дело № 12-284/2014 год
РЕШЕНИЕ
г. Омск 25 августа 2014 года
Судья Ленинского районного суда г. Омска (ул. Труда 29 А кабинет 110) Усенко Е.В.,
при секретаре Никитине А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске жалобу Бюджетного учреждения культуры г. Омска <данные изъяты> на постановление заместителя главного государственного инспектора Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО2 № 397/398/399 от 17 июля 2014 года, которым Бюджетное учреждение культуры г. Омска <данные изъяты> юридический и фактический адрес: <адрес>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания виде штрафа в размере 150 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Совершение правонарушения вменяется в вину Бюджетному учреждению культуры г. Омска <данные изъяты> (далее по тексту - Учреждение) при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в период с 10 часов до 12 часов 40 минут в ходе проведения плановой выездной проверки государственным инспектором Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО3 помещений Учреждения, расположенных по адресу: <адрес>, установлено, что:
не переработана декларация пожарной безопасности в соответствии с Приказом МЧС России № 91 от 24.02.2009г (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Приказ МЧС России № 91 от 24.02.2009г.); на объекте отсутствует исполнительная документация автоматической пожарной сигнализации (п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации); на объекте отсутствует исполнительная документация на установку автоматической установки пожаротушения (п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации); на 1-м этаже автоматическая пожарная сигнализация не соответствует правильно_сти функционирования системы (п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации); на 2-м этаже автоматическая пожарная сигнализация не соответствует правильно_сти функционирования системы (п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации); в зрительном зале автоматическая пожарная сигнализация не соответствует правиль_ности функционирования системы (п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации); в спортзале автоматическая пожарная сигнализация не соответствует правильности функционирования системы (п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации); резервный насос находится в нерабочем состоянии (при имитации невыхода на режим основного насоса, резервный насос не запустился) (ч.ч. 1,3 ст. 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.9 СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности"); резервный насос находится в нерабочем состоянии (при имитации аварийного отключе_ния питания основного насоса, резервный насос не запустился) (ч.ч. 1,3 ст. 6, 84 Феде_рального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.10 СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности"); отсутствует огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли (ч.ч. 1,3 ст. 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 5.4.5 СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты"); отсутствует ограждение крыльца (центральный вход высота крыльца 85 см) (замеры выполнены механической рулеткой) (ч.ч. 1,3 ст.6, ст. 89, Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 8.1.3 СП 1.13130. 2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); отсутствует ограждение крыльца (эвакуационный выход №1 (правая сторона здания) с первого этажа высота крыльца 55 см) (замеры выполнены механической рулеткой) (ч.ч.1,3 ст.6, ст. 89, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 8.1.3 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); отсутствует ограждение крыльца (эвакуационный выход №2 (правая стороны здания) первый этаж высота крыльца 70 см) (замеры выполнены механической рулеткой) (ч.ч. 1,3 ст.6, ст. 89, Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 8.1.3 СП 1.13130. 2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); отсутствует ограждение крыльца (эвакуационный выход №1 (левая стороны здания) первый этаж высота крыльца 68 см) (замеры выполнены механической рулеткой) (ч.ч.1,3 ст.б, ст. 89, Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 8.1.3 СП 1.13130. 2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); отсутствует ограждение крыльца (эвакуационный выход №2 (левая стороны здания) первый этаж высота крыльца 72 см) (замеры выполнены механической рулеткой) (ч.ч. 1,3 ст. 6, ст. 89, Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 8.1.3 СП 1.13130. 2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); отсутствует входная площадка перед наружной дверью в здание не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (фактически ширина двери 80 см, ширина площадки 90 см выход из насосной) (замеры выполнены механической рулеткой) (ч.ч. 1,3 ст. б, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; 7.1.3 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); отсутствует входная площадка перед наружной дверью в здание не менее 1,5 "ширины полотна наружной двери (фактически ширина двери 80 см, ширина площадки 95 см, эвакуационный выход № l справой стороны здания (первый этаж) (замеры выполнены механической рулеткой) (ч.ч. 1,3 ст. б, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; 7.1.3 СП 1.13130,2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); отсутствует входная площадка перед наружной дверью в здание не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (фактически ширина двери 80 см, ширина площадки 100 см эвакуационный выход №2 справой стороны здания (первый этаж) (замеры выполнены механической рулеткой) (ч.ч. 1,3 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008№ 123 - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; 7.1.3 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); отсутствует входная площадка перед наружной дверью в здание не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (фактически ширина двери 80 см, ширина площадки 90 см эвакуационный выход №1 (левая сторона здания) первый этаж) (замеры выполнены механической рулеткой) (ч.