ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-282/18 от 30.10.2018 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12-282/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Омск 30 октября 2018 года

Судья Советского районного суда г. Омска Ефремова И.В., при секретаре Летучевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе представителя ФГБУН ИППУ СО РАН по доверенности ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору ФИО2 № …. от …. года, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук, ИНН …, ОГРН …, КПП …, юридический и фактический адрес: 644040, <...> д. …., зарегистрированное в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору ФИО2 № …. от …. года ФГБУН ИППУ СО РАН признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В жалобе представитель ФГБУН ИППУ СО РАН по доверенности ФИО1 просит отменить постановление № …. от … года, производство по делу прекратить, указав на нарушением норм процессуального законодательства, нарушения права на защиту, поскольку будучи наделенным правом осуществлять защиту прав и законных интересов института по делам об административных правонарушениях доверенностью № … от …, в нарушение требований законодательства не был допущен к участию в деле. В качестве законного представителя юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела надзорным органом был привлечен главный инженер ФИО3 по доверенности от …. Указывает, что доверенность, выданная на имя ФИО4, не предоставляла ему право выступать в качестве защитника по делам об административных правонарушениях.

Представитель ФГБУН ИППУ СО РАН по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям указанным в ней.

В судебном заседании представитель Главного управления МЧС России по Омской области ФИО5, заместитель главного государственного инспектора САО г. Омска по пожарному надзору ФИО2 пояснили, что вынесенное постановление считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Государственный пожарный надзор – осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров: требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Из положений ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 названной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

Судом установлено, что при проведении … года в … час. … мин, по адресу: <...>. внеплановой выездной проверки на территории, в зданиях и помещениях ИППУ СО РАН, находящихся в оперативном управлении были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Сводом правил. «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП 1.13130.2009); Сводом правил. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 5.13130.2009); Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»), а именно:

1. Отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения и направление движения к пожарным гидрантам № 372, № 375 (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

2. На объекте не храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (фактически не предоставлены документы, а именно: акт о приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию) (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

3. Руководитель организации не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, фактически акт проверки не составляется) (п. 63 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

4. Не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума работники, осуществляющие круглосуточную охрану (ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 39 Приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»).

5. На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель не обеспечил средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 9 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

6. Руководитель организации не утвердил инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объект защиты, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения (п. 2 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

7. Руководителем организации представлена декларация пожарной безопасности несоответствующая форме, утвержденной приказом МЧС РФ от 24 февраля 2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (фактически в представленной декларации от 09.03.2011 № 52401380-ТО-585 отсутствует функциональное назначение объекта защиты; не указано сокращенное наименование объекта защиты; отсутствует название в разделе I; не верно указано название раздела III; не верно указано наименование территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое уполномочено регистрировать декларацию пожарной безопасности; не в полном объеме прописан перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

8. На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек (фактически в ходе проведения проверки электрические фонари не представлены на обозрение) (п. 38 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

9. Не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст.111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.24 СП 7.13130.2013).

Лабораторный корпус ИППУ СО РАН:

10. На путях эвакуации в коридорах и лестничных клетках не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение (ст. 52, ст. 53, ч.2 ст. 82, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.3.1 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

11. Отсутствует обозначение ручных пожарных извещателей (п. 43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; п. 1.12 ГОСТ 12.4.009-83).

12. Помещение для приема пищи не защищено автоматической пожарной сигнализацией (помещение № 73 до перепланировки на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. А.4, п. А.10 табл. А.1, позиция 7.2, 9, табл. А.3, позиция 38 СП 5.13130.2009).

13. Автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (фактически шлейф пожарной сигнализации отключен, в связи с проведением ремонтных работ, помещение № 60 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

14. Руководитель организации не обеспечил наличие на дверях складского помещения (склад драгоценных металлов, помещение № 79-80 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) обозначение их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 20 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

15. Руководитель организации не обеспечил укомплектованность пожарного крана № 04 внутреннего противопожарного водопровода ручным пожарным стволом (пожарный кран находится напротив помещения № 91 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (п. 57 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

16. Помещение лаборатории «ЯМР-Спектроскопия» не оборудовано дымовыми пожарными извещателями автоматической пожарной сигнализацией (помещение № 114 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. А.4, п. А.10 табл. А.1, позиция 7.2, 9, табл. А.3, позиция 37, 38 СП 5.13130.2009).

