ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-285/19 от 28.08.2019 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 12-285/2019

УИД: 43MS00-42-01-2019-001883-98

Р Е Ш Е Н И Е

г. Слободской Кировской области 28 августа 2019 года

Судья Слободского районного суда Кировской области Старкова А.В., при секретаре Гришиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <данные изъяты>ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 40 Слободского судебного района Кировской области от 25 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кировского областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Куранты» (далее по тексту – КОГАУ «ИД «Куранты»),

у с т а н о в и л :

постановлением мирового судьи судебного участка № 40 Слободского судебного района Кировской области от 25 июля 2019 года КОГАУ «ИД «Куранты» на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освобождено от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях, с объявлением устного замечания и с прекращением производства по делу.

На данное постановление должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, - <данные изъяты>ФИО1 подана жалоба с прошением о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение. Автор жалобы указал, что мировой судья верно установил событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вину в нем КОГАУ «ИД «Куранты», но неправильно пришел к выводу о применении положений ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без учета того, что состав данного правонарушения формальный, наступление общественно опасных последствий при его совершении не доказывается, презюмируется самим фактом совершения действий. Административный орган не обязан доказывать причинение вреда, в том числе здоровью и развитию конкретного ребенка. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично правовых обязанностей, выразившихся в нарушении установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию. Опасность деяния заключается в том, что потребители СМИ не могут получить информацию, соответствующую действительности о содержании конкретного зрелищного мероприятия в виду отсутствия знака информационной продукции, предусмотренного Законом «О защите детей», в связи с чем зритель (потребитель) не может ограничить детей в соответствии с возрастом от просмотра данной информационной продукции. Освобождение юридического лица от ответственности в связи с малозначительностью может сформировать у него формальный подход к исполнению обязательных требований законодательства в сфере массовых информаций и противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях, в частности, предупреждению совершения новых правонарушений из-за безнаказанности такого рода действий. Неотвратимость юридической ответственности означает обязательное обнаружение правонарушения и применение к нему конкретной санкции. Считает, что суд неверно применил норму материального права, неверно сделал вывод о малозначительности совершенного правонарушения.

<данные изъяты>ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайства об отложении дела не направила. <данные изъяты>ФИО2 направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного органа.

Законный представитель КОГАУ «ИД «Куранты» ФИО3 просила постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу Управления Роскомнадзора – без удовлетворения. Поддержала доводы отзыва по жалобе, в соответствии с которым юридическое лицо не согласно с доводами жалобы, поскольку публикация в газете «Слободские куранты» информационных сообщений с неверным знаком информационной продукции или без такового не причинила вреда здоровью и (или) развитию детей. Состав административного правонарушения является формальным, не предусматривает наступление вредного последствия, не повлекло нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, никаких негативных последствий не наступило, нарушение обоснованно признано малозначительным. Вывод Управления о том, что устное замечание может сформировать у юридического лица формальный подход к исполнению обязательных требований законодательства в сфере массовых информаций, не соответствует действительности, так как в последующих номерах газеты публикации о зрелищных мероприятиях произведены с учетом требований закона. Дополнительно пояснила, что публикации в СМИ о зрелищных мероприятиях нельзя оценить как афиши, они по оформлению, подаче информации являются перечнем информационной продукции, не содержат каких-либо изображений, которые сами по себе способны причинить вред психическому здоровью детей.

Выслушав законного представителя юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, предусмотренных частью 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно материалам дела 14.06.2019 сотрудником Управления Роскомнадзора по Кировской области в ходе мониторинга выявлено, что в выпусках СМИ «Слободские куранты», редакция которого является структурным подразделением КОГАУ «ИД «Куранты», в нарушение ч.6 ст.11, ч.1 ст.12 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» опубликованы объявления о зрелищных мероприятиях без знака информационной продукции либо с таковыми, но не соответствующими установленным категориям информационной продукции «0+», «6+», «16+», «18+», а именно:

