РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Ушакова О.В. Дело № 12-285/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Калининградского областного суда
ФИО1,
с участием прокурора - Леонтьева С.А.,
при секретаре Райковой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ФИО2 – адвоката Бонцлер М.В. на не вступившее в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 4 июня 2018 года, которым ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Заслушав объяснения ФИО2 и его защитника по ордеру – адвоката Бонцлер М.В., поддержавших жалобу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Леонтьева С.А., полагавшего постановление судьи законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению, суд
У С Т А Н О В И Л:
2 июня2018 года начальником ОИАЗ УМВД России по городу Калининграду ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Материал передан на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 4 июня 2018 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной защитником ФИО2 – адвокатом Бонцлер М.В. в Калининградский областной суд, поименованной как апелляционная, ставится вопрос об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения. В обоснование жалобы её податель указывает, что постановление судьи принято с нарушением норм материального и процессуального права, а назначенное наказание – чрезмерно. Место, где проводилось мероприятие, не относится к местам, в которых публичные массовые мероприятия запрещаются. Проведение мероприятия не создавало угрозы безопасности. Одиночный пикет не требует предварительного уведомления. ФИО2 мог не знать об Указе Президента РФ № 202 и об постановлении главы ГО «Город Калининград» № 460.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения ФИО2 и его защитника – адвоката Бонцлер М.В., изучив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 45, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которому законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях, основанное на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, помимо названного закона включает иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а в случаях, предусмотренных Законом о публичных мероприятиях, - нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 8), Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 11), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 7, части 1.1, 2.2, 3 и 3.1 статьи 8 и часть 1 статьи 11).
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя, в том числе, ограничения проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями (пункт 7 части 1 статьи 13).
Пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 г. и в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 15 мая 2018 года № 460 «О мерах по реализации пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» (в редакции от 22.05.2017)» для проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, на территории городского округа «Город Калининград» с 25 мая по 25 июля 2018 года определены:
- местом проведения площадка у Памятного знака землякам-космонавтам (пр-кт Мира);
- количество участников не более 100 человек;
- временной интервал с 09.00 до 13.00 поместному времени.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как усматривается из материалов дела, 1 июня 2018 года в период времени с 18.30 час. до 18.40 час. в г. Калининграде на ул. Шевченко напротив «Дома Советов» у входа на территорию фан-зоны Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года гражданин ФИО2 в нарушение вышеуказанного порядка, установленного на основании Федерального закона от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202 организовал и провёл публичное мероприятие – одиночный пикет с использованием средства наглядной агитации в виде плаката с надписями «Научитесь не бояться. ФИО4!!!».
Таким образом, установленный действующим законодательством порядок проведения публичного мероприятия был нарушен.
Факт совершения ФИО2 вменённого административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: информацией, размещённой в сети Интернет; фотоматериалами; материалами видеофиксации; протоколом об административном правонарушении от 2 июня 2018 года №; сообщением ЦПЭ УМВД России по Калининградской области от 2 июня 2018 года.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о доказанности вины ФИО2 в нарушении участником публичного мероприятия в виде одиночного пикета установленного порядка его проведения, правильно квалифицировал его действия по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Доводы поданной жалобы о незнании ФИО2 требований Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202, являются несостоятельными, поскольку незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202, равно как и постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 15 мая 2018 года № 460 официально опубликованы для всеобщего сведения.
Доводы жалобы о нарушении прав и свобод ФИО2, в частности, права на свободу выражения мнения, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены постановления судьи районного суда в связи со следующим.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное Конституцией Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем, чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Исходя из провозглашённой в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
С учётом установленных по делу обстоятельств, оснований полагать права либо свободы ФИО2 нарушенными не имеется.
То обстоятельство, что сотрудники правоохранительных органов не предъявляли во время проведения ФИО2 публичного мероприятия к нему каких-либо требований, об отсутствии незаконности его действий не свидетельствует, на квалификацию совершённого им деяния по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ не влияет.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, образует нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия и не включает в себя осуществление лицом иных действий, направленных на нарушение общественного порядка.
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ФИО2 в совершении административного правонарушения материалы дела не содержат.
Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ вынесено судьёй с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ для прекращения производства по делу, не имеется.
Санкция части 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов
Административное наказание назначено ФИО2 судом в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соразмерно содеянному. Административный штраф назначен в минимальном размере.
С учётом вышеизложенного, предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 4 июня 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2 – адвоката Бонцлер М.В. без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда ФИО1