№ 12-284/2019
решение
26 августа 2019 г. город Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Леонова Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Рыбинского городского прокурора на постановление Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области № от 11 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ, в отношении директора департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск ФИО1,
установил:
Постановлением исполняющего обязанности начальника Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области от 11.07.2019 №-фк директор департамента образования городского округа город Рыбинск ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.15 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде предупреждения.
В протесте заместитель Рыбинского городского прокурора просит отменить постановление исполняющего обязанности начальника Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области от 11.07.2019 №, направить дело на новое рассмотрение должностному лицу, ссылаясь на то, что при вынесении решения о привлечении ФИО1 к ответственности применены положения статьи 4.1.1 КоАП РФ. С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии условий, перечисленных в законе, в том числе, если лицо, привлекаемое к ответственности, является субъектом малого или среднего предпринимательства. В рассматриваемом случае необходимая совокупность обстоятельств не может быть установлена. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Департамент образования администрации городского округа город Рыбинск является структурным подразделением органа местного самоуправления и не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Таким образом, положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, в данном случае, неприменимы. Следовательно, постановление от 11.07.2019 № должностного лица о привлечении директора департамента образования городского округа город Рыбинск ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.15 КоАП РФ, вынесено с нарушением закона, а потому подлежит отмене.
Помощник Рыбинского городского прокурора Волкова Ю.В. в судебном заседании доводы протеста поддержала.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила для участия в процессе защитника.
Защитник ФИО1 - Белова М.А. в судебном заседании просила протест прокурора оставить без удовлетворения.
Заместитель начальника Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на протест.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста заместителя Рыбинского городского прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Рыбинской городской прокуратурой, на основании представленного Контрольно-счетной палатой городского округа город Рыбинск отчета от 21.03.2019 в отношении деятельности МУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Центр помощи детям» (далее - МУ «Центр помощи детям», Учреждение), проведена проверка соблюдения департаментом образования Администрации городского округа город Рыбинск (далее – Департамент) как главным распорядителем денежных средств требований бюджетного законодательства и возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ, в отношении директора Департамента ФИО1, о чем вынесено постановление от 07.06.2019.
В ходе проверки прокуратурой установлено нарушение порядка формирования
муниципального задания, выразившее в формировании муниципальные задания без учета вида деятельности «Опека и попечительство», предусмотренного Уставом МУ «Центр помощи детям».
МУ «Центр помощи детям» является подведомственным учреждением Департамента, который является главным распорядителем денежных средств.
Муниципальное задание Учреждения на каждый год утверждается директором Департамента.
МУ «Центр помощи детям» осуществляет свою деятельность на основании Устава муниципального учреждения, утвержденного постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 22.12.2015 № (далее - Устав).
Муниципальные задания МУ «Центр помощи детям» на 2018-2019-2020 годы, на 2019-2021 годы утверждены приказами директора Департамента от 23.01.2018 №, от 31.01.2019 №.
Согласно данным муниципальным заданиям муниципальными услугами Учреждения являются:
- психолого-медико-педагогическое обследование детей, (код услуги по общероссийскому базовому (отраслевому) перечню услуг БВ20;БА94;БА98);
- коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь детям, обучающимся (код услуги по общероссийскому базовому (отраслевому) перечню услуг БВ22; БА86; ББОО);
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников (код услуги по общероссийскому базовому (отраслевому) перечню услуг (БВ21; БА85; ББ99);
- реализация дополнительных общеразвивающих программ (код услуги по общероссийскому базовому (отраслевому) перечню услуг БВ52).
На основании постановления администрации городского округа город Рыбинск от 09.01.2017 № 22 «О создании службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц» в МУ «Центр помощи детям» сформирована служба сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц, которой оказывались услуги по предоставлению психологической, педагогической и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку несовершеннолетних лиц.
Постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 16.05.2017 № 1348 в пункт 2.4 раздела 2 Устава учреждения внесены изменения: в качестве одного из видов деятельности введена услуга «Психолого-педагогическая помощь опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в штат МУ «Центр помощи детям» введены 5 дополнительных штатных единиц и сформирован отдел «Служба сопровождения опекунов», финансирование которого осуществлялось за счет средств областного бюджета.
Согласно пункту 5.1.2 Устава МУ «Центр помощи детям» Департамент формирует и утверждает муниципальное задание для Учреждения в соответствии с видами его деятельности.
