ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-285/2017 от 05.07.2017 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Дзержинского районного суда г.Волгограда Абакумова Е.А.,

рассмотрев жалобу директора ООО «Строительная компания «ВолгоЕвроСтрой» Савченко Сергея Михайловича на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ВолгоЕвроСтрой», зарегистрированного по адресу: <адрес>, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела правового надзора и контроля – главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Строительная компания «ВолгоЕвроСтрой» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 23 000 рублей.

В жалобе директор ООО «СК «ВолгоЕвроСтрой» (далее по тексту ООО «СК «ВолгоЕвроСтрой», Общество) Савченко С.М., ссылаясь на отсутствие в действиях его состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.27.1 КоАП РФ, просит отменить постановление должностного лица как незаконное и необоснованное, с прекращением производства по административному делу. В обоснование жалобы указал, что во основанием для привлечения Общества и соответственно директора к административной ответственности послужил довод Административного органа о том, что Обществом допущено нарушение законодательства в сфере безопасности труда в части необеспечения работника Общества - кладовщика ФИО2 средством индивидуальной защиты (строительной каской) по состоянию на момент выявления правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ что указывает на наличие в действиях Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно действующего нормативно-правового регулирования в сфере безопасности труда работодатель обязуется обеспечить работников, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда средствами индивидуальной защиты (далее по тексту - СИЗ) (абз.7 ч.2 ст.212, ч.1, 3 ст. 221 ТК РФ, п.4 Межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувыо и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. (далее по тексту - Правила обеспечения СИЗ). По общему правилу работодателю следует руководствоваться типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ, соответствующими его виду деятельности. Если профессии (должности) работников в таких нормах отсутствуют, то СИЗ выдаются согласно типовым нормам для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики. В случае, когда и в данных нормах нет требуемых профессий (должностей), необходимо руководствоваться типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ. Данные выводы следуют из п.14 Правил обеспечения СИЗ, абз. 5, 6 письма Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. . В сфере строительства нормы бесплатной выдачи СИЗ утверждены в Приказе Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. и Приказе Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, указанные нормативно-правовые акты не предусматривают обязанность работодателей обеспечивать средствами индивидуальной защиты кладовщиков (т.е. не содержат специальных требований по обеспечению СИЗ кладовщиков, исполняющих трудовую функцию в сфере строительства). В пункте 49 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи СИЗ содержатся требования по обеспечению СИЗ кладовщиков. Однако, указанная норма, также, не содержит требование обеспечивать кладовщиков защитными касками. Соответственно, действующее нормативно-правовое регулирование не обязывает работодателя обеспечивать кладовщиков защитными касками. Оспариваемое постановление, также, не содержит ссылки на соответствующую норму. В обоснование соответствующего довода административный орган ссылается на пункт 36 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N ЗЗбн "Об утверждении Правил по охране труда в строительстве" согласно которого «все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению строительных работ не допускаются». Однако, указанная норма урегулирует общее требование безопасности на строительной площадке и не содержит требования обеспечивать кладовщиков (даже занятых в сфере строительства) защитными касками. Данная норма содержит общее требование носить защитные каски па строительной площадке и невозможность выполнения строительных работ без защитной каски. Иными словами, любой человек (не зависимо от должности, статуса) при нахождении на строительной площадке должен надеть защитную каску. Необеспечение выдачи СИЗ работнику и допуск на строительную площадку в отсутствие защитной каски - различны по своей правовой природе. Между тем, норма пункта 4 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (а не за допуск на строительную площадку в отсутствие защитной каски). Допуск лица на строительную площадку без защитной каски образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Однако, в соответствии с постановлением Общество уже привлечено к административной ответственности за совершение указанного правонарушения (выявлено также, как и в настоящем случае ДД.ММ.ГГГГ.). Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Обращает внимание, что ни по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время кладовщик ФИО2 не работает на объекте на строительной площадке по адресу: <адрес>. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. кладовщик ФИО2 переведена на работу в офис по адресу: <адрес>. Представленная ранее личная карточка в отношении данного работника характеризует нахождение ФИО2 в указанный день на работе, а не па строительной площадке. Действующие локальные акты, трудовой договор с ФИО2 не предполагают ее постоянное непосредственное нахождение на строительной площадке. Данный работник выполняет свою трудовую функцию, осуществляет складской учет по месту работы в офисном помещении по <адрес>. При этом, по мере необходимости (например - проведение инвентаризации) осуществляет выезд на территорию строительной площадки. Таким образом, Обществом выполняются требования закона в части обеспечения работников средствами индивидуальной защиты надлежащим образом в установленном законом порядке и в действиях (бездействии) Общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник Савченко С.М., - Стручалин А.С. действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал и просил удовлетворить, по изложенным в ней основаниям.

Представитель Государственной инспекции труда в <адрес> – государственный инспектор труда (по правовым вопросам) ФИО3 просил в удовлетворении жалобы отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав мнение представителя государственной инспекции труда, обсудив доводы жалобы, изучив представленные материалы, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, в отношении которых ведется административное производство, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, на основании ст.30.6 ч.2 п.8 КоАП РФ, судьей проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 37 Конституции России, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно Примечанию к ст. 5.27.1 КоАП РФ под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность.

