ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-284/2017 от 14.12.2017 Копейского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-284/2017

Р Е Ш Е Н И Е

город Копейск Челябинской области 14 декабря 2017 года

Судья Копейского городского суда Челябинской области Муратов С.М.

при секретаре Аникеенко З.П.

с участием:

представителя лица привлекаемого к административной ответственности - ФИО1

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» ФИО2

представителя Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (Челябинское УФАС России) ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу генерального директора ООО «Жилищная управляющая компания» ФИО4, на постановление Руководителя Челябинского УФАС России К.А.А. от 27 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, права и обязанности по статье 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации разъяснены,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Руководителя Челябинского УФАС России К.А.А. по делу об административном правонарушении от 27 сентября 2017 года, генеральный директор ООО «Жилищная управляющая компания» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренном частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

На указанное постановление подана жалоба, где ставится вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обосновании требований указано, что ООО «Жилищная управляющая компания» не может быть субъектом вмененного административного правонарушения. Вина ООО «Жилищная управляющая компания» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не доказана, поскольку договор на управление многоквартирным домом был заключен, после того, как победитель конкурса ООО УК ЖЭУ «Гарант» отказались заключать договор на управление многоквартирным домом. Кроме того, истек срок привлечения ООО «Жилищная управляющая компания» к административной ответственности.

В судебном заседании представитель лица привлекаемого к административной ответственности - ФИО1, представитель Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» ФИО2, на доводах жалобы настаивали.

Представитель Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (Челябинское УФАС России) ФИО3, просила суд оставить постановление без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.

Заслушав представителя лица привлекаемого к административной ответственности - ФИО1, представителя ООО «Жилищная управляющая компания» ФИО2, представителя Челябинского УФАС России ФИО3, проверив представленные материалы, судья не находит оснований для отмены постановления Руководителя Челябинского УФАС России К.А.А. от 27 сентября 2017 года.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований которым не доверять у судьи не имеется.

Частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 «№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Как усматривается из материалов дела, между Управлением по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа Челябинской области (Управление) и ООО «ЖУК» в лице генерального директора ФИО4 заключен договор НОМЕР от 01 января 2007 года управления многоквартирными домами и дополнительные соглашения к нему.

Указанный договор с учетом дополнительных соглашений к нему, а также его исполнение Управлением и ООО «ЖУК» является соглашением, нарушающим п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 «№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Из условий указанного договора следует, что ООО «ЖУК» передано в управление 951 многоквартирный дом.

В последующем к указанному договору заключены дополнительные соглашения в период с 2007 г. по 2012 г. в соответствии которыми, в управление ООО «ЖУК» передано еще 576 многоквартирными домами.

Согласно условиям Договора Обществу фактически передано управление МКД сроком на 5 лет. Согласно пункту 6.1 Договора, если за 30 дней до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о своем желании его расторгнуть, договор считается пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях.

На момент вынесения решения антимонопольным органом о нарушении антимонопольного законодательства Договор являлся действующим. Документов, подтверждающих расторжение Договора, в Челябинское УФАС России не представлено.

Управлением в материалы дела НОМЕР о нарушении антимонопольного законодательства представлен перечень многоквартирных домов, предусмотренных Договором, с указанием доли муниципального образования «Копейский городской округ».

Из указанного перечня многоквартирных домов следует, что по состоянию на 01.01.2007 доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляла 100% в 177 многоквартирных домах, предусмотренных Договором;

01.01.2015 доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляла более 50% в 297 многоквартирных домах, предусмотренных Договором;

01.01.2016 доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляла более 50% в 284 многоквартирных домах, предусмотренных Договором (аналогичная ситуации и по состоянию на 01.09.2016).

Частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (на момент заключения Договора) предусматривалось, что управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены вступившие в законную силу 16.06.2011 изменения в часть 2 статьи 163 ЖК РФ, которой установлено, что управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.

Таким образом, на момент заключения Договора у органа местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области возникла безусловная обязанность по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации в отношении 177 Многоквартирных домов, в которых доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляла 100%.

Соответственно, с 16.06.2011 по настоящее время у органа местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области имеется безусловная обязанность по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации в отношении 284 Многоквартирных домов, в которых доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем 50% (по состоянию на 01.01.2016, 01.09.2016).

Вместе с тем, органом местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области открытые конкурсы по выбору управляющей организации для управления Многоквартирными домами, в которых доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляла 100% (до 16.06.2011) и более 50% (после 16.06.2011) не проводились, что не соответствует части 2 статьи 163 ЖК РФ.

