную информацию, передаваемую в вербальной форме; письменные объявления в местах, посещаемых значительным числом потенциальных участников мероприятия; доступные им средства массовой информации, в том числе и электронные ресурсы; средства наглядной агитации и другие.
Бойкова А.Г., размещая в мессенджере «Телеграм» в чате открытого канала репост сообщения с призывом к неограниченному кругу лиц принять участие в готовящихся публичных мероприятиях, совершила действия по предварительной агитации, направленной на привлечение наибольшего участников несанкционированного мероприятия, что, в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ относится к организации публичного мероприятия.
Вопреки доводам жалобы размещенное в мессенджере сообщение содержало информацию для возможных участников публичного мероприятия о дате, времени и месте его проведения, а именно: 9 мая 2022 года в 13:00 часов в районе проспекта Мира в г. Калининграде.
Выводы судьи районного суда о том, что сообщение, опубликованное Бойковой А.Г. в социальном мессенджере «Телеграм» содержит негативную оценку действий ВС РФ, направлено на дискредитацию использования ВС РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, отвечают исследованным по делу доказательствам, оценка которых на предмет их соответствия требованиям закона и достаточности для установления вины Бойковой А.Г. в совершении вменяемого правонарушения сомнения не вызывает.
Протоколы об административных правонарушениях и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Довод Бойковой А.Г. о том, что ей не были вручены копии протоколов об административных правонарушениях, противоречит записям в указанных протоколах о том, что копии протоколов были ею получены, что подтверждено подписью Бойковой А.Г.
Доказательств того, что Бойкова А.Г. не имела возможности получить копии протоколов, ознакомиться с материалами дела, не имеется.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов о доказанности вины Бойковой А.Г. в совершении вменяемых правонарушений, из представленных материалов и доводов жалобы не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения Бойковой А.Г. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено судьей Бойковой А.Г. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.13, 4.1, 4.2, 4.4 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, личности виновной, характера совершенных административных правонарушений, их общественной опасности, наличия смягчающего обстоятельства (наличие на иждивении престарелой матери), отсутствия отягчающих обстоятельств, и является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Предусмотренных законом оснований для признания назначенного административного наказания чрезмерно суровым не имеется.
В целом доводы настоящей жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судьей районного суда норм материального права либо о нарушении норм процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Полесского районного суда Калининградской области от 7 июня 2022 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья