ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-284/19 от 27.11.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Сурнина Т.А. Дело № 21-859/2019

(№ 12-284/2019)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М., при секретаре судебного заседания Калинкович И.С., рассмотрев 27.11.2019 в г. Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу защитника Дорониной Л.Ю. - Иванова И.Н. на решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю.,

установила:

постановлением и.о. начальника Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного и горного надзора Печорского управления Ростехнадзора Авраменко С.В. <Номер обезличен> от 06.09.2019 руководитель администрации МО МР "Сыктывдинский" Доронина Л.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица надзорного органа, руководитель администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Доронина Л.Ю. обратилась в Сыктывдинский районный суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Сыктывдинского районного суда Республики Коми 18.10.2019 постановлено решение, которым постановление и.о. начальника Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного и горного надзора Печорского управления Ростехнадзора Авраменко С.В. <Номер обезличен> от 06.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. оставлено без изменения, жалоба руководителя администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. - без удовлетворения.

Оспаривая законность вынесенных по делу постановления должностного лица юрисдикционного органа и судебного решения, защитник Дорониной Л.Ю. - Иванов И.Н. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, считая их незаконными.

В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми при рассмотрении жалобы на решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, защитник лица привлекаемого к административной ответственности, настаивал на доводах жалобы.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся по делу лиц, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективную сторону деяния, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, при этом наступления последствий не требуется.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, установлены Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, подлежит лицензированию.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения руководителя Печорского управления Ростехнадзора от 19.07.2019 <Номер обезличен> проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов:

"Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>, м. Пичипашня", рег. <Номер обезличен>

"Установка резервуарная д. Гавриловка", рег. <Номер обезличен>;

"Установка резервуарная <Адрес обезличен>", рег. <Номер обезличен>

"Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>", рег. <Номер обезличен>;

"Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>", рег. <Номер обезличен>;

"Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>", рег. <Номер обезличен> расположенных на землях муниципального района "Сыктывдинский", эксплуатируемых администрацией МО МР "Сыктывдинский" (свидетельство о регистрации от 24.04.2015 <Номер обезличен>

В ходе проверки выявлено, что руководителем администрации МО МР "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:

1. В соответствии с п. 69 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870, при эксплуатации подземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляции труб газопроводов и иных повреждений газопроводов.

В соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 54983-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" в процессе эксплуатации сети газораспределения должно выполняться техническое диагностирование подземных газопроводов.

В соответствии с п. 6.2.9 ГОСТ Р 54983-2012 плановые технические обследования стальных газопроводов должны проводится не реже одного раза в пять лет.

В нарушение вышеуказанных требований Доронина Л.Ю. не обеспечила мониторинг технического состояния подземного газопровода, а именно не организовала проведение технического обследования подземного газопровода на опасном производственном объекте "Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>", peг. <Номер обезличен>.

2. В соответствии с п. 9 Федеральных норм и правил "Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 <Номер обезличен>, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения должны выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления.

В нарушение вышеуказанных требований Доронина Л.Ю. не организовала выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления, на опасном производственном объекте "Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>" per. <Номер обезличен>.

3. В соответствии с п. 69 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, при эксплуатации подземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг н устранение повреждений изоляции труб газопроводов и иных повреждений газопроводов.

В нарушение вышеуказанных требований Доронина Л.Ю. не организовала устранение повреждения изоляции труб подземного газопровода в местах на опасном производственном объекте "Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>" рег. <Номер обезличен>.

4. В соответствии с п. 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 <Номер обезличен>, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организации должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытая (окраски) и состояния металла трубы.

В нарушение вышеуказанных требований должностное лицо, Доронина Л.Ю. не проконтролировала устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) наружного надземного газопровода длиной 2 043 м от газораспределительной станции до д. Гавриловка на опасном производственном объекте "Сеть газоснабжения д.Гавриловка", peг. <Номер обезличен>

5. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

В нарушение вышеуказанных требований Доронина Л.Ю. не обеспечила осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах: "Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>. м<Адрес обезличен>", peг. <Номер обезличен>; "Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>". peг. <Номер обезличен>; "Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>"; pег. <Номер обезличен> "Сеть газоснабжения, д<Адрес обезличен>", peг. <Номер обезличен>.

6. В соответствии с п. 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы.

В нарушение вышеуказанных требований должностное лицо, руководитель администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Доронина Л.Ю. не проконтролировала устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) наружного надземного газопровода на территории ГРПШ возле котельной "Центральная" на опасном производственном объекте: "Сеть газоснабжения <Адрес обезличен>. м<Адрес обезличен>", peг. <Номер обезличен>.