17. Кабинет инженера № 112 не оборудован дымовыми пожарными извещателями автоматической пожарной сигнализацией (помещение № 103 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. А.4, п. А.10 табл. А.1, позиция 7.2, 9, табл. А.3, позиция 38 СП 5.13130.2009).

18. Помещение не оборудовано дымовыми пожарными извещателями автоматической пожарной сигнализацией (помещение № 25 на поэтажном плане 4-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. А.4, п. А.10 табл. А.1, позиция 7.2, 9, табл. А.3, позиция 38 СП 5.13130.2009).

19. На пожарном посту, где расположены приборы управления автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не предусмотрено искусственное освещение, а также аварийное освещение (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст.111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 13.14.12 СП 5.13130.2009).

Корпус пилотных установок (КПУ) ИППУ СО РАН:

20. На путях эвакуации в коридорах и лестничных клетках не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение (ст. 52, ст. 53, ч.2 ст. 82, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.3.1СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

21. Отсутствует обозначение ручных пожарных извещателей (помещение № 40 на поэтажном плане 1-го этажа, помещение № 30 на поэтажном плане 2-го этажа, помещение № 14 на поэтажном плане 3-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (п. 43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; п. 1.12 ГОСТ 12.4.009-83).

22. В складских помещениях автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (фактически шлейф пожарной сигнализации отключен, помещения № 52, № 53 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

23. Подсобное помещение не оборудовано дымовыми пожарными извещателями автоматической пожарной сигнализацией (помещение № 49 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, ст. 45, ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 84, ст. 91, ст. 103, ст. 104, ст. 111-116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. А.4, п. А.10 табл. А.1, позиция 7.2, 9, табл. А.3, позиция 38 СП 5.13130.2009).

24. В помещении приема пищи для электриков автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (фактически шлейф пожарной сигнализации отключен, помещение № 3 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

25. В помещении электриков автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (фактически шлейф пожарной сигнализации отключен, помещение № 2 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

26. В помещении токарей система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии (оповещатель звуковой «Флейта 12 В исп. 1» не выдает тонированный звуковой сигнал, помещение № 1 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

27. Руководитель организации не обеспечил наличие на дверях складского помещения (помещения № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 на поэтажном плане 3-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) обозначение их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 20 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

28. Ширина эвакуационного выхода ведущего из аудитории (каб. 301, помещение № 1 на поэтажном плане 3-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) в коридор на 3-м этаже в свету менее 1,2 м. (число посадочных мест 68) (фактически 0,78м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.1.12 СП 1.13130.2009).

29. Ширина эвакуационного выхода ведущего из кабинета № 303 (помещение № 3 на поэтажном плане 3-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) в коридор на 3-м этаже в свету менее 0,8 м. (фактически 0,64 м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009).

30. Ширина эвакуационного выхода ведущего из кабинета № 304 (помещение № 4 на поэтажном плане 3-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) в коридор на 3-м этаже в свету менее 0,8 м. (фактически 0,69 м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009).

31. Ширина эвакуационного выхода ведущего из кабинета № 305 (помещение № 5 на поэтажном плане 3-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) в коридор на 3-м этаже в свету менее 0,8 м. (фактически 0,69 м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009).

32. Ширина эвакуационного выхода ведущего из кабинета № 309 (помещение № 9 на поэтажном плане 3-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) в коридор на 3-м этаже в свету менее 0,8 м. (фактически 0,67 м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009).

33. Ширина эвакуационного выхода ведущего из служебного помещения (помещение № 14 на поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) в коридор на 2-ом этаже в свету менее 0,8 м. (фактически 0,57 м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009).

