ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-285/18 от 20.09.2018 Беловского городского суда (Кемеровская область)

дело № 12-285/2018

РЕШЕНИЕ

город Белово 20 сентября 2018 года

Судья Беловского городского суда Кемеровской области Н.Н. Третьякова, с участием защитника Общества с ограниченной ответственностью «Беловские городские очистные сооружения» (ООО «Белгос» ФИО6

рассмотрев жалобу ООО «Белгос», , <адрес>

на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО4 ООО «Белгос» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

ООО «Белгос» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. Доводы жалобы мотивирует тем, что действующее законодательство Российской Федерации, касающееся деятельности производственных лабораторий организаций ВКХ, не содержит требований об обязательной аккредитации таких лабораторий, следовательно, и требования Федеральной службы по надзору в сфере природопользования являются незаконными и необоснованными.

В судебном заседании защитник ООО «Белгос» ФИО5 доводы жалобы поддержала по изложенным в нем основаниям, настаивала на отмене постановления и прекращении производства по делу.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, представил отзыв, в котором возражал против отмены постановления административного органа, поскольку доказательств по делу об административном правонарушении достаточно и основания для отсутствия события административного правонарушения не усматриваются.

Судья, выслушав защитника ООО «Белгос», исследовав письменные материалы по делу, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, событие административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело об административном правонарушении в полном объеме.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП).

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О Водоснабжении и водоотведении» контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено согласование программы контроля состава и свойств сточных вод территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор.

В ходе рассмотрения настоящего дела должностным лицом административного органа наличие либо отсутствие в ООО «Белгос» согласованной программы контроля состава и свойств сточных вод не проверялось.

Как следует из п. 5 ст. 30 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О Водоснабжении и водоотведении» анализ отобранных проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, (индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Согласно п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля содержит сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Из постановленияВ- от 31.07.2018 года следует, что в нарушение указанных норм закона, в период с июля 2017 года по апрель 2018 года ООО «Белгос» осуществляло производственный контроль состава и свойств сточных вод, получаемых от абонентов, используя данные лаборатории ООО «Белгос», не аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривается административным органом, что производственная лаборатория ООО «Белгос» работает в соответствии с аттестационной документацией, что подтверждается свидетельством о состоянии измерений в химико-биологической лаборатории , зарегистрированное в ФБУ «Кемеровский ЦМС» от 02.07.2015 года.

Так, в соответствии с подпунктом 3.3.6. пункта 3.3. «МДК 3-02.2001 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168), производственный контроль осуществляет производственнаялабораторияканализационных очистных сооружений, аттестованная (аккредитованная) в установленном порядке.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» в пункте 67 предусмотрено условие аттестации и (или)аккредитации организации (лаборатории) водопроводно-канализационного хозяйства для производства анализов контрольных проб сточных вод или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или)аккредитованнойдля производства таких работ другой организации (лаборатории).

Таким образом, вывод административного органа о наличии обязательной аккредитации лаборатории, не является обязательным условием осуществления анализов контрольных проб сточных вод, поскольку законодательно предусмотрены условия аттестации (или)аккредитациилабораторииорганизации водопроводно-канализационного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора); права и обязанности указанных органов, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов (п. 1, 3, 4 ч. 2, п. 30 ч. 4 ст. 1 названного закона).

По смыслу п. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, юридическими лицами, обязательных требований в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426, федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции, в том числе в рамках государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, - в порядке, установленном настоящим Положением; должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации; федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; предметом указанных в пункте 9 настоящего Положения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение обязательных требований; сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (п. 2, 3, 7-10, 13 Положения).

Согласно п.21 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191, исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры (логически обособленные последовательности административных действий при исполнении государственной функции): разработка ежегодного плана проведения плановых проверок; проведение плановых проверок; проведение внеплановых проверок; оформление результатов проверок.

В силу пунктов 47, 47.2, 48.2, 48.3, 58 указанного Административного регламента, основаниями для начала административной процедуры проведения внеплановой проверки являются, в частности, мотивированное представление должностного лица территориального органа Росприроднадзора по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в территориальный орган обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, причинения вреда окружающей среде. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в пункте 47 настоящего Административного регламента, уполномоченными должностными лицами Росприроднадзора или его территориального органа может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Росприроднадзора и (или) его территориального органа, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований Росприроднадзора или его территориального органа. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в пункте 47 настоящего Административного регламента, уполномоченное должностное лицо Росприроднадзора или его территориального органа подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 47.2 настоящего Административного регламента. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются. Результатами административного действия (внеплановой проверки) являются: акт проверки, составляемый в порядке, установленном пунктами 61 - 66 настоящего Административного регламента; предписание об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды; протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания.

Таким образом, из анализа приведенных выше пунктов Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора следует, что составление протокола об административном правонарушении производится исключительно по результатам проведения проверок (плановых, внеплановых), при этом по результатам предварительной проверки, полученным, в том числе, путем проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, несмотря на наличие достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются (п. 48.3 названного административного регламента).

Поскольку проверки в отношении ООО «Белгос» не проводились, акт проверки не составлялся, то должностным лицом административного органа меры по привлечению ООО «Белгос» к административной ответственности были приняты с нарушением процедуры, предусмотренной как Федеральным законом № 294-ФЗ, так и Административным регламентом, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, что влечет признание незаконным составление протокола об административном правонарушении от 20.07.2018 года № и порочность его как доказательства в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

Также, из материалов дела следует, что в качестве доказательств виновности ООО «Белгос» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа приведены, в том числе копии протоколов испытаний, выданных ООО «Белгос», за период с июля 2017 года по апрель 2018 года, при этом сведения об источнике происхождения указанных копий протоколов испытаний в условиях отсутствия их надлежащего заверения на соответствие оригиналу, материалы дела не содержат.

Поскольку установленная законом процедура выявления нарушений обязательных требований законодательства не была соблюдена, то протокол об административном правонарушении от 20.07.2018 года № вместе с прилагаемыми материалами к нему, фиксирующий выявленное административное правонарушение, не может быть признан допустимым доказательством по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Белгос».

Иные материалы, в отсутствие протокола об административном правонарушении, как основного доказательства по делу об административном правонарушении, недостаточны для признания доказанным наличия в действиях ООО «Белгос» состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Все вышеизложенное влечет отмену постановления должностного лица от 26.10.2017, решения судьи районного суда от 22.01.2018 и прекращение производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Белгос» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области № от 31.07.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Белгос» отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья (подпись) Н.Н. Третьякова