ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-283/18 от 03.12.2018 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 12-283/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г.Воркута 03 декабря 2018 года

Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Чекате О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «СеверСпецСтрой» ФИО1 на постановление начальника ИФНС по г.Воркуте Республики Коми ФИО2 № 07-14/23-1 от 08 ноября 2018 года о привлечении генерального директора ООО «СеверСпецСтрой» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника ИФНС по г.Воркуте Республики Коми ФИО2 ... от 08 ноября 2018 года генеральный директор ООО «СеверСпецСтрой» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

В жалобе, поступившей в Воркутинский городской суд Республики Коми 16 ноября 2018 года, генеральный директор ООО «СеверСпецСтрой» ФИО3 просит постановление № ... от 08 ноября 2018 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в виду отсутствия события административного правонарушения, поскольку оплата услуг физическими лицами через филиалы и дистанционные каналы обслуживания (платёжные терминалы, банкоматы, система СбербанкОнл@йн) ПАО «Сбербанк России» не является операцией по приёму наличных денежных средств, а является операцией по переводу денежных средств, принятых от физических лиц без открытия расчётного счёта, и регламентируется Федеральным законом № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», а не 103-ФЗ. Таким образом, физические лица в период с 2009 года по настоящее время не имеют возможности производить оплату за пользование услугами ЖКХ через платёжные терминалы и банкоматы ПАО «Сбербанк России» на счета платёжных агентов (...).

В отзыве на жалобу ИФНС по г.Воркуте Республики Коми считает постановление, вынесенное в отношении генерального директора ООО «СеверСпецСтрой» ФИО3 от 08 ноября 2018 года законным и обоснованным, просит постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО3 без удовлетворения.

В судебное заседание лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в телефонограмме от 03 декабря 2018 года ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии представителя ИФНС по г.Воркуте Республики Коми.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, лишь в случае, когда имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела, о месте и времени судебного заседания, назначенного судьей на 03 декабря 2018 года генеральный директор ООО «СеверСпецСтрой» ФИО1 извещен телефонограммой №95 от 02.12.2018, последний с ходатайством о рассмотрении дела не обращался.

Таким образом, судом предприняты необходимые меры для обеспечения права генерального директора ООО «СеверСпецСтрой» ФИО1 на участие в рассмотрении дела. При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд приходит к выводу о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие генерального директора ООО «СеверСпецСтрой» ФИО1, что согласуется с требованиями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

Проверив дело в полном объёме в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Частью 2 ст.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе, неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов с плательщиками наличными денежными средствами.

Субъектами ответственности за совершение административного правонарушения являются платежные агенты, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты и поставщики услуг.

Федеральный закон от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (в дальнейшем Закона №103-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.1 данного Федерального закона).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Закона №103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч.1 ст.3 названного Федерального закона).

В соответствии со ст.2 Закона №103-ФЗ - Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; Платежным агентом в силу указанной нормы признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Частью 7 ст.4 Закона №103-ФЗ установлено, что оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии со ст.2 Закона №103-ФЗ платежным субагентом является платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Частью 15 ст.4 Закона №103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Частью 4 статьи 8 Закона № 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.

Из материалов дела усматривается, что между ООО «СеверСпецСтрой» (далее Общество) и ООО «Управляющая компания» заключён агентский договор ... от 01.01.2018, в рамках которого ООО «Управляющая компания» является поставщиком услуг, а Общество - оператором – платёжным агентом по приёму платежей от физических лиц за жилищные услуги, с переводом их поставщику услуг. Для осуществления деятельности по приёму платежей от физических лиц ООО «СеверСпецСтрой» заключён договор от 22.01.2018 ... с ФГУП "Почта России" на приём, обработку и перечисление платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги с последующим перечислением сумм, принятых от «плательщиков» с агентского счета ФГУП «Почта России» на расчётный счет ООО «СеверСпецСтрой».

Таким образом, исходя из приведенных выше положений Закона №103-ФЗ и анализа названных договоров, в рамках указанных правоотношений ООО «Управляющая компания» является поставщиком жилищных услуг, ООО «СеверСпецСтрой» - оператором по приему платежей - платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему в пользу поставщика платежей от физических лиц через ПАО «Сбербанк России» и последующие расчеты с поставщиком, а ФГУП «Почта России» - платежным субагентом.