34. Имеющиеся два эвакуационных выхода из актового зала (помещение № 9 на поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971 (актовый зал на 120 посадочных мест) предусмотрены шириной менее 1,2 м. (фактически по 0,85 м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) каждый (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6; ч.ч. 1, 2 ст. 53, ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.2.1, п. 8.1.12 СП 1.13130.2009).

35. Под маршем лестничной клетки на 2-ом этаже расположено бытовое помещение для работников организации, а также горючие материалы (фактически коробки картонные) (помещение № 32 на поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (ч. 4 ст. 4, ч.ч. 1, 3 ст. 6, ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.4 СП 1.13130.2009; п. 23 «к» Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

36. На путях эвакуации на 2-ом этаже в коридоре (помещение № 25 на поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) для покрытия пола допускается применение материала (линолеум) с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (сертификат соответствия по пожарной опасности в ходе проведения проверки по факту не представлен) (ч. 4 ст. 4, ч.ч. 1, 3 ст. 6, ч.ч. 2, 3 ст. 134, таблица 3, 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

37. Ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения архива (помещение № 27 на поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) в коридор на 2-ом этаже в свету менее 0,8 м. (фактически 0,64 м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009).

38. Ширина эвакуационного выхода ведущего из кабинета инженера 1 категории (помещение № 29 на поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) в коридор на 2-ом этаже в свету менее 0,8 м. (фактически 0,68 м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009).

39. При эксплуатации эвакуационных путей допущено размещение на путях эвакуации различного оборудования (фактически в коридоре расположены предметы мебели (стулья), а также офисная техника, помещение № 18 на поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (п. 36 «б» Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

40. Руководитель организации не обеспечил наличие на дверях складского помещения (склад стекломатериалов, помещение № 16 на поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) обозначение их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 20 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

41. Запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечены возможностью их свободного открывания изнутри без ключа (фактически имеются замки на дверях эвакуационных выходов ведущих непосредственно наружу из помещений 1-го этажа, помещения № 1, № 6, 41, № 48 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; п. 4.2.7 СП 1.13130.2009).

42. Ширина эвакуационного выхода ведущего из служебного помещения (помещение № 43 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) в коридор на 1-ом этаже в свету менее 0,8 м. (фактически 0,59 м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009).

43. Ширина эвакуационного выхода ведущего из подсобного помещения (помещение № 54 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) в коридор на 1-ом этаже в свету менее 0,8 м. (фактически 0,57 м., измерено рулеткой HSM № 30 сертификат о калибровке от 21.08.2018 № 14932) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009).

44. Руководитель организации не организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (по факту не заделано негорючим материалом образовавшееся отверстие в месте перехода технологических коммуникаций (помещения № 40 и № 53 на поэтажном плане 1-го этажа технического паспорта нежилого строения от 28.02.2006 лит. «Ж», инвентарный номер 6617971) (п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

Постановлением должностного лица от …. г. N …. за совершение нарушений, указанных в пунктах 1-44, ФГБУН ИППУ СО РАН признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 56-61).

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО ФГБУН ИППУ СО РАН подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: актом проверки от … года (л.д.37,40), предписанием (об устранении нарушений требований пожарной безопасности (л.д.41-44), протоколом об административном правонарушении от … года (л.д.51-54), актами осмотра от …. года (л.д.47-50), и другими материалами дела.

Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не согласиться с которой оснований не имеется.

Таким образом, действия ФГБУН ИППУ СО РАН правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что ИППУ СО РАН является правообладателем территории, зданий и помещений, расположенных по адресу: 644040, <...>. (л.д. 33-34) и несет ответственность за пожарную безопасность зданий, и обязано устранять нарушения обязательных требований пожарной безопасности за счет собственных средств, так как, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций и за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 положения Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обязательны для исполнения, в том числе и при эксплуатации объектов защиты.

Исходя из смысла п. 1 и п. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Учитывая, что юридическим лицом ФГБУН ИППУ СО РАН расчет пожарного риска не проводился, пожарная безопасность объекта защиты должна обеспечиваться выполнением требований пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности к которым, согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ, относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, юридическое лицо ФГБУН ИППУ СО РАН, являясь лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, не обеспечило соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица, - ФГБУН ИППУ СО РАН имелась возможность для соблюдения законодательства в области безопасности пожарной безопасности, нарушение которого ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену оспариваемого постановления, при производстве по настоящему делу не усматривается.