Согласно статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» если собственниками помещений в доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления домом не было реализовано, орган местного самоуправления в соответствии со статьей 161 ЖК РФ до 1 мая 2008 года проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75.

Таким образом, в период с 01.01.2007 по 30.04.2008 орган местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области обязан был провести открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственники которых до 01 января 2007 года не выбрали способ управления домом.

С 01.05.2008 управление указанными Многоквартирными домами должны осуществлять организации, выбранные собственниками жилых помещений таких домов, либо выбранные органами местного самоуправления по результатам проведения конкурса.

Орган местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области, не обладая сведениями о выборе в реализации способа управления многоквартирными домами открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами не проводит, Договор не расторгнут.

Из представленных документов следует, что Управлением конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, предусмотренными Договором, в которых доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляла менее 100% (до 16.06.2011), 50% и менее (после 16.06.2011), проводились в отношении 6 многоквартирных домов, расположенных в <...>

В отношении остальных Многоквартирных домов, в которых доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляла менее 100% (до 16.06.2011), 50% и менее (после 16.06.2011), документов, подтверждающих проведение конкурсов, не представлено.

ООО «ЖУК» заключило договоры управления с собственниками помещений 9 многоквартирных домов, из них только в 3 многоквартирных домах по адресам: <...> с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Документов, подтверждающих выбор и реализацию собственниками помещений способа управления в период с 01.01.2007 до 16.06.2011 в Многоквартирных домах, в которых доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляла менее 100 % до 16.06.2011, и после 16.06.2011 в Многоквартирных домах, в которых доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляла 50% и менее % (за исключением заключенных в 2010-2011 годах договоров управления многоквартирными домами по адресам: <...>, Управлением и ООО «ЖУК» не представлено.

Соответственно, в отношении указанных домов у органа местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области также возникла обязанность по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации.

Протоколы общих собраний, подтверждающих выбор собственниками помещений многоквартирных домов в соответствии со статьями 44 - 46 Жилищного кодекса Российской Федерации способа управления, в антимонопольный орган не представлены.

В указанном реестре перечислены многоквартирные дома и собственники, с которыми заключены договоры управления. Вместе с тем, заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации ООО «ЖУК» с собственниками помещений в многоквартирных домах, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников многоквартирных домов, договоров Обществом не представлено (за исключением ранее указанных многоквартирных домов).

Управлением имущества Копейского городского округа Челябинской области принято Распоряжение от 29.06.2007 № 933А-р «О передаче многоквартирных домов в управление управляющей организацией ООО «ЖУК» по итогам заочного голосования собственников помещений» (далее - Распоряжение от 29.06.2007 № 933А-р), согласно которому принято решение о передаче в управление ООО «ЖУК» многоквартирных домов, указанных в Приложении № 1 к указанному Распоряжению, по итогам заочного голосования собственников помещений.

Приложение № 1 Распоряжения от 29.06.2007 № 933А-р содержит перечень 568 многоквартирных домов, из содержания которого следует, что в указанных многоквартирных домах отсутствует доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество.

В качестве подтверждения основания принятия указанного Распоряжения Управлением представлен Протокол от 20.06.2007 по подведению итогов заочного голосования собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Копейского городского округа (далее - Протокол от 20.06.2007), который подписан представителями Администрации Копейского городского округа Челябинской области.

Документов, подтверждающих наделение собственниками многоквартирных домов, указанных в Распоряжении от 29.06.2007 № 933А-р, представителей Администрации Копейского городского округа Челябинской области, указанных в протоколе от 20.06.2007 полномочиями по подведению итогов голосования, а также проведение непосредственно голосования собственниками многоквартирных домой за выбор в качестве управляющей организации ООО «ЖУК», не представлено.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 255 ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» статья 161 ЖК РФ дополнена частью 1.3, согласно которой деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 ЖК РФ случая. При этом данная норма вступила в силу с 01.05.2015.

Таким образом, на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами до 01.05.2015 имело место конкуренция, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как города Копейска, Челябинской области, так и хозяйствующих субъектов других регионов, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Согласно сведениям на официальном сайте Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» www.gzhi74.ru в настоящее время на территории Челябинской области деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии осуществляют 537 управляющих организаций. Указанные хозяйствующие субъекты являются (могут являться) потенциальными участниками торгов, в случае проведения органом местного самоуправления Копейского городского округа открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления Многоквартирными домами.