Выявленные нарушения норм специального законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов явились основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления о привлечении Дорониной Л.Ю. как руководителя администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: актом проверки <Номер обезличен>-СТО от 28.08.2019; протоколом об административном правонарушении <Номер обезличен> от 28.08.2019; должностной инструкцией руководителя администрации муниципального района "Сыктывдинский"; распоряжением администрации МО МР "Сыктывдинский" о вступлении в должность руководителя администрации муниципального района <Номер обезличен>-р от 01.03.2019; уставом администрации МО МР "Сыктывдинский"; лицензией от 12.08.2015 <Номер обезличен> на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химических производственных объектов I, II, III классов пожароопасности; свидетельством о регистрации опасных производственных объектов от 24.04.2015 <Номер обезличен> руководитель администрации МО МР "Сыктывдинский".

При оценке законности вынесенного должностным лицом надзорного органа постановления по делу об административном правонарушении, суд нижестоящей инстанции, проанализировав фактические обстоятельства на предмет соблюдения должностным лицом - руководителем администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. при осуществлении своей деятельности обязательных требований промышленной безопасности, установив факт нарушения, изложенных в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении невыполнении названным лицом требований, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, пришел к правильному выводу о законности привлечения руководителя администрации МО МР "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отсутствии правовых оснований для отмены постановления должностного лица.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях руководителя администрации МО МР "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что руководитель администрации МО МР "Сыктывдинский" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеющие правовое значение для разрешения дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки нижестоящего суда и были отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте, оснований не согласиться с которыми не имеется.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Положения Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", как уже было указано выше распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляю-щие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Привлекая лицо к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный орган и суд должны установить является ли лицо, привлекаемое к ответственности, субъектом ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в частности, необходимо установить, эксплуатируется ли данным лицом опасный производственный объект.

Согласно материалам дела 12.08.2015 администрации МР "Сыктывдинский" выдана лицензия № ВХ-25-000918 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химических производственных объектов I, II, III классов пожароопасности. Вышеперечисленные опасные производственные объекты зарегистрированы в Государственном реестре опасных производственных объектов, о чем администрации, как эксплуатирующей организации, Печорским управлением Ростехнадзора выдано свидетельство о регистрации от 24.04.2015 <Номер обезличен>.

Администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" выполняет функции, возложенные на нее Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно организует в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).

Таким образом, муниципальные образования, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий - в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, вправе для эксплуатации находящихся в собственности выше приведенных опасных производственных объектов, создать соответствующую муниципальную организацию либо заключить договор с действующей на территории муниципального образования специализированной организацией.

Как следует из материалов дела, согласно договора на техническое обслуживание групповой резервуарной установки <Номер обезличен> от 1 июля 2019 года с ООО "СГснаб", договора на техническое обслуживание групповой резервуарной установки <Номер обезличен> от 1 июля 2019 года с ООО "СГснаб", муниципального контракта на выполнение работ по техническому и аварийному обслуживанию наружных сетей газоснабжения на территории МО МР "Сыктывдинский" на 2019 год <Номер обезличен> от 18 декабря 2018 года с АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", в которых заказчиком является администрация МО МР "Сыктывдинский" исполнителю поручено лишь оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию вышеуказанных объектов газоснабжения, перечень которых содержится в приложениях к данным договорам.

При этом, администрация района не передала имеющиеся у нее газораспределительные сети в пользование организациям по договору, а лишь поручила исполнить определенные услуги и работы. Договор на техническую эксплуатацию с газораспределительной компанией, не заключен.

Таким образом, полномочия лица, эксплуатирующего на основании выданной лицензии взрывопожароопасные и химические производственные объекты I, II, III классов пожароопасности, в установленном законом порядке не переданы, соответственно вопреки доводам жалобы администрация МР "Сыктывдиский" является лицом, эксплуатирующим опасный производственный объект.

Согласно статьи 42 Устава муниципального образования МР "Сыктывдинский" администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрацией муниципального района руководит руководитель администрации муниципального района на принципах единоначалия.

При изложенных обстоятельствах, руководитель администрации муниципального района, обоснованно привлечена к административной ответственности за выявленные нарушения в области промышленной безопасности. Также следует отметить, руководителем администрации муниципального района Дорониной Л.Ю. исполнены ряд требований, изложенных в предписании <Номер обезличен>-СТО от 28.08..2019, выданным по результатам рассматриваемой в настоящем деле проверки, как представителем лица, эксплуатирующим опасный производственный объект.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения руководителя администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Дорониной к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми

решила:

решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю., оставить без изменения, жалобу защитника Дорониной Л.Ю. - Иванова И.Н - без удовлетворения.

Судья подпись И.М. Машкина

Копия верна: судья -