Доводы жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно частям 1 и 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляет его законный представитель, которым в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Закон допускает возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае неявки такого представителя при условии надлежащего извещения юридического лица о времени и месте составления протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса).

Вместе с тем указание в протоколе об административном правонарушении сведений об участии при его составлении лица, не наделенного в установленном порядке полномочиями на защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при надлежащем извещении последнего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не является основанием для признания правоприменительного акта принятым с нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов настоящего дела усматривается, что протокол об административном правонарушении (л.д. 51) в отношении ФГБУН ИППУ СО РАН был составлен …. с участием главного инженера ФИО3, представлявшей интересы этого юридического лица на основании выданной ему директором ФГБУН ИППУ СО РАН доверенности от …. ФИО6 (л.д. 62). При таких обстоятельствах не имеется оснований считать, что названное юридическое лицо не было извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. В связи этим законным представитель института не был лишен возможности реализовать предоставленные ему законом полномочия при досудебном производстве по настоящему делу, в том числе участвовать при составлении протокола об административном правонарушении, знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы.

Обстоятельства надлежащего уведомления ФГБУН ИППУ СО РАН о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении (…. года) подтверждаются письмом от … года (л.д.55), и отрицались представителем ФИО1 в судебном заседании. Кроме того, представитель ФИО1 указал, что имея надлежащую оформленную доверенность на представления интересов Института по делам об административном правонарушении присутствовал при составлении протокола по делу об административном правонарушении …. года.

При таких обстоятельствах, суд считает, что по рассматриваемому делу право на защиту юридического лица не нарушено.

То обстоятельство, что в настоящее время часть выявленных нарушений в помещениях ФГБУН ИППУ СО РАН устранена, основанием к отмене состоявшегося по делу постановления не является.

Доводы представителя ФИО1 о незаконности применения положений СП 1.13130.2009, Федерального закона N 123-ФЗ, в части ширины эвакуационного выхода не менее 08 м., 1.2 м., поскольку данные нормы введены в действие после постройки здания, не влекут отмену постановления.

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Между тем по делу установлено, что Федеральный закон N 123-ФЗ, СП 1.13130.200 не устанавливает более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действующие до вступления в силу положений названного Федерального закона и свода правил.

Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 232 был утвержден СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы" который действовал до 01.01.1998 года и устанавливал пожарно-техническую классификацию зданий и сооружений, их элементов, строительных конструкций, материалов, а также общие противопожарные требования к конструктивным и планировочным решениям помещений, зданий и сооружений различного назначения.

Согласно п. 4.6 СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы" ширина путей эвакуации в свету должна быть не менее 1 м, дверей - не менее 0,8 м.

В соответствии с п. 3.7 СНИп 2.08.02-85 «Общественные здания и сооружения» ширину эвакуационного выхода из залов следует определять в зависимости от общего числа эвакуирующихся через этот выход и числа людей на 1 м ширины выхода (дверей) указанного в табл. 5, но не менее 1,2 м. в залах с числом единовременно прибывающих свыше 50 чел.

Таким образом, ранее действующее законодательство также предусматривало императивную норму относительно ширины эвакуационного выхода.

Суд, проверив доводы жалобы и изучив материалы дела в полном объеме, приходит к выводу, что вина ИППУ СО РАН доказана содержащимися в деле доказательствами, действия верно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а наказание является справедливым, назначенным по правилам ст. 4.2 КоАП РФ с учетом правил ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции статьи.

Оснований для освобождения ИППУ СО РАН от наказания или для назначения наказания ниже низшего предела, судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым жалобу представителя ФГБУН ИППУ СО РАН по доверенности ФИО1 оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору ФИО2 № … от …. года, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя ФГБУН ИППУ СО РАН по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба, принесен протест в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: И.В. Ефремова