ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-284/20 от 25.08.2020 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)

УИД68RS0013-01-2020-000349-25

дело № 12-284/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Мичуринского городского суда Тамбовской области Михкельсон О.Н., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Ваши окна» ФИО1 на постановление Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области № 68/8-42-20-И/12-558-И/14-129 от 28 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области № 68/8-42-20-И/12-558-И/14-129 от 28 января 2020 г. директор ООО «Ваши окна» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере двадцать трех тысяч семисот рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор ООО «Ваши окна» ФИО1 подал жалобу в Мичуринский городской суд Тамбовской области, в которой просит отменить постановление.

Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ФИО2 был допущен к работе и обеспечен всеми средствами индивидуальной защиты, данное обстоятельство подтверждается карточкой. Кроме того, при личном опросе ФИО2 подтвердил, что все средства индивидуальной защиты были выданы, получены маска и другие средства защиты. Однако в ходе проведения проверки инспектором труда ФИО2, как потерпевший, не был опрошен, для участия в рассмотрении дела он не вызывался, тогда как его показания могли существенно повлиять на процедуру рассмотрения данного дела. Поскольку ФИО2 не подавал заявление о проведении проверки и его права действиями работодателя не нарушались, следовательно, поводов и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не имелось, по собственной инициативе инспекция проводить такие мероприятия не может. Кроме того, считает, что государственный инспектор ФИО3 не имел права рассматривать данное дело, поскольку именно он проводил проверку и составлял акт, который по настоящему делу является доказательством. Обращает внимание, что 23 января 2020 г. органом государственного контроля были выявлены другие правонарушения, по которым, составив несколько протоколов, должностное лицо должно было вынести одно постановление о назначении административного наказания.

ООО «Ваши окна» является субъектом малого предпринимательства, к административной ответственности он привлекается впервые, наложение штрафа не может являться справедливой и адекватной мерой административного воздействия. Высказал мнение, что должностное лицо Государственной инспекции труда, руководствуясь положениями ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, имело возможность применить административное наказание в виде предупреждения.

При рассмотрении жалобы в суде ФИО1 и его защитник Лахарев А.А. поддержали ее по основаниям в ней изложенным. Пояснили, что фактически работнику ФИО2 все предусмотренные СИЗ выдавались, в том числе и СИЗ органов дыхания, однако вследствие технической ошибки в личной карточке учета выдачи СИЗ это отражено не было.

Кроме того, обратили внимание на то, что при назначении наказания должностным лицом не было учтено имущественное положение ФИО1, а также то обстоятельство, что им добровольно исполнено до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предписание должностного лица об устранении допущенного нарушения.

ФИО2 при рассмотрении жалобы в суде пояснил, что работодателем СИЗ ему выдавались, в том числе и СИЗ органов дыхания. Какой-либо вред его здоровью при исполнении им своих должностных обязанностей, ему причинен не был. С заявлением в Государственную инспекцию труда о проведении проверки по каким -либо нарушениям трудового законодательства он не обращался, претензий к работодателю не имеет.

Выслушав защитника и представителя, ФИО2, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Тамбовской области была проведена плановая выездная проверка ООО «Ваши окна» на основании плана проверок, согласованного с прокуратурой Тамбовской области, с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проведения проверки установлено, в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, ст. 221 ТК РФ, п. 29 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (утв. Приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. №997н) резчик на пилах и станках ФИО2 19 ноября 2019 г., 20 ноября 2019 г., 22 ноября 2019 г., 25 ноября 2019 г., 26 ноября 2019 г., 27 ноября 2019 г., 28 ноября 2019 г., 29 ноября 2019 г. не был обеспечен работодателем фильтрующим средством индивидуальной защиты органов дыхания. Данное средство индивидуальной защиты относится техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (принятым на основании решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 №878) ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

По данному факту постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 28 января 2020 г. №68/8-42-20-И/12-555-И/14-129 директор ООО «Ваши окна» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 23 января 2020 г.; личной карточкой учета выдачи СИЗ ФИО2; актом проверки. Должностное лицо оценило данные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. При рассмотрении дела должностным на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО «Ваши окна» в его совершении.

При таком положении должностное лицо обоснованно признало директора ООО «Ваши окна» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Ссылка на отсутствие поводов и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с тем, что никто из работников не обращался с заявлениями (жалобам) несостоятельна, так как вышеперечисленные нарушения были выявлены непосредственно должностным лицом в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства.

Выводы заявителя о том, что государственный инспектор ФИО3 не имел права рассматривать данное дело и выносить постановление, поскольку именно он проводил проверку, ошибочны, так как такого запрета нормы КоАП РФ не содержат.

Доводы жалобы о том, что должностным лицом были выявлены другие правонарушения, по которым, составив несколько протоколов, должно было вынести одно постановление о назначении административного наказания не нашли своего подтверждения.

В соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Из акта проверки следует, что действительно при проведении плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства ООО «Ваши окна» выявлены несколько нарушений, однако выявленные нарушения трудового законодательства в рамках одной проверки допущены ООО «Ваши окна» и его директором не в результате одного бездействия.

Доводы о непривлечении должностным лицом, вынесшим постановление к участию в рассмотрении дела потерпевшего ФИО2 не является в данном случае процессуальным нарушением, влекущим отмену постановления должностного лица, поскольку такое нарушение было устранено при рассмотрении жалобы в суде без возвращения дела на новое рассмотрение.

Кроме того, ФИО2 самостоятельно не обращался в Государственную инспекцию труда с заявлением о привлечении ООО «Ваши окна» или его директора к административной ответственности, не заявлял о нарушении своих прав, а также привлечении его к участию в деле в качестве потерпевшего.

Вместе с тем, привлекая директора ООО «Ваши окна» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, должностное лицо обязано было исходить из определенных КоАП РФ правил назначения административного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса).

Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Материалами дела установлено, что директором ООО «Ваши окна» добровольно исполнено до составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении предписание трудовой инспекции, а именно: работнику ФИО2 выданы СИЗ органов дыхания, что отражено в личной карточке. Указанное обстоятельство в силу положений п.1 ч.1, ч.2 ст.4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающими административную ответственность. Кроме того, при вынесении постановления должностным лицом не учитывалось имущественное должностного лица.

Ранее к административной ответственности за нарушение трудового законодательства директор ООО «Ваши окна» ФИО1 не привлекался. В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Санкция ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания в виде административного штрафа. Вместе с тем частью 3 ст.3.4 КоАП РФ предусмотрено, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер выявленного в ходе проведения проверки нарушения, факт совершения административного правонарушения ООО «Ваши окна» впервые, принимая во внимание пояснения потерпевшего ФИО2, который утверждает, что фактически от работодателя он получал СИЗ органов дыхания, соответственно усматривается отсутствие причиненного вреда, а равно угрозы его причинения, устранение всех нарушений в добровольном порядке, считаю, что для достижения целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, наказание в виде штрафа не отвечает положениям статей 4.1. 4.2. 3.4 КоАП РФ, в связи с чем имеются основания для изменения меры наказания - на предупреждение, что является достаточной мерой ответственности за совершение данного административного правонарушения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области№ 68/8-42-20-И/12-558-И/14-129 от 28 января 2020 г. о привлечении директора ООО «Ваши окна» ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ изменить.

Назначить директору ООО «Ваши окна» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области № 68/8-42-20-И/12-558-И/14-129 от 28 января 2020 г. -оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.

Судья- О.Н. Михкельсон