Дело 12-285/2016
Р Е Ш Е Н И Е
22 декабря 2016 года город Заинск
Судья Заинского городского суда Республики Татарстан Трошин С.А., при секретаре Алдошиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Х.Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Х.Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Согласно фабулы обжалуемого постановления, извещение о проведении электронного аукциона № было размещено Уполномоченным органом, заказчиком - Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ. Начальная (максимальная) цена контракта — 4 117 604, 00 руб. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. По результатам изучения аукционной документации Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в информационной карте раздела 23 документации указано: «Прием запросов разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме осуществляется с «09» сентября 2016 года по «22» сентября 2016 года включительно в рабочие дни с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут». Однако Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничение временными рамками прав участников направлять на адрес электронной площадки запросы о даче разъяснений, участники могут подать запрос круглосуточно, будучи ограниченными лишь в датах подачи запросов, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 ст.7.30 КоАП РФ. Соответственно, должностным лицом - начальником отдела муниципального заказа Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 допущено нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно пункта 11 части 1 статьи 64 Закона «О контрактной системе…», согласно которому документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить оспариваемое ей постановление, мотивируя свое несогласие следующим.
Течение срока на подготовку и направление разъяснений в аукционной документации установлено в соответствии с главой 11 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закон о закупках не содержит положений, регулирующих порядок исчисления сроков, предусмотренных пунктом 11 части 1 статьи 64, статьей 65 Закона о закупках, следовательно, применению подлежат общие нормы ГК РФ об исчислении сроков (ст.ст. 190-194).
В соответствии со ст. 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно ст. 194 ГК РФ, если действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Таким образом, нормы Кодексов приоритетны над положениями Закона №44-ФЗ в части расчета сроков. Несмотря на то, что электронные торговые площадки работают круглосуточно и без выходных дней, выполнение тех или иных обязательств заказчика и участников по срокам ставится в зависимость от положений ГК РФ и ТК РФ. Прием запросов разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме по данному аукциону в аукционной документации установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в рабочие дни с 08 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин. Согласно статьи 194 главы 11 Гражданского кодекса РФ, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. ДД.ММ.ГГГГ выпадает на четверг, рабочий день в организации установлен с 8 часов до 17 часов. Установив данный порядок, Заказчик не ограничивает срок подачи запросов разъяснений положений документации об аукционе. В 2014-2015 годах проводились внеплановые проверки со стороны УФАС по РТ по вопросам аукционов в электронной форме Заинского муниципального района РТ, в том числе положения и требования аукционных документаций с аналогичными установленными сроками запроса разъяснений, но по итогам внеплановых проверок данный вопрос не был указан как нарушение. Вредные последствия административного правонарушения отсутствуют, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не имеется.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала, добавив, что работает начальником отдела муниципального заказа Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ, в ее подчинении находятся 4 работника отдела. О размещении информации по электронному аукциону ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 знала, контролировала данный вопрос, полагая, что указание о времени с 08 часов до 17 часов не является нарушением Закона.
Представитель Татарстанского УФАС России, будучи надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие. В том же отзыве просил в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав объяснения ФИО1, ознакомившись с отзывом представитель Татарстанского УФАС России, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно п. 11 ч.1 ст. 64 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013 года документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из материалов дела, извещение о проведении электронного аукциона № было размещено Уполномоченным органом, заказчиком - Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 09.09.2016г. В информационной карте раздела 23 документации указано: «Прием запросов разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме осуществляется с «09» сентября 2016 года по «22» сентября 2016 года включительно в рабочие дни с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут».
Доводы жалобы о необходимости применения к возникшим правоотношениям ст. 194 ГК РФ о том, что если действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие
операции, не могут быть признаны обоснованными, поскольку указание режима рабочего времени в рамках рабочего дня не соответствует специальной норме - п.11 ч.1 ст. 64 Закона №44-ФЗ от 05.04.2013 года, поскольку указанной специальной нормой права предусмотрено лишь указание даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об этом аукционе. Участники аукциона могут подать запрос круглосуточно и не могут быть ограничены временными рамками (режимом рабочего времени организации). Кроме этого, судом отмечается тот факт, что установив время направления запросов с 08 до 17 часов, Заказчик ограничил этим периодом времени не последний день, которым был ограничен период подачи запроса, а каждый из этих дней, входящих в период с ДД.ММ.ГГГГ
Доводы ФИО1 о том, что ранее проведенные внеплановые проверки не фиксировали выявленные аналогичные факты как нарушение, не может повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, поскольку результаты проведенных проверок не имеют правового значения для оценки действий ФИО1 по эпизоду совершенного и инкриминируемого ей данного административного правонарушения и не исключают наличия в ее действия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признаков малозначительности административного правонарушения судья не усматривает, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, наступление последствий не является его обязательным признаком. Кроме этого, данное административное правонарушение посягает на неограниченный круг возможных участников электронного аукциона, которые незаконно были ограничены временными рамками на подачу запросов о разъяснении положений документации об аукционе.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Согласно п.п. 2.2, 3.3, 5.1, 5.4 должностной инструкции начальника отдела муниципального заказа Исполнительного комитета Заинского муниципального района, начальник отдела должен владеть и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в области организации осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, обязан организовать работу по формированию и осуществлению закупок, товаров, работ, услуг и несет всю полноту ответственности за выполнение возложенных на него должностной инструкцией обязанностей и нарушение действующего законодательства.
По твердому убеждению суда, ФИО1 подлежит административной ответственности, поскольку ей совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Назначенное ФИО1 административное наказание соответствует санкции ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному, назначено должностным лицом с учетом личности ФИО1, характера и общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Х.Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Заинский городской суд Республики Татарстан.
Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате в единственном экземпляре.
Судья С.А. Трошин