ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-281/2021 от 18.05.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УИД 39RS0004-01-2021-000165-49

Судья: Юткина С.М. Дело № 12-281/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Калининградского областного суда Корнюшенков Г.В.,

при секретаре Лосиковой С.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ООО «Региональные инженерные сети» на не вступившее в законную силу постановление судьи Московского районного суда г. Калининграда от 10 февраля 2021 года в отношении ООО «Региональные инженерные сети» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Заслушав объяснения представителей Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - ФИО1, ФИО2, возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Московского районного суда г. Калининграда от 10 февраля 2021 года юридическое лицо - ООО «Региональные инженерные сети» (далее также - ООО «РИС», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе ООО «РИС» в лице генерального директора Общества ФИО3 в Калининградский областной суд ставится вопрос об отмене постановления судьи Московского районного суда г. Калининграда от 10 февраля 2021 года и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование податель жалобы указывает, что за исх. № 89 от 19.11. 2020 г. (на определение № 34окк от 16.11.2020 г.) со стороны ООО «РИС» в адрес Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области была предоставлена вся имеющаяся в распоряжении Общества документация в рамках правоотношений между ООО «РИС» и ФИО4 по заключенному договору № 157 от 15.11.2019 г. Полагает, что истребованные у Общества документация и сведения в соответствии с определением № 34окк от 16.11. 2020 г. не могут относиться к проверке доводов обращения ФИО4 в связи с заключением последним договора № 157 от 15.11.2019 г. с ООО «РИС». Цена указанного договора не относится к ценам, регулируемым государством. Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области вышла за рамки своей компетенции инициируя проведение административного расследования в отношении ООО «РИС». Полагает, что Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области инициировано проведение внеплановой документарной проверки под видом административного расследования, что противоречит положениям постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Относительно жалобы ООО «РИС» Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области представлены письменные пояснения.

ООО «РИС» в судебное заседание Калининградского областного суда своего представителя (защитника) не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просило, об уважительной причине неявки суд не известило. Суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителей административного органа, изучив доводы жалобы, письменных пояснений административного органа проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 23.51 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 14.6 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года № 189 утверждено Положение о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее также - Служба).

Согласно пунктов 1 и 3 данного Положения Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов), а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, общественными объединениями и иными организациями и принимает в пределах своих полномочий решения самостоятельно.

Подпунктом 1 пункта 35 Положения определено, что Служба вправе, в том числе, запрашивать и получать у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме и в сроки, которые определены Службой.

Приказом руководителя (директора) Службы от 26 сентября 2014 года № 17 утвержден перечень должностных лиц Службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в их числе - начальник контрольно-правового отдела.

В силу части 1 статьи 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 ноября 2020 года начальником контрольно-правового отдела Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области ФИО1 вынесено определение № 34окк о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «РИС» по статье 14.6 КоАП РФ по факту нарушения в период с ноября 2019 года по март 2020 года порядка ценообразования при оказании гр. ФИО4 услуг по подключению (технологическому присоединению) к централизованным сетям водоснабжения и (или) водоотведения.

Этим же определением у ООО «РИС» истребованы документы (информация), необходимые для производства по делу об административном правонарушении, путем направления в адрес административного органа запрашиваемых документов в трехдневный срок со дня получения определения, а именно: перечень оборудования, используемого Обществом при осуществлении регулируемых видов деятельности по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения; документов, на основании которых указанное выше оборудование, находится в ведении Общества (свидетельства о собственности, договоры, постановления/распоряжения, акты приема-передачи, договоры аренды и др.); перечень потребителей услуг по водоснабжению и водоотведению, чьи объекты подключены к находящимся в ведении Общества сетям водоснабжения и водоотведения (с указанием адресов подключенных объектов, реквизитов договоров о подключении, размера подключаемой нагрузки); информацию о том, с сетями каких организаций граничат сети водоснабжения и водоотведения, находящиеся в ведении ООО «РИС» (с копиями подтверждающих документов - актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, др.); акта эксплуатационной ответственности и разграничения балансовой принадлежности сетей водоотведения с АО «ОКОС»; акта эксплуатационной ответственности и разграничения балансовой принадлежности сетей водоснабжения с ООО «Водоснабжение»; договора от 15.11.2019 г. № 157, заключенного Обществом с ФИО4, со всеми приложениями, копию заявления на оказание услуг по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения ФИО4, технических условий, актов и счетов, выставленных за оказанные в рамках данного договора услуги, документов, свидетельствующих об оплате, акта сдачи-приемки выполненных работ, согласия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения от 28.01.2020 г., выданного ФИО4, справки о выполнении технических условий, акта о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения объекта ФИО4, актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения и сетей водоотведения с ФИО4; рабочей документации «Наружные сети водоснабжения и канализации» № 226-19-175-НВК на индивидуальный жилой дом на земельном участке с КН 39:05:010602:157; перечня и стоимости услуг ООО «Региональные инженерные сети»; пояснения о том, в соответствии с какими нормативными правовыми актами и каким образом образована стоимость оказываемых ООО «РИС» услуг (с приложением смет (калькуляций)): по подключению к сетям водоснабжения и канализации (одна врезка) – 246000 руб., по подключению к сетям канализации (одна врезка) – 186000 руб., по подключению к сетям водоснабжения (одна врезка) – 93000 руб., техническое обслуживание сетей водоснабжения и канализации (одна врезка), в месяц – 725 руб.; пояснения о причинах неприменения Обществом тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, установленных приказом Службы от 10.12.2018 г. № 100-01тпв/18, при оказании услуг по подключению к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, в том числе и гр. ФИО4; пояснения о том, каким образом ООО «Водоснабжение» урегулированы отношения с ООО «РИС» по вопросу использования находящихся в ведении Общества водопроводных сетей при оказании услуг по холодному водоснабжению гр. ФИО4 и другим потребителям с копиями подтверждающих документов (договора на транспортировку воду, актов, счетов, документов об оплате и др.); информацию и о причинах необращения в Службу с целью установления тарифов на услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, транспортировке холодной воды, сточных вод; Устава ООО «РИС»; приказа о назначении на должность генерального директора Общества ФИО3, заключенного с ним трудового договора, должностной инструкции; информацию о дате и месте рождения, паспортных данных ФИО3, адрес его регистрации и места жительства, ИНН.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и об истребовании документов получена генеральным директором ООО «РИС» ФИО3 16 ноября 2020 года.

