ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-285/19 от 05.07.2019 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 12-285/2019

УИД 21RS0025-01-2019-002227-55

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

Судья Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Малыгин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу <данные изъяты><АО>, ИНН , ОГРН

ФИО2, <анкетные данные изъяты>

на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты><АО>, ИНН ОГРН (далее по тексту – <АО>) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение, допущенное ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом изготовителя обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляемой по договору , заключенному в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

Не согласившись с данным постановлением, заместитель генерального директора – директора по качеству <АО>ФИО2 обжаловал его в суд, ставя вопрос об отмене обжалуемого постановления с прекращением производства по делу. По мнению автора жалобы, оспариваемое постановление является незаконным, необоснованным, так как в нарушение пункта 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему не представлено право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. Считает, что нарушена статья 24 Конституции Российской Федерации в части ознакомления с материалами, затрагивающими его права. Указал, что копию постановления получил в почтовом отделении ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении был составлен в его отсутствие. Считает, что нарушены положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, в связи с тем, что в постановлении указана дата ДД.ММ.ГГГГ, когда он был назначен приказом генерального директора ответственным за обеспечение соответствия продукции, это дата назначения его на должность директора по качеству. До этого момента он не занимал должность директора по качеству, ответственным должностным лицом назначен не был. Датой совершения административного правонарушения согласно постановлению является ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем считает, что не мог нести ответственность за указанное правонарушение.

Заявитель заместитель генерального директора – директора по качеству <АО>ФИО2 в судебном заседании после разъяснения положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям и вновь их привел суду, просил жалобу удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, не просил об отложении рассмотрения дела, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу жалобы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверяя доводы заявителя о невиновности и допущенных процессуальных нарушениях, судья учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии с ГОСТ РВ 52328-2005 «Продукция оборонная. Термины и определения» оборонная продукция - это продукция, предназначенная к поставке по государственному оборонному заказу. К оборонной продукции относится, в том числе военная продукция.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией", стандартизация оборонной продукции основывается принципе обязательности применения и исполнения требований документов по стандартизации оборонной продукции в отношении объектов стандартизации.

Согласно пункту 6 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, к документам по стандартизации оборонной продукции, в которых устанавливаются требования к оборонной продукции, процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией, относятся: а) межгосударственные военные стандарты; б) государственные военные стандарты; в) отраслевые военные стандарты; г) межгосударственные стандарты с военными дополнениями к ним; д) национальные стандарты с военными дополнениями к ним; е) отраслевые стандарты с военными дополнениями к ним; ж) государственные военные стандарты с дополнениями к ним на период военного положения; з) национальные стандарты с дополнениями к ним на период военного положения; и) отраслевые военные стандарты с дополнениями к ним на период военного положения; к) отраслевые стандарты с дополнениями к ним на период военного положения; л) государственные военные стандарты военного положения; м) государственные стандарты военного положения; н) отраслевые военные стандарты военного положения; о) отраслевые стандарты военного положения; п) межгосударственные и национальные стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции; р) отраслевые стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции; с) межгосударственные стандарты, национальные стандарты, отраслевые стандарты и информационно-технические справочники; т) стандарты организаций, а также технические условия (как вид стандарта организации); у) правила стандартизации и рекомендации по стандартизации оборонной продукции; ф) классификатор стандартов на оборонную продукцию; х) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; ц) единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд; ч) нормативно-технические документы системы общих технических требований к видам вооружения и военной техники; ш) основополагающие государственные военные стандарты.

Согласно пункту 12 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, в случае необходимости применения документов по стандартизации, сведения о которых не включены в сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции, могут применяться документы по стандартизации, указанные в пунктах 1 - 4 статьи 14 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации". Решение о применении таких документов по стандартизации принимается государственным заказчиком государственного оборонного заказа или головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу по согласованию с государственным заказчиком государственного оборонного заказа.

