ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-281/2022 от 19.05.2022 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу №12-281/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Темрюк 19мая 2022 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Метелкин Е.В.,рассмотрев в судебном заседании жалобу управляющего директора ООО «Порт Мечел-Темрюк» ЖоглоМ.К.на постановление /ПП/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2ст.8.45 КоАП РФ о привлечении юридического лицаООО «Порт Мечел-Темрюк»к наказанию в виде штрафа в размере 700 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением /ПП/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО2, юридическое лицоООО «Порт Мечел-Темрюк» привлечен к административной ответственности по ч.2ст.8.45 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, управляющий директор ООО «Порт Мечел-Темрюк» ЖоглоМ.К.обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить обжалуемое постановление в части назначения административного штрафа и назначить ему штраф в размере менее минимальногоразмера, предусмотренного ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ. Свои требования заявитель обосновал тем, что существо правонарушения состояло в следующем: на складах 4. 5. 6. 7. 8 система ливневой канализации отсутствует вовсе, сбор сточных вод не обеспечивается. Основание - наличие скопления дождевых вод на открытых складах для хранения угля. Порт не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от засорения, заиления и т.д.; не разработан проект на ливневую канализацию.

Устранение нарушений в части оборудования ООО «Порт Мечел-Темрюк» отсутствующей ливневой канализацией (и как следствие наличие скопления дождевых вод на складах для хранения угля); сбора сточных вод, ввиду большого объема работ, определенной специфики - носит долговременный и материально-затратный характер.

Между ООО «БиоПласт» и ООО «Порт Мечел-Темрюк» заключен Договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по разработке проектной и рабочей документации по устройству системы сбора и очистки ливневых стоков с территории грузовых площадок и причалов ООО «Порт Мечел- Темрюк» и Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, к Договору.

Ожидаемый срок предоставления, в полном объеме, проектной и рабочей документации, по устройству системы сбора и очистки ливневых стоков, согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между портом и ООО «БиоПласт», на оказание услуг проектной и рабочей документации, по ливневой канализации, составлял - ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию, на ДД.ММ.ГГГГ, ООО «БиоПласт» проектная и рабочая документация, по устройству системы сбора и очистки ливневых стоков, в полном объеме, - не предоставлена.

ООО «Порт Мечел-Темрюк» направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «БиоПласт» с целью установления причин.

В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «БиоПласт» объясняет нарушение сроков предоставления проектной и рабочей документации - волной коронавируса штампа «омикрон».

По завершению проектных работ, ответственными сотрудниками будет запущена на электронной торговой площадке закупочная процедура по строительству системы сбора и очистки ливневых стоков с территории грузовых площадок и причалов ООО «Порт Мечел-Темрюк».

Вышеперечисленные мероприятия говорят о том, что порт не бездействует, и процесс оборудования ливневой канализацией зависит не только от прямых действий порта, но и от внешних факторов.

Представитель ООО «Порт Мечел-Темрюк»ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании настаивала на доводах жалобы и просила суд постановление о назначении административного наказания /ПП/2022 от 23.03.2022отменить в части назначения административного штрафа и назначить штраф в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО2 в судебном заседании просил вынести решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.3ст.30.6 КоАП РФ, судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии с ч.2ст.8.45 КоАП РФ, повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1. КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Судом установлено, чтоДД.ММ.ГГГГ в адрес Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования из Новороссийской транспортной прокуратуры исх. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) поступило для рассмотрения по существу постановление заместителя Новороссийского транспортного прокурора советника юстиции ФИО4 о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Порт Мечел-Темрюк» по ч. 2 ст. 8.45 КоАП.

Согласно указанному постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, Новороссийской транспортной прокуратурой проведена проверка ООО «Порт Мечел-Темрюк» исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии в морских портах.

Установлено, ООО «Порт Мечел-Темрюк» при осуществлении хозяйственной деятельности систематически игнорируются требования природоохранного законодательства, что в целом сказывается на негативном воздействии на окружающую среду.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление Правительства Российской Федерации) транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации, при этом, несмотря на предпринимаемые в последние годы активные меры, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте, которая является системной комплексной проблемой. Вредное воздействие транспорта на экологию и здоровье населения ежегодно возрастает.

Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы на среднесрочный период сформированы в соответствии с указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающие в том числе повышение уровня ожидаемой продолжительности жизни граждан.

Национальным проектом «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р предусмотрено, в том числе, увеличение производственных мощностей терминалов морского порта Темрюк.

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, транспорт должен быть безопасным для жизни и здоровья населения. Должно быть сведено к минимуму влияние транспорта как источника повышенной техногенной и экологической опасности. Реализация комплексных мер по снижению количества и тяжести транспортных происшествий и негативного влияния транспорта на окружающую среду является одним из приоритетов государственной транспортной политики, позволяющей обеспечить достижение национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей».