Вместе с тем прокуратурой установлено, что в нарушение статьи 69.2 БК РФ, пунктов 2.2, 2.7 постановления администрации городского округа г. Рыбинск от 09.11.2015 № 3186 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), мониторинга и контроля выполнения муниципального задания» учредителем в лице директора Департамента ФИО1 на 2018, 2019 годы сформированы муниципальные задания без учета вида деятельности «Опека и попечительство», предусмотренного Уставом МУ «Центр помощи детям» (в 2019 году соответствующие изменения в муниципальное задание внесены лишь в ходе проверочных мероприятий контролирующего органа).
Директором департамента образования городского округа город Рыбинск ФИО1 назначена на должность в соответствии с трудовым договором от 01.10.2015 №.
Постановлением исполняющего обязанности начальника Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области от 11.07.2019 №-фк директор департамента образования администрации городского округа город Рыбинск ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.15 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде предупреждения.
Согласно ст. 15.15.15 КоАП РФ нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 данного Кодекса.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Из Определения Конституционного суда Российской Федерации от 10 октября 2017 года № 2255-О по запросу Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики следует, что взаимосвязанными положениями части 3 статьи 1.4, части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации предусмотрены особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, согласно которым при определенных обстоятельствах, прямо указанных в законе, этим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Наличие таких специальных правил (особых условий) назначения административных наказаний, касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников (руководителей и иных должностных лиц), ориентирует органы административной юрисдикции на приоритетное применение к ним за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное посредством государственных или муниципальных контрольно-надзорных мероприятий, административного наказания в виде предупреждения, в том числе в случаях, когда санкция соответствующей статьи Особенной части КоАП Российской Федерации не предусматривает возможности его назначения, что, по сути, согласуется с основными целями и принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Исследуя правовую природу и значение административного штрафа в качестве одного из основных видов административного наказания, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П уже обращал внимание на то, что его применение, особенно сопряженное с существенным денежным обременением, способно повлечь за собой для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, и тем более - для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций избыточные, вплоть до вынужденной ликвидации, последствия, а потому для федерального законодателя не исключается возможность снижения минимальных размеров административных штрафов, установления более мягких альтернативных санкций, дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, а также уточнения (изменения) правил наложения и исполнения административных наказаний. И хотя приведенная правовая позиция была сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации при оценке законодательного регулирования, касающегося административной ответственности юридических лиц, ее значение объективно не исчерпывается лишь их кругом, а предполагает возможность адекватной реализации и в отношении граждан и должностных лиц.
Соответственно, установление адресованных являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам особых условий (специальных правил) назначения административных наказаний, предусматривающих замену административного штрафа на предупреждение, не лишено разумного обоснования и непосредственно само по себе, т.е. как рассчитанное на применение к указанным лицам, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя.
Оспаривая положения части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации, Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики фактически усматривает их неконституционность в том, что они не распространяют особые условия назначения административных наказаний, оговаривающие замену административного штрафа предупреждением, на случаи привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.
Отсутствие возможности заменить при назначении должностному лицу органа местного самоуправления (муниципальному служащему) административного наказания за совершение административного правонарушения, административный штраф на предупреждение - принимая во внимание возложенную Конституцией Российской Федерации на государство и всех действующих от его имени субъектов публичной власти, включая органы (должностные лица) местного самоуправления, общую обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и правосудия (статья 2; статья 15, часть 2; статья 18), - не носит произвольного характера и не расходится с конституционным принципом юридического равенства.
Таким образом, у должностного лица Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области не имелось оснований для замены административного штрафа на предупреждение директору департамента образования администрации городского округа город Рыбинск - должностному лицу органа местного самоуправления, поскольку данный департамент является муниципальным органом власти.
В связи с изложенным, протест заместителя Рыбинского городского прокурора подлежит удовлетворению.
На основании п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд отменяет постановление исполняющего обязанности начальника Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области от 11.07.2019 № и направляет дело на новое рассмотрение должностному лицу, вынесшему постановление, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, так как это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление исполняющего обязанности начальника Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении директор департамента образования администрации городского округа город Рыбинск ФИО1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.15 КоАП РФ, отменить, дело направить должностному лицу, вынесшему постановление, на новое рассмотрение.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Е.С. Леонова