ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-285/18ПУБЛИКОВА от 30.11.2018 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№12- 285/2018 публиковать

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

30.11.2018 года г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Алабужевой С.В.,

при секретаре Калмыковой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление УФАС по УР №ММ06-07/2017-96А от 11.04.2018г. о привлечении должностного лица на момент совершения правонарушения - председателя Правительства УР ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

<дата> постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по УР ФИО2 №ММ06-07/2017-96А от 11.04.2018г. должностное лицо на момент совершения правонарушения - председателя Правительства УР ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 подана жалоба, в которой указывает, что вынесенное постановление является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства и в связи со следующим. Правительство УР является коллегиальным органом, а Председатель Правительства является одним из членов Правительства. Полномочиями по изданию постановлений и распоряжений Правительства обладает исключительно Правительство. Акт Правительства принят коллегиальным органом, самостоятельного решения ФИО1 не принимал. Полномочия по подписанию актов являются полномочиями организационного характера. Председатель Правительства не вправе отказаться от подписания нормативного акта, принятого Правительством. Между действиями Председателя Правительства по подписанию постановления Правительства и наступившими последствиями соответствия постановления Правительства требованиям антимонопольного законодательства отсутствует прямая причинно-следственная связь. Соответственно, вывод административного органа о содержании в действиях заявителя, как председателя Правительства события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.9 КоАП РФ является неправомерным. ФИО1 не является должностным лицом- субъектом административного правонарушения по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просит рассмотреть дело без его участия.

Представители заявителя (защитники) Марданшин А.Н., Тихонова М.Ю., действующие по доверенности, поддержали жалобу по основаниям, в ней изложенным и по ранее изложенным пояснениям. В частности, полагают привлечение ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ необоснованным. Рассматриваемое постановление принято коллегиальным органом, а не лично председателем Правительства УР. Председатель Правительства не может отказаться от подписания коллегиально принятого решения. Председатель Правительства не несет персональную ответственность за принятое Правительством решение. Кроме того, незаконность постановления Правительств выражается в том, что в абзаце 3 п. 20 Положения изложена определенная информация, тогда как в самом проекте постановления правительства эти изменения изложены как новая редакция абзаца 2 п. 20 Положения. Так же, проверка и выводы УФАС о незаконности принятого постановления Правительства сделаны на основании копии проекта этого постановления. Просят жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить.

Представители УФАС РФ по УР ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, в судебном заседании настаивали на законности и обоснованности оспариваемого постановления. Доводы жалобы считают необоснованными.

Согласно ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

11.04.2018г. заместителем руководителя Удмуртского УФАС России ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №ММ06-07/2017-96А, согласно которому должностное лицо на момент совершения правонарушения - председатель Правительства УР ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершении которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Из оспариваемого постановления следует, что поводом для привлечения ФИО1 к административной ответственности явилось принятие и подписание ФИО1, являющимся Председателем Правительства УР, постановления Правительства УР от <дата> «О внесении изменений в постановление Правительства УР от <дата> «Об утверждении положения о конкурсе инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций», которым в п.20 Постановления был введен абз.3, устанавливающий возможность конкурсной комиссии корректировать хозяйствующим субъектам основные показатели инвестиционных проектов без сохранения показателя «по проекту в целом» и его подписанию, что создало ОАО «Милком» преимущественные условия на рынке производства мягких сыров по сравнению с иными участниками рынка, поскольку представило обществу возможность использования налоговой льготы по налогу на прибыль при нарушении существенных условий инвестиционного договора.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона N 135-ФЗ, прихожу к выводу об отсутствии состава вмененного ФИО1 (как председателю Правительства Удмуртской Республики) административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении, поскольку вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения не доказана.

В силу ст. 2.4 Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 Кодекса действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ « О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ст. 1 Закона УР от <дата> N 12-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.

Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.

Согласно ст. 5 Закона УР от <дата> N 12-РЗ Правительство Удмуртской Республики состоит из членов Правительства Удмуртской Республики - Председателя Правительства Удмуртской Республики, заместителей Председателя Правительства Удмуртской Республики, Постоянного представителя Президента Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики, министров Удмуртской Республики, председателей государственных комитетов Удмуртской Республики, начальников главных управлений Удмуртской Республики, председателя Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики.

