ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-283/2021 от 08.12.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Долгих Е.А. дело № 21-574/2021

(№ 12-283/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев 08 декабря 2021 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу директора Государственного автономного учреждения Республики Коми «Республиканский лыжный комплекс имени Раисы Сметаниной» Шарина Антона Евгеньевича на решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12 октября 2021 года, вынесенное в отношении Государственного автономного учреждения Республики Коми «Республиканский лыжный комплекс имени Раисы Сметаниной» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми ФИО27. <Номер обезличен> Государственное автономное учреждение Республики Коми «Республиканский лыжный комплекс имени Раисы Сметаниной» (далее – ГАУ РК «РЛК имени Раисы Сметаниной», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.

Решением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12 октября 2021 года приведенное постановление изменено, назначенное ГАУ РК «РЛК имени Раисы Сметаниной» административное наказание в виде административного штрафа снижено до 65 000 рублей.

Оспаривая законность решения суда, директор ГАУ РК «РЛК имени Раисы Сметаниной» Шарин А.Е. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт изменить путем замены назначенного административного штрафа на предупреждение.

В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми директор ГАУ РК «РЛК имени Раисы Сметаниной» Шарин А.Е. доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо, вынесшее постановление ФИО28 просила в удовлетворении жалобы отказать, полагая решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем, в соответствии со статьями 25.2, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, явка которых обязательной не признана.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан, в числе иного, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

В силу статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 290н (далее - Правила).

Пунктом 13 указанных Правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.

Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (п. 34 Правил).

Согласно пунктам 23, 127, 135, 148, 162, 189 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 года № 997н (далее – Типовые нормы), должны быть обеспечены, в том числе:

- электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования: средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими (до износа), сапогами кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур на термостойкой маслобензостойкой подошве (1 пара на 1 год), очками защитными (до износа), костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт на 1,5 года) и т.д.,

- слесарь сантехник, слесарь по ремонту и обслуживанию вентиляционных установок: щитком защитным лицевым или очками защитными (до износа), средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими или изолирующими (до износа), сапогами кожаными утепленными с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 1 год) и т.д.,

- уборщик территории: фартуком из полимерных материалов с нагрудником (2 шт на год), ботинками кожаными утепленными с защитным подноском или сапогами кожанными утепленными с защитным подноском (1 пара на 1 год), костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт на год), плащом для защиты от воды или костюм для защиты от воды (1 шт на 3 года) и т.д.,

- уборщик служебных помещений: куртка для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт на 2 года) и т.д.,

- рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий: сапогами резиновыми с защитным подноском или ботинки кожаные с защитным подноском или полуботинки кожаные с защитным подноском (1 пара на год), щитком защитным лицевым или очками защитными (до износа), средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими (до износа), костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт на 1,5 года), сапогами кожаными утепленными с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 2 года) и т.д.,

- плотник: наушниками противошумными или вкладыши противошумные (до износа), сапогами кожаными утепленными с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 1 год) и т.д.,

- столяр: средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими (до износа), фартуком из полимерных материалов с нагрудником (2 шт на год), щитком защитным лицевым или очками защитными (до износа), сапогами кожаными утепленными с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском(1 пара на 1 год) и т.д.

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (статья 419 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Часть 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Под «средствами индивидуальной и коллективной защиты работников» понимаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно примечанию к статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под средствами индивидуальной защиты следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко второму классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В силу пункта 5.5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 878, при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю: 1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия; 2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.С учетом изложенного, основанием для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необеспечение работников такими средствами индивидуальной защиты, которые относятся ко второму классу.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании поступившего в Государственную инспекцию труда в Республике Коми обращения работников ГАУ РК «РЛК имени Раисы Сметаниной» о нарушении работодателем трудовых прав в отношении Учреждения проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проверки установлено, что в нарушение абзаца 1 части 2 статьи 22, абзаца 6 части 2 статьи 212, статьи 221 Трудового Кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 13 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работодатель ГАУ РК «РЛК имени Раисы Сметаниной» не обеспечил работников средствами индивидуальной защиты, относящимися к первому и второму классу риска причинения вреда пользователю, а именно:

- ФИО29 электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования не выданы: щиток защитный лицевой или очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (до износа), сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара),