В силу п. 4.1. СНиП организация и выполнение работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации об охране труда (далее - законодательства), а также иных нормативных правовых актов, установленных Перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»:

- строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству;

- межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти;

- государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, утвержденные Госстандартом России или Госстроем России;

- правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;

- государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, утвержденные Минздравом России.

Пунктом 4.4. СНиП участники строительства объектов (заказчики, проектировщики, подрядчики, поставщики, а также производители строительных материалов и конструкций, изготовители строительной техники и производственного оборудования) несут установленную законодательством ответственность за нарушения требований нормативных документов, указанных в п. п. 4.1 и 4.2.

Генеральный подрядчик или арендодатель обязаны при выполнении работ на производственных территориях с участием субподрядчиков или арендаторов (п. 4.7 СНиП ):

разработать совместно с ними график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда, обязательный для всех организаций и лиц на данной территории;

осуществлять их допуск на производственную территорию с учетом выполнения требований п. 4.6;

обеспечивать выполнение общих для всех организаций мероприятий охраны труда и координацию действий субподрядчиков и арендаторов в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту - допуску и графику выполнения совмещенных работ.

Правила по охране труда в строительстве, утв. Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 336н, (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при проведении общестроительных и специальных строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений (далее - строительное производство). Требования Правил обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы при организации и осуществлении ими строительного производства (п. 1).

Работодатель (лицо, осуществляющее строительство должен обеспечить безопасность строительного производства и безопасную эксплуатацию технологического оборудования, используемого в строительном производстве, соответствие строительного производства требованиям законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, а также контроль за соблюдением требований Правил (п. 2).

В силу п. 35 Правил Работодатель обязан бесплатно предоставлять работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Абзацем 3 п. 36 Правил, все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению строительных работ не допускаются.

В соответствии с п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 290н предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Выдача работникам и сдачи или СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ (п. 13 Межотраслевых правил).

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

В силу ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1).

Согласно ч. 2 названной статьи указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Из представленного ГИТ по <адрес> административного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию груда в <адрес> поступили сведения, содержащие информацию о том, что юридическим лицом ООО «СК ВолгоЕвроСтрой» являющимся генеральным подрядчиком, - допускаются случаи не соблюдения обязательных требований охраны труда ДД.ММ.ГГГГ на строительной площадке по адресу <адрес> («Строительство многоквартирного жилого дом по адресу: <адрес>») при работе на высоте, в том числе выполнение строительных работ без средств индивидуальной защиты, что является нарушением требовании ст. 22, ст.212 Трудового кодекса РФ.

Указанные выше обстоятельства изложены в уведомлении государственного инспектора труда (по правовым вопросам) отдела правового надзора и контроля ФИО4

В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

ДД.ММ.ГГГГ главным государственный инспектор труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в <адрес> ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в ходе проверки документов, представленных ООО «Строительная компания «ВолгоЕвроСтрой» ГИТ по <адрес> установлено, что кладовщику ФИО2, принятой на работу ДД.ММ.ГГГГ каска защитная не выдавалась, что подтверждается личной карточкой выдачи СИЗ. Таким образом, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не было обеспечена средством индивидуальной защиты как защитная каска.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора общества постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и вина должностного лица – Директора ООО «ВолгоЕвроСтрой» подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; должностной инструкцией кладовщика, личной карточкой учета выдачи СИЗ ФИО2, штатным расписанием ООО «СК «ВолгоЕвроСтрой», списком работников, занятых на строительной площадке, табелем учета рабочего времени за сентябрь-ноябрь 2016 года, трудовым договором ФИО2

У судьи нет оснований подвергать сомнению собранные по делу письменные доказательства, поскольку они согласуются между собой.

Таким образом, судья считает, что при рассмотрении настоящего дела должностное лицо установило все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении и пришло к обоснованному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ при бездействии должностного лица – директора ООО «СК «ВолгоЕвроСтрой» по обеспечению СИЗ кладовщика ФИО2

Принцип презумпции невиновности должностным лицом Государственной инспекции труда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу Савченко С.М. не усматривается, наказание определено в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица не имеется.

Ссылка защитника Савченко С.М. – Стручалина А.С. на дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2, согласно которому местом работы последней с ДД.ММ.ГГГГ указано Офис, <адрес> в обоснование доводов, об отсутствии обязанности по обеспечению индивидуальным СИЗ – защитная каска судом отклоняется, поскольку названное дополнительное соглашение не было представлено в административный орган при проведении проверки. Более того, указанный довод опровергается табелями учета рабочего времени ООО «СК «ВолгоЕвроСтрой» участок <адрес> за сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года, согласно которым ФИО2 была занята на строительной площадке по адресу: <адрес>.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

Р е ш и л:

Постановление начальника отдела правового надзора и контроля – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Строительная компания «ВолгоЕвроСтрой» Савченко Сергея Михайловича оставить без изменения, жалобу директора ООО «Строительная компания «ВолгоЕвроСтрой» Савченко Сергея Михайлович – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения.

Судья: подпись Е.А. Абакумова

Копия верна:

Судья Е.А. Абакумова