В соответствии с пунктами 1 и 15 статьи 2 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом; технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании", в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 1036 «Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции» под обязательными требованиями понимаются обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика оборонного заказа, принятыми в пределах его полномочий, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (договором).

В соответствии с пунктами 1, 13 и 14 части 2 статьи 8 Федерального закона Исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом; организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов материалов и комплектующих изделий; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.

В соответствии с пунктом 4 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами). Военные представительства вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции.

Статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и объектов, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения, связанных с обязательными требованиями в отношении указанной продукции и объектов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило уведомление <данные изъяты> (вх. ) о приостановке приемки и отгрузки изделий <данные изъяты>, в связи с отказом на периодических испытаниях.

В соответствии с договором С3 <АО> (далее также - Исполнитель) обязуется изготовить и поставить <данные изъяты> (далее также - <данные изъяты>, Покупатель) товар, а именно <данные изъяты><данные изъяты> (далее — Продукция) согласно Спецификации к Договору.

Согласно условиям Договора, поставка изделий - <данные изъяты><данные изъяты>, относящихся к оборонной продукции, осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.

Согласно п. 2.2.1 Договора, Поставщик обязан изготовить и поставить Покупателю Продукцию на условиях установленных Договором, соответствующую требованиям Договора и технических условий (далее - ТУ) на Продукцию.

Для изделий - <данные изъяты> утверждены общие технические условия <данные изъяты> ТУ, которые являются обязательным руководством при изготовлении, контроле, поставке, хранении и транспортировании изделия. Согласно п. 1.1. ТУ изделие должно соответствовать требованиям настоящих ТУ и комплекту документации согласно <данные изъяты>. Технические условия <данные изъяты> ТУ являются обязательными требованиями в отношении изделий <данные изъяты>.

В рамках Договора Исполнитель принял на себя обязательства изготовить и поставить оборонную продукцию — <данные изъяты>, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, а также Договором, которым предусмотрено соответствие поставляемой продукции требованиям технических условий <данные изъяты> ТУ.

Согласно п.4.6 Договора, Вся Продукция, изготавливаемая и поставляемая по Договору, в том числе изделия, входящие в состав Продукции, в процессе их изготовления и сборки, подлежит контролю качества и технической приемке 5459 ВП МО РФ в течение времени, необходимого для проведения проверки Продукции в объеме требований, предусмотренных Договором и нормативно-технической документацией на Продукцию.

Заместителем руководителя ФИО1 антимонопольной службы по <адрес> при рассмотрении дела об административном правонарушении сделан вывод, что протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты><данные изъяты>, ИНН , ОГРН (далее по тексту – <АО>ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверяя доводы жалобы заявителя в части отсутствия в его действиях состава вмененного ему в вину административного правонарушения в связи с тем, что не являлся должностным лицом, ответственным за нарушение изготовителем обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляемой по договору , заключенному в рамках исполнения государственного оборонного заказа, суд учитывает следующие обстоятельства.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу генерального директора <АО> от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>ФИО2 назначен ответственным за обеспечение соответствия продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственном контракте с внесением соответствующих изменений в трудовой договор; отменено действие приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии соглашения об изменении условий трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ<АО> и ФИО2 подписали соглашение об изменении условий трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 4.2 раздела 4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН дополнен пунктом следующего содержания: «Работник несет ответственность за обеспечение соответствия продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственном контракте. Установлено, что настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что на момент совершения вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть ДД.ММ.ГГГГ, заместитель генерального директора – директор по качеству <АО>ФИО2 является лицом, ответственным за нарушение изготовителем обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляемой по договору , заключенному в рамках исполнения государственного оборонного заказа, и субъектом административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2, как заместителя генерального директора – директора по качеству <АО>, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

жалобу <данные изъяты><данные изъяты>, ИНН , ФИО2 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты><данные изъяты>, ИНН ОГРН , ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.

Судья Е.А. Малыгин