Однако в ответ на определение об истребовании сведений от 16 ноября 2020 года № 34окк года Обществом 19.11.2020 года в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области были представлены: копия устава ООО «Региональные инженерные сети»; копия приказа о назначении генерального директора от 29.10.2018 г. № 1; копия договора от 15.11.2019 г. № 157 с гр. ФИО4; копия акта сдачи-приемки выполненных работ от 01.02.2020 г.

Остальные истребуемые копии документов (информация) ООО «РИС» в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не представило, то есть требования должностного лица на представление документов и сведений, согласно определению от 16 ноября 2020 года, выполнены не в полном объеме.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «РИС» к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ по настоящему делу об административном правонарушении.

Вопреки доводам жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, суд находит, что действия (бездействие) ООО «РИС» состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ образуют, поскольку вопреки требованиям закона в установленный срок вышеперечисленные документы ООО «РИС» в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области представлены не были.

Частью 1 статьи 26.10 КоАП РФ определено, что при невозможности представления испрашиваемых сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение. Названное уведомление ООО «РИС» в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не направлялось. Письмо ООО «РИС» от 19 ноября 2020 года исх. № 89, как следует из его содержания, таковым уведомлением не является.

Вышеуказанное письмо от 19 ноября 2020 года исх. № 89, как и иные материалы дела, не свидетельствуют о том, что ООО «РИС» не имело возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, им были приняты все зависящие от Общества меры по их соблюдению.

Возможность представления (частичного предоставления) истребуемых документов и сведений в установленный срок не опровергается и доводами поданной ООО «РИС» жалобы.

Доводы жалобы о неправомерности истребования административным органом у Общества запрашиваемых документов подлежат судом отклонению, как несостоятельные.

Действующее законодательство не наделяет Общество правом самостоятельно решать, какие документы относятся к делу об административном правонарушении, а какие документы к делу не относятся.

В то же время, из материалов дела не следует, что Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области у ООО «РИС» были истребованы документы (информация), не обусловленные целями проверки и (или) не относящиеся к ее предмету, в связи с чем оснований для признания истребования вышеуказанных документов и сведений незаконными, не имеется.

Ссылки в жалобе на постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля», установившего мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, в период с 01 апреля по 31 декабря 2020 года, являются несостоятельными, поскольку указанное постановление Правительства Российской Федерации порядок производства по делам об административных правонарушениях и истребования в рамках данных дел документов и сведений не регулирует.

ООО «РИС» в установленный законом срок не обосновало невозможность представления истребуемых документов их отсутствием, не обращалось в Службу с ходатайством о продлении срока предоставления истребуемых документов.

При таких обстоятельствах деяние ООО «РИС» правомерно квалифицировано судьей районного суда по статье 17.7 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Оснований, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ для прекращения производства по делу, не установлено.

Наказание ООО «РИС» назначено в пределах санкции статьи 17.7 КоАП РФ, при этом административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц.

С учетом изложенного, постановление судьи Московского районного суда г. Калининграда от 10 февраля 2021 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление судьи Московского районного суда г. Калининграда от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу ООО «Региональные инженерные сети» - без удовлетворения.

Судья Калининградского

областного суда Г.В. Корнюшенков