ч. 1,3 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; 7.1.3 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); отсутствует входная площадка перед наружной дверью в здание не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (фактически ширина двери 80 см, ширина площадки 105 см эвакуационный выход №2 (левая стороны здания) первый этаж) (замеры выполнены механической рулеткой) (ч.ч. 1,3 ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; 7.1.3 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); электрощитовая на первом этаже не отделена от помещений другого функционального назначения противопожарными преградами (не установлена противопожарная дверь 2-го типа) (ч,1 ст. 6, ст. 151; табл. 23; табл. 24 Федерального закона от 22.07.2008г. 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 5.4.2 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"); электрощитовая на первом этаже со стороны сцены не отделена от помещений другого функционального назначения противопожарными преградами (не установлена противопожарная дверь 2-го типа) (ч.1 ст. 6; ст. 151; табл. 23; табл. 24 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 5.4.2 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"); электрощитовая в подвале не отделена от помещений другого функционального назначения противопожарными преградами (не установлена противопожарная дверь 2-го типа) (ч.1 ст.б; ст. 151; табл. 23; табл. 24 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 5.4.2 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"); складское помещение (архив) на втором этаже не отделено от помещений другого функционального назначения противопожарными преградами (не установлена противопожарная дверь 2-го типа (ч.1 ст. 6; ст. 151; табл. 23; табл. 24 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 5.4.2 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"); в месте установки прибора приемно-контрольного отсутствует аварийное освещение (ч.ч. 1,3 ст. б, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 13.14.12, п. 13.14.13 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"); не обеспечена I категория надежности электроснабжения электроприемников системы автоматической пожарной сигнализации (ч.ч. 1,3 ст. б, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. 15 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"); освещенность органов управления при работе люминесцентных ламп менее 150 лк (фактически 101 лк) (ч.ч. 1,3 ст. б, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 13.14.12 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"); допущена параллельная прокладка шлейфов пожарной сигнализации с линиями напряжения 220B (ч.ч. 1,3 ст. 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 13.15.15 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"); не обеспечена I категория надежности электроснабжения электроприемников системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ч.ч. 1,3 ст. 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008N2 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.1 СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности"); звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре обеспечивают общий уровень звука менее 75 дБА на расстоянии 3 м. от оповещателя (фактически 1- этаж 71 дБА; 2-й-74 дБА; зрительный зал-62 дБА; спортзал-68 дБА (ч.ч. 1,3 ст. 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.1 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"); автоматическая установка пожаротушения сцены находится в нерабочем состоянии (при ручном пуске автоматическая установка пожаротушения путем нажатия кнопки, расположенной на сцене, запуск установки не произошел) (ч.ч. 1,3 ст. 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 5.1.9 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"); не обеспечена I категория надежности электроснабжения электроприемников системы автоматической установки пожаротушения (ч.ч. 1,3 ст. б, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 15.1 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"); при срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации в помещениях, где произошел пожар, не отключается система вентиляции (при срабатывании автоматической пожарной сигнализации в режиме «ПОЖАР» отключения вентиляции не произошло) (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ГОСТ 12.04.009-83 п. 2.2.6). В жалобе Учреждение просит постановление отменить, снизить размер штрафа ниже низшего предела на основании правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 года № 4-П. Указывает, что его учредителем является Департамент культуры Администрации г. Омска, и Учреждение не имеет собственных денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель Учреждения ФИО4 доводы жалобы подтвердила. Пояснила также, что у Учреждения заключен договор на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации с лицензированной организацией, которая раз в месяц осуществляет проверку работоспособности данной сигнализации. При последней проверке система была в рабочем состоянии.
Свидетель ФИО3, государственный инспектор ЛАО г. Омска по пожарному надзору, в судебном заседании показал, что нарушения, указанные в пунктах 4-7, выразились в несрабатывании системы автоматической пожарной сигнализации.
На л.д. имеется план проверок Отдела надзорной деятельности Ленинского АО г. Омска на 2014 год.
На л.д. имеется распоряжение главного государственного инспектора Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору Вербенко № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки Учреждения с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок 2014 года. Распоряжение получено представителем Учреждения ДД.ММ.ГГГГ.