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пирсы и причалы являются инженерно-техническими сооружениями, которые отнесены к портовым гидротехническим сооружениям.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон 7-ФЗ) установлено, что экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии с положениями части 1 статьи 34 Закона 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» (далее - ВК РФ) в водоохранной зоне устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения,засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частями 8 и 16 статьи 65 ВК РФ установлено, что ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров, в её границах допускается строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон 174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологическойэкспертизыхозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии со статьей 33 Закона 7-ФЗ, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Требованиями статьи 27 Закона 174-ФЗ установлено, что заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Государственной экологической экспертизой, утвержденной приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что для сбора дождевых и талых вод территория причала и складов оборудована отводными лотками, объединенными в систему дождевой канализации. При этом, для предотвращения загрязнения акватории Азовского моря, государственной экологической экспертизой предусмотрен ряд мероприятий, в том числе - содержание системы ливневых коллекторов в чистоте, предотвращающих ее засорение, захламление и загрязнение.

Также, экспертной комиссией отмечено, что ООО «Порт Мечел-Темрюк» необходимо разработать мероприятия по минимизации воздействие сбрасываемых сточных вод на окружающую среду, либо предусмотреть альтернативные способы сбора и отведения сточных вод.

В ходе выездной проверки установлено, что на складах , 5, 6, 7,8 система ливней канализации отсутствует вовсе, сбор сточных вод не обеспечивается, о чем свидетельствуют многочисленные скопления дождевых вод на открытых складах для хранения угля.

Также, портовый комплекс ООО «Порт Мечел-Темрюк» не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

Так, ливневой канализацией ООО «Порт Мечел-Темрюк» оборудованы только часть тыловых площадей.

При этом, у ООО «Порт Мечел-Темрюк» до настоящего времени не разработан проект на ливневую канализацию причалов , 2, 5, 6 и тыловых площадей. Документы об организации сбора ливневых сточных вод со всей территории также отсутствуют.

Пунктами 1, 2 части 2 статьи 39 ВК РФ установлено, что собственники, водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, а также содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Собственники водных объектов в силу требований статьи 55 ВК РФ должны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

Таким образом ООО «Порт Мечел-Темрюк» нарушило требования, предусмотренные ч. 16. Ст. 65 ВК РФ.

В силу требований ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.

У юридического лица OОO«Порт Мечел-Темрюк» имелась возможность обеспечить выполнение требований природоохранного законодательства, но юридическим лицом необходимые для этого меры приняты не были.

Постановлением государственного инспектора федеральной службы по надзору в сфере природопользования Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ-р-ГТР/2021 ООО «Порт Мечел-Темрюк» признано виновным в Совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа.

Таким образом, ООО «Порт Мечел-Темрюк» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ.

Суд не находит оснований для отмены постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО2/ПП/2022 от ДД.ММ.ГГГГ.

Нормы материального права должностным лицом применены правильно, нарушений норм процессуального права при производстве по делу не установлено, оснований, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.29.1 КоАП РФ, судом не усматривается.

Порядок привлечения ООО «Порт Мечел-Темрюк» к административной ответственности не нарушен, наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2ст.8.45 КоАП РФ для юридических лиц.

Таким образом, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО2/ПП/2022 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - ООО «Порт Мечел-Темрюк»о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2ст.8.45 КоАП РФ, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ. В связи с чем, предусмотренных нормами законодательства оснований для отмены вышеуказанного постановления, не имеется.

В тоже время, санкцией ч.2ст.8.45 КоАП РФ предусмотрен вид наказания в виде штрафа, при этом, размер штрафа, установленный санкцией указанной нормы закона, имеет градацию для юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, что в данном случае не соответствует тяжести совершенного административного правонарушения.

Согласно ч.3.2ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа вразмере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

По общим правилам применения административных наказаний необходимо учитывать степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица то, учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, необходимо принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией в судебном порядке.

В тоже время, назначение штрафа даже в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2ст.8.45 КоАП РФ, негативным образом отразится на деятельности юридического лица.

Как видно из материалов дела ООО «Порт Мечел-Темрюк» не бездействует и процесс оборудования ливневой канализации зависит не только от прямых действий порта, но и от внешних факторов.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным снизить ранее назначенное ООО «Порт Мечел-Темрюк»наказание в виде административного штрафа и назначить штраф менее минимального размера, установленного санкцией статьи, в размере 350 000 рублей.

В данном случае, в соответствии с п.2ч.1ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Азовского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО2/ПП/2022 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица –ООО «Порт Мечел-Темрюк», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2ст.8.45 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа вразмере 700 000 рублей - изменить в части назначенного наказания.

Назначитьюридическому лицу –ООО «Порт Мечел-Темрюк» наказание за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2ст.8.45 КоАП в виде штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.В. Метелкин