- в выпуске № 15 от 12.04.2019 на стр. 15 опубликованы объявления о проведении зрелищных мероприятий: «В сказочной стране «Лукоморье»: театрализованного путешествия по сказкам А.С. Пушкина; «Везунчик»: беспроигрышная лотерея; «В гостях у Буратино», «Муха-Цокотуха»; «Отпуск крокодила Гены» и «Непослушная Даша» со знаком информационной продукции «3+»; «Храбрый портняжка» «История одного спектакля», «Кастинг для Василисы в Тридевятом Царстве», «Изготовление театральной маски», «Салон гаданий мадам Ля Бук», «Театральные подмостки», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» - со знаком информационной продукции «5+»; «Не хочу быть собакой» и «Весна идет!» - со знаком информационной продукции «7+»;

- в выпуске № 16 от 19.04.2019 на стр. 8 в разделе «Культурный обмен» опубликовано объявление о проведении праздничных мероприятий, посвященных 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, без знака информационной продукции;

- в выпуске № 17 от 26.04.2019 на ст. 15 в разделе «Реклама, объявления» опубликовано объявление о проведении зрелищного мероприятия «Мир, труд, май» со знаком информационной продукции «55+», а на стр. 16 - объявление о проведении зрелищного мероприятия – городского фестиваля Пасха Красная без знака информационной продукции.

В подтверждение изложенных обстоятельств мировым судьей были исследованы: копии выпусков СМИ «Слободские куранты» № 15 (14455) от 12.04.2019 (стр. 1, 15), № 16 (14456) от 19.04.2019 (стр.1,8, 15), № 17 (14457) от 26.04.2019 (стр.1,15) (л.д.41-50); свидетельство о регистрации СМИ от 03.08.2015 (л.д.21), Устав редакции газеты «Слободские куранты», выписка из ЕГРЮЛ, в соответствии с которыми редакция является структурным подразделением КОГАУ «ИД «Куранты» (л.д.15-20, 36-40), протокол об административном правоотношении (л.д.6-11).

Оценив указанные доказательства, мировой судья пришел к выводу о доказанности всех фактических обстоятельств правонарушения, изложенных выше, и вины КОГАУ «ИД «Куранты» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, опубликование в выпуске СМИ № 17 от 26.04.2019 на стр. 16 объявления о проведении городского фестиваля Пасха Красная без знака информационной продукции не доказано, поскольку материалы дела об административном правонарушении не содержат копии стр. 16 рассматриваемого выпуска СМИ, что позволило бы ознакомиться с содержанием объявления, его оформлением.

В этой связи данное нарушение подлежит исключению из фактических обстоятельств административного правонарушения.

Одновременно объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении установленного порядка распространения среди детей продукции СМИ, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и развитию.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон № 436-ФЗ) информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, установлены в статье 5 Закона № 436-ФЗ. Ответственность по части 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по статье 5 Закона № 436-ФЗ наступает за распространение среди детей информации:

- побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

- способной вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

- отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающей противоправное поведение;

- содержащей нецензурную брань;

- содержащей информацию порнографического характера;

- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Оборот такой информационной продукции не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

Первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей (п. 1 ст. 16 Закона № 436-ФЗ).

Информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Кроме этого, распространение определенных видов информации ограничено среди детей определенных возрастных категорий:

- представляемой в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

- вызывающей у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

- представляемой в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

- содержащей бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Оборот соответствующей информационной продукции не допускается без знака информационной продукции (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 11 Закона № 436-ФЗ).

Знак информационной продукции - это графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции (статья 2 Закона № 436-ФЗ).

Однако изучение копий выпусков СМИ позволяет судить о том, что вышеперечисленные объявления о зрелищных мероприятиях являются не чем иным как перечнем информационной продукции и сами по себе не содержат информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

В этой связи квалификацию действий юридического лица по части 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать правильной.

Федеральным законом от 29.07.2018 № 242-ФЗ введена в действие часть 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции.

Согласно статье 12 Закона № 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".

В силу части 4 данной статьи знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

Таким образом, действия, предусмотренные частью 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются частным случаем нарушения установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации. Соответственно, при их совершении должна применяться часть 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как содержащая специальную норму по отношению к части 2 статьи 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод согласуется и с позицией, изложенной в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ», следствием принятия которого и явились изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 29.07.2018 № 242-ФЗ.