- ФИО30. электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования не выданы: щиток защитный лицевой или очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (до износа), сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара),

- ФИО31. электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования не выданы: щиток защитный лицевой или очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (до износа), сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара), костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке (1 шт на 1,5 года),

- ФИО32. слесарю сантехнику не выданы: щиток защитный лицевой или очки защитные (до износа), средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее (до износа), сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 1 год),

- ФИО33. слесарю по ремонту и обслуживанию вентиляционных установок не выданы: щиток защитный лицевой или очки защитные (до износа), средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее (до износа), сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 1 год),

- ФИО34. уборщику территории не выданы: фартук из полимерных материалов с нагрудником (2 шт на год), сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 1 год),

- ФИО35. уборщику территории не выданы: фартук из полимерных материалов с нагрудником (2 шт на год), сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 1 год),

- ФИО36. уборщику территории не выданы: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий(1 шт в год), фартук из полимерных материалов с нагрудником (2 шт на год), плащ непромокаемый (1 шт на 3 года),

- ФИО39 уборщику территории не выданы: фартук из полимерных материалов с нагрудником (2 шт на год), сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 1 год),

- ФИО40. уборщику территории не выданы: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт в год), фартук из полимерных материалов с нагрудником (2 шт на год), плащ непромокаемый (1 шт на 3 года),

- ФИО41. уборщикам служебных помещений не выданы: куртка для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей подкладке (1 шт на 2 года),

- ФИО42. рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту зданий не выданы: сапоги резиновые с защитным подноском или ботинки кожаные с защитным подноском или полуботинки кожаные с защитным подноском, щиток защитный лицевой или очки (до износа), средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (до износа), костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей подкладке(1 шт на 1,5 года), сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 1 год),

- ФИО43. плотнику не выданы: наушники противошумные или вкладыши противошумные (до износа), сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 1 год),

- ФИО44. столяру не выданы: фартук из полимерных материалов с нагрудником (2 шт на год), плащ непромокаемый (1 шт на 3 года), щиток защитный лицевой или очки защитные, средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее, сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском (1 пара на 1 год) или валенки с резиновым низом (1 пара на 2 года).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ГАУ РК «РЛК имени Раисы Сметаниной» протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, в соответствии с которыми на работодателя возложена обязанность обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, индивидуальной защиты, относящихся к первому и второму классу риска причинения вреда пользователю, пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения события и состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для назначения наказания в виде предупреждения и признания правонарушения малозначительным.

Вместе с тем, судьей районного суда принято во внимание, что договоры на поставку необходимых товаров для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты были заключены работодателем до возбуждения дела об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления, что деятельность Учреждения в период с марта 2020 года по ноябрь 2020 года была приостановлена, работники находились на самоизоляции и не выполняли работы, связанные с угрозой здоровью, в связи с чем, суд, применив положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизил назначенное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела санкции нормы.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами, так как факт совершения Учреждением правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении <Номер обезличен>; актом проверки <Номер обезличен>; предписанием об устранении нарушений трудового законодательства № <Номер обезличен>; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки <Номер обезличен> года и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалами дела достоверно подтверждено, что работникам ГАУ РК «РЛК имени Раисы Сметаниной» средства индивидуальной защиты, относящиеся ко второму классу риска причинения вреда пользователю, работодателем не выдавались, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о замене административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению ввиду следующего.

Как верно указано судом первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем, анализ положений части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наказания на предупреждение, поскольку указанное нарушение повлекло возникновение угрозы причинения вреда здоровью работников Учреждения.

Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом судебном акте. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судьей районного суда обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебного акта.

Порядок и срок давности привлечения ГАУ РК «РЛК имени Раисы Сметаниной» к административной ответственности не нарушены.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекли отмену или изменение постановления должностного лица и судебного решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12 октября 2021 года, вынесенное в отношении Государственного автономного учреждения Республики Коми «Республиканский лыжный комплекс имени Раисы Сметаниной» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Государственного автономного учреждения Республики Коми «Республиканский лыжный комплекс имени Раисы Сметаниной» Шарина Антона Евгеньевича - без удовлетворения.

Судья – Н.Ю. Санжаровская