На л.д. имеется акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 10 часов до 12 часов 40 минут в ходе проведения плановой выездной проверки государственным инспектором Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО3 помещений Учреждения, расположенных по адресу: <адрес>, установлены указанные в описательной части решения нарушения.
На л.д. имеется протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Учреждения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 10 часов до 12 часов 40 минут в ходе проведения плановой выездной проверки государственным инспектором Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО3 помещений Учреждения, расположенных по адресу: <адрес>, установлены нарушения ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
На л.д. имеется протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Учреждения по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 10 часов до 12 часов 40 минут в ходе проведения плановой выездной проверки государственным инспектором Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО3 помещений Учреждения, расположенных по адресу: <адрес>, установлены нарушения ч. 1.3 ст. 6, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п. 4.2.9, 4.2.10 СП 10.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности".
На л.д. имеется протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Учреждения по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 10 часов до 12 часов 40 минут в ходе проведения плановой выездной проверки государственным инспектором Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО3 помещений Учреждения, расположенных по адресу: <адрес>, установлены нарушения ч. 1.3 ст. 6, ст. 83, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п. 8.1, 7.1.3 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы», п.п. 5.4.2 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"); п.п. 13.14.12, 13.15.15,, 5.1.9 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", ГОСТ 12.04.009-83 п. 2.2.6.
На л.д. имеется свидетельство о постановке на налоговый учет Учреждения в качестве юридического лица.
Выслушав участников административного производства, изучив материалы административного производства, прихожу к следующему.
Пунктами 4-7 Учреждению в вину вменено: автоматическая пожарная сигнализация не соответствует правильности функционирования системы, что является нарушением п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с п. 61 Правил Противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2009 г. № 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем противопожарной защиты объекта, автоматических(автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, и организует не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Учреждением в судебное заседание представлены следующие документы: договор № от ДД.ММ.ГГГГ на техническое обслуживание установки автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре с Бюджетным Учреждением г. Омска «Центр технического обеспечения пожарной безопасности: ежемесячные сведения по проверке работоспособности установки автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре Бюджетным Учреждением г. Омска «Центр технического обеспечения пожарной безопасности», последние проверки работоспособности проводились 25 мая и ДД.ММ.ГГГГ, система находилась в исправном и работоспособном состоянии; акт устранения выявленных дефектов от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым причиной несрабатывания системы явились неисправные пожарные извещатели.
Поскольку временной период проверки работоспособности систем автоматических установок пожарной сигнализации ( раз в квартал) не нарушен, сведения о проводимых проверках имеются, проверками зафиксированы исправность и работоспособность системы, а причиной неисправности, как установлено судом, явились неисправные пожарные извещатели, неисправность которых визуально определить Учреждению самостоятельно невозможно, суд считает, что вина Учреждения в данных нарушениях не нашла подтверждения в судебном заседании, и с учетом изложенного суд исключает пункты 4 - 7 вмененных Учреждению нарушений.
Остальные вмененные нарушения нашли полное подтверждение в судебном заседании.
Действия Учреждения правильно квалифицированы по ст. 20.4 ч. 5 КоАП РФ:
по части 1 - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи;
по части 3 нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению зданий, сооружений и строений;
по части 4 -нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушений положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и требований КоАП РФ при проведении проверки и при составлении протокола об административном правонарушении не установлено.
Однако полагаю, что размер штрафа несоразмерен характеру совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения Учреждения.
Как следует из анализа представленных представителем Учреждением документов, подтверждающих недостаточность материального и имущественного положения для уплаты штрафа, доходов, полученных от оказания платных услуг, недостаточно для собственных целей Учреждения.
Финансирование Учреждения осуществляется Учредителем - департаментом культуры Администрации г. Омска. Из представленных документов следует, что Учредитель выделяет Учреждению денежные средства строго целевого назначения.
Оснований полагать, что в будущем (с учетом возможности применения ст. 31.5 КоАП РФ) материальное и имущественное положение Учреждения позволит оплатить штраф в размере, установленном санкцией ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, и в установленный законом 60-дневный срок, у суда не имеется.
С учетом изложенного полагаю возможным снизить назначенное наказание ниже низшего предела санкции ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ - до 10 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Бюджетное учреждение культуры г. Омска <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания виде штрафа в размере 150 000 рублей, изменить.
Снизить назначенное наказание до десяти тысяч рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Ленинский районный суд г. Омска.
Судья Е.В. Усенко