Согласно трудовому договору от <дата> ФИО1 являлся председателем Правительства Удмуртской Республики. На момент вменяемого в вину правонарушения так же являлся председателем Правительства Удмуртской Республики.

Из материалов дела следует, что проект постановления Правительства УР от <дата> рассматривался на заседании Президиума Правительства УР <дата>, по результатам которого составлен протокол от <дата>. Из содержания протокола следует, что проект постановления рассматривался министром экономики ФИО14, заместителем председателя Правительства УР ФИО15, председателем Правительства УР ФИО1, по результатам которого принято единогласное решение о принятии данного акта.

Согласно ст. 19 Закона УР от <дата> N 12-РЗ постоянно действующим органом Правительства Удмуртской Республики является Президиум Правительства Удмуртской Республики.

В состав Президиума Правительства Удмуртской Республики входят по должности Председатель Правительства Удмуртской Республики, заместители Председателя Правительства Удмуртской Республики, министр финансов Удмуртской Республики, Руководитель Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики.

Решения Президиума Правительства Удмуртской Республики принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства Удмуртской Республики. В случае, если на заседании Президиума Правительства Удмуртской Республики председательствует Президент Удмуртской Республики, решения принимаются большинством голосов с учетом голоса Президента Удмуртской Республики.

Решения Президиума Правительства Удмуртской Республики оформляются постановлениями и распоряжениями Правительства Удмуртской Республики.

Таким образом, постановление принято коллегиальным органом - Правительством УР, самостоятельного решения ФИО1, как Председатель Правительства УР в данной ситуации не принимал.

Согласно ст. 14 Закона УР от <дата> N 12-РЗ Председатель Правительства Удмуртской Республики организует работу Правительства Удмуртской Республики и несет ответственность перед Президентом Удмуртской Республики за деятельность Правительства Удмуртской Республики.

Принимая во внимание, что действовавшее ранее (на момент вменяемого правонарушения) и действующее в настоящее время законодательство не предусматривает персональной ответственности Председателя Правительства УР за решения представительного органа, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не может нести административную ответственность за принятое Правительством решение.

Обязанность по подписанию актов Правительства Удмуртской Республики на Председателя Правительства Удмуртской Республики возложена Указом Главы Удмуртской Республики от <дата>.

Полномочия по подписанию нормативных актов являются полномочиями организационного характера. Председатель правительства УР не вправе отказаться от подписания нормативного акта, принятого Правительством УР.

В этой связи в действиях ФИО1, отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по признаку подписания постановления.

Таким образом, административным органом не представлено доказательств, подтверждающих противоправность действий ФИО5 как председательства Правительства Удмуртской Республики по принятию и подписанию постановления Правительства.

Так же, административным органом не представлено доказательств в обоснование того, что председатель Правительства Удмуртской Республики является субъектом рассматриваемого правонарушения.

Не подтвержден доказательствами довод административного органа о том, что председатель Правительства Удмуртской Республики может отказаться от подписания постановления, принятого Правительством Удмуртской Республики.

Кроме того, суд обращает внимание, что административным органом проверка и выводы о наличии в действиях ФИО1 события и состава административного правонарушения по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ основаны на копии проекта Постановления Правительства УР. Доказательств подписания указанного постановления в деле не имеется.

Ссылка представителей административного органа на то обстоятельства, что оригинал постановления не был истребован по причине того, что ФИО6 не опровергал факт его подписания, судом не принимается во внимание, поскольку бремя доказывания по делам об административных правонарушениях лежит на административном органе.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах, доводы о виновности ФИО1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.9 ч.1 КоАП РФ, и наличия в его действиях состава указанного правонарушения являются необоснованными.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.4- 30.8, 24.5 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 – удовлетворить.

Постановление УФАС по УР №ММ06-07/2017-96А от 11.04.2018г. о привлечении должностного лица на момент совершения правонарушения - председателя Правительства УР ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.14.9 КоАП РФ в отношении ФИО1 - прекратить, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения (п.п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через Первомайский районный суд г.Ижевска.

Судья: С.В. Алабужева