Кроме того, по состоянию на 01.01.2016 на территории Копейского городского округа Челябинской области деятельность на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами осуществляют, помимо ООО «ЖУК», ООО «Квартал-Сервис», ООО «Коммунальщик 7», ООО «Жнлтехсервис», ООО «Комфорт», ООО «Наш коммунальный стандарт», УК ООО «Альтернативная жилищная компания 1», ООО «Агенство Вертикаль», ООО «УК «Энергосервис-74».

Следовательно, на рынке по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами на территории Копейского городского округа Челябинской области осуществляют деятельность 9 хозяйствующих субъектов.

По состоянию на 04.05.2016 в управлении ООО «ЖУК» находился 1721 многоквартирный дом, из них по Договору - 1646 домов. Доля многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «ЖУК», от общего количества многоквартирных домов на территории Копейского городского округа Челябинской области составляет 76,9 %.

Таким образом, ООО «ЖУК» обладает значительной долей от общего количества многоквартирных домов на территории Копейского городского округа Челябинской области, в том числе с учетом многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества по Договору.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Поскольку Управление на момент вынесения решения по делу НОМЕР о нарушении антимонопольного законодательства являлось уполномоченным органом Копейского городского округа Челябинской области на организацию и проведение конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории указанного муниципального образования, у Управления отсутствовали правовые основания для предоставления возможности ООО «ЖУК» управлять Многоквартирными домами при отсутствии решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов о выборе данного общества в качестве управляющей организации и без проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления Многоквартирными домами, в которых доля муниципального образования «Копейский городской округ» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме в настоящее время составляет более чем 50%.

Положения заключенного Договора и его исполнение свидетельствуют о достижении между сторонами договоренности, которая приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере управления Многоквартирными домами, в том числе путем ограничения доступа на товарный рынок.

Неисполнение Управлением полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных жилищным законодательством, в том числе по организации и проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, управление которыми осуществляется ООО «ЖУК» по Договору, не соответствует части 4 статьи 161, части 2 статьи 163 ЖК РФ, а также приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами ввиду невозможности осуществления данной деятельности иными управляющими компаниями.

На основании Договора ООО «ЖУК» продолжает управлять Многоквартирными домами в отсутствие выбора и реализации способа управления собственниками помещений многоквартирных домов и без проведения торгов, получая от указанной деятельности доход, что создает необоснованные преимущественные условия ООО «ЖУК» осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Копейского городского округа Челябинской области, а также ограничения возможности управления указанными многоквартирными домами и осуществления предпринимательской деятельности иными хозяйствующими субъектами.

Действий по расторжению Договора стороны не предпринимают, напротив, указывают Договор в качестве основания для управления Многоквартирными домами ООО «ЖУК».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что такое поведение Управления и ООО «ЖУК» в лице генерального директора ФИО4 является намеренным и целенаправленным и характеризует поведение указанных лиц, как достигших определенной договоренности относительно управления Многоквартирными домами, а также свидетельствует о наличии заинтересованности каждой из сторон в их реализации, поскольку в результате данного соглашения ООО «ЖУК» длительное время осуществляет деятельность по управлению Многоквартирными домами и органы местного самоуправления Копейского городского округа Челябинской области в результате данного соглашения не исполняют полномочия по организации и проведению конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, чем ограничивается доступ на рынок иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Челябинской области.

Таким образом, Договор является антиконкурентным соглашением, поскольку директором ООО «ЖУК» ФИО4 нарушен п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в осуществлении Администрацией Копейского городского округа Челябинской области и ООО «ЖУК» согласованных действий, направленных на устранение с рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами на территории Копейского городского округа Челябинской области иных компаний по управлению многоквартирными домами.

Вина генерального директора ООО «ЖУК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: решением о нарушении антимонопольного законодательства от 27 октября 2016 года, предписанием об устранении нарушения антимонопольного законодательства, протоколом об административном правонарушении, а также иными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Данные доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Директор ООО «ЖУК» с учетом положений ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно привлечен к административной ответственности как должностное лицо по ч. 1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку как руководитель ООО «ЖУК» не принял меры для соблюдения требований законодательства о защите конкуренции.

Постановление о привлечении ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводом жалобы, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО4 с учетом характера совершенного административного правонарушения, и иных имеющих юридическое значение обстоятельств. При этом административный штраф назначен в минимальном размере.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, допущено не было.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление должностного лица - Руководителя Челябинского УФАС России К.А.А. от 27 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Жилищная управляющая компания» ФИО4 по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, через Копейский городской суд в течение 10 суток, с момента получения копии решения.

Судья С.М. Муратов