Из письменных пояснений законного представителя юридического лица (л.д.23-25) и пояснений в суде следует, что в выпуске СМИ № 15 от 12.04.2019 опубликован перечень зрелищных мероприятий, представленный <данные изъяты> и <данные изъяты>, а в выпуске № 17 от 26.04.2019 информация о проведении зрелищного мероприятия «Мир, труд, май» представлена <данные изъяты>.

В соответствии с частью 4.1 статьи 12 Закона № 436-ФЗ производитель, распространитель продукции средства массовой информации вправе заключить с лицом, предоставившим ему для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции, гражданско-правовой договор, по которому на указанное лицо возлагается обязанность обозначить знаком информационной продукции в соответствии с настоящей статьей такие программы теле- и (или) радиопередач, перечни и (или) каталоги информационной продукции.

15.01.2019 между КОГАУ «ИД «Куранты» (исполнителем), и <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> (заказчиком) заключены договоры об оказании информационных услуг (л.д.26-28), в соответствии с которыми Заказчики несут ответственность за достоверность предоставляемой к публикации информации, за отсутствие и точность маркировки возрастных ограничений в зрелищных мероприятиях (п.3.2).

В соответствии с примечанием к статье 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если в соответствии с гражданско-правовым договором, заключенным между производителем или распространителем продукции средства массовой информации и лицом, предоставившим для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции, обязанность по обозначению знаком информационной продукции возлагается на указанное лицо, административную ответственность за административные правонарушения, предусмотренные частью 2.1 настоящей статьи, несет лицо, предоставившее для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции.

При изложенных обстоятельствах в отношении опубликования перечня зрелищных мероприятиях в выпуске СМИ № 15 от 12.04.2019, представленных <данные изъяты> и <данные изъяты>, и в выпуске № 17 от 26.04.2019 информации о проведении зрелищного мероприятия «Мир, труд, май», представленного <данные изъяты>, в которых возрастные ограничения, не соответствуют требованиям части 1 статьи 12 Закона № 436-ФЗ, не доказана вина КОГАУ «ИД «Куранты» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совокупностью исследованных доказательств доказан факт опубликования в СМИ «Слободские куранты» в выпуске № 16 от 19.04.2019 на стр. 8 в разделе «Культурный обмен» информации о проведении праздничных мероприятий, посвященных 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, без знака информационной продукции, и вина в этом КОГАУ «ИД «Куранты».

Данные действия юридического лица, подлежат переквалификации с части 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч.2.1 статьи 13.21 данного Кодекса, учитывая, что указанные составы правонарушений имеют единый родовой объект посягательства, санкция части 2.1 статьи 13.21 Кодекса мягче, то есть не ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При обсуждении довода жалобы о необоснованном применении мировым судьей понятия малозначительности к совершенному административному правонарушению прихожу к следующему.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Изложенная статья является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений, может быть применена в отношении любого предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Принимая во внимание положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, недоказанности наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и каких-либо неблагоприятных последствий в результате противоправного поведения юридического лица, мировой судья посчитал возможным освободить его от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Применение положения о малозначительности в постановлении мотивировано, оснований не согласится с выводами суда первой инстанции, не усматриваю.

Допущенное единичное нарушение само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, поскольку умысла на совершение правонарушения не было, что свидетельствует об отсутствии пренебрежительного отношения к требованиям закона, при том, что сведений о том, что подобное поведение со стороны юридического лица носит систематический, злостный характер не представлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление мирового судьи судебного участка № 40 Слободского судебного района Кировской области от 25 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кировского областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Куранты» изменить.

Исключить из описания события правонарушения в связи с недоказанностью нарушение КОГАУ «ИД «Куранты» ч.6 ст.11, ч.1 ст.12 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» при опубликовании информации о зрелищных мероприятиях в выпуске СМИ «Слободские куранты» № 15 от 12.04.2019 на стр. 15 и в выпуске № 17 от 26.04.2019 на стр.15, 16.

Переквалифицировать действия Кировского областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Куранты» с части 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу <данные изъяты>ФИО1 – без удовлетворения.

Судья - подпись А.В. Старкова