В соответствии с ч.14 ст.4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета (ч.16 ст.4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц ООО «СеверСпецСтрой» обязано использовать специальный банковский счет.

Из материалов дела усматривается, что в период с 27 сентября 2018 года по 23 октября 2018 года отделом камеральных проверок № 3 ИФНС по г.Воркуте Республики Коми на основании поручения № 23 от 27.09.2018 в ООО «СеверСпецСтрой», расположенном по адресу: Республика Коми, г.Воркута, ..., проведена проверка полноты учёта выручки, порядка работы с денежной наличностью и использования специальных банковских счетов.

В ходе проверки выявлено, что в период с 27 июля 2018 года по 27 сентября 2018 года ООО «СеверСпецСтрой» получало денежные средства, принятые от физических лиц платежным субагентом-оператором ФГУП "Почта России", на основании договора от 22.01.2018 ..., в качестве платежей за жилищно-коммунальные услуги на банковский счет ..., открытый в ПАО «Сбербанк России», не являющийся специальным банковским счетом. Всего в указанный период поступили денежные средства в сумме 5 185 325,41 рублей, полученные в порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, которые впоследствии с указанного счета перечислены на расчетный счет поставщика услуг ООО «Управляющая компания».

Таким образом, при проведении проверки установлено, что ООО «СеверСпецСтрой», как платежный агент, в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполнял требования, установленные ч.14 ст.4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ, то есть не использовал специальные банковские счета для приема платежей.

По данному факту в отношении должностного лица – генерального директора ООО «СеверСпецСтрой» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

Изложенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении ... от 29.10.2018, поручением ... от 27.09.2018, требованием о предоставлении документов (информации) от 27.09.2018, актом проверки ... от 23.10.2018, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Доводы заявителя об отсутствии необходимости использования специального банковского счета при расчетах с платежным субагентом в связи с безналичным характером расчетов не состоятельны, поскольку в рассматриваемом случае внесенные физическим лицом платежному агенту, а равно платежному субагенту, денежные средства являются наличными расчетами. Последующее движение денежных средств не изменяет дальнейший характер таких расчетов между платежным субагентом и платежным агентом, поскольку по существу правоотношения изначально складываются между плательщиком и поставщиком услуг и лишь опосредуются привлечением специальных лиц (платежных агентов и субагентов), а такие расчеты не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемом таким расчетам пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ.

Вопреки доводам жалобы, поскольку ООО «СеверСпецСтрой» в рамках договора с ООО «Управляющая компания» не оказывает иные услуги, помимо приёма платежей от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги, ООО «СеверСпецСтрой» правомерно признано платежным агентом, на которого распространяется действие Закона N 103-ФЗ.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п.2 ст.2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных материалов следует, что для осуществления деятельности по приёму платежей от физических лиц ООО «СеверСпецСтрой» в ПАО «Сбербанк России» Коми отделение ... 16 января 2018 года открыт специальный банковский счёт ...- платежный агент, банковский платежный агент, валюта рубль. На данный банковский счёт в рассматриваемый период денежные средства, полученные от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, не поступали.

Доказательств, свидетельствующих о принятии генеральным директором ООО «СеверСпецСтрой» ФИО3, как должностным лицом, необходимых и достаточных мер по зачислению денежных платежей, принятых платёжным агентом в качестве платежей, на специализированный банковский счёт, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, заявителем не представлено.

Таким образом, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что генеральный директор ООО «СеверСпецСтрой» ФИО3 является субъектом административной ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности, сроки и процедура привлечения должностного лица к ответственности не нарушены. Процессуальных нарушений и нарушений норм материального права, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Таким образом, генеральный директор ООО «СеверСпецСтрой» ФИО3 обоснованно привлечён к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

Административное наказание назначено генеральному директору ООО «СеверСпецСтрой» ФИО3 в пределах санкции ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника ИФНС по г.Воркуте Республики Коми ФИО2 ... от 08 ноября 2018 года о привлечении генерального директора ООО «СеверСпецСтрой» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми.

Судья: О.Д. Чекате