ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-285/2021 от 21.12.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

УИД № 89RS0005-01-2021-003569-77

первая инст. № 12-285/2021

апел. дело № 7-452/2021

копия

Р Е Ш Е Н И Е

г. Салехард 21 декабря 2021 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкина С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 11 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица -

установил:

постановлением и.о. начальника Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора департамента - государственным инспектором ЯНАО в области охраны окружающей среды ФИО2 от 13 августа 2021 № 455 должностное лицо - председатель ГСПК «Ханто-1» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.

Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 11 ноября 2021 года постановление должностного лица административного органа о назначении административного наказания от 13 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - председателя ГСПК «Ханто-1» ФИО1 оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, адресованной в суд ЯНАО, ФИО1, ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В возражениях на жалобу государственный инспектор Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды ФИО2 считает вынесенные по делу решения законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

ФИО1, должностное лицо государственного органа надлежащим образом извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, доводы жалобы прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Согласно акту обследования земельного участка специалистами Администрации города Ноябрьск 27 апреля 2021 года проведено обследование территории гаражного комплекса «Пелей - 3,5,8» (далее - ГК «Пелей - 3, 5, 8»), в ходе которого установлено, что на земельном участке с географическими координатами 63.21056, 75.487052; 63.210180, 75.488511; 63.199854, 75.475508; 63.200125, 75.47443 находятся отходы производства и потребления, а именно: шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО 9 21 110 01 50 4) ориентировочно 20 м3; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4) ориентировочно 25 м3; прочие отходы ориентировочно 2 м3. Отходы размещены на неблагоустроенных площадках, отсутствует твердое покрытие, места для накопления не оборудованы.

Кроме того специалистом департамента совместно со специалистом отдела экологии УЖКХ Администрации города Ноябрьска и специалистом земельного контроля УЗО ДИО Администрации города Ноябрьска с участием общественного инспектора по охране окружающей среды департамента 12.07.2021 проведены мероприятия по обследованию ГК «Пелей - 3,5,8». В ходе проведенного обследования установлено: На земельном участке ГК «Пелей - 3,5,8» в районе гаражей 41, 42, возле установленных бункеров на земельном участке находится отходы производства и потребления, а именно: шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО 9 21 110 01 50 4) - ориентировочно 3 м3; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4) - ориентировочно 2 м3; прочие отходы - ориентировочно 1 м3. При обследовании, непосредственно в самом бункере обнаружены лампы ртутные, ртутнокварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 71 101 01 52 1) (в том числе разбитые) в количестве 10 шт. В районе гаража № 49 на необорудованной площадке размещены шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО 9 21 110 01 50 4) - ориентировочно 3 м3.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 19 июля 2021 года должностным лицом административного органа в отношении должностного лица - председателя ГСПК «Ханто-1» ФИО1 протокола 455-2021/07-С об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 13 августа 2021 года № 455, которым председателя ГСПК «Ханто-1» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соглашаясь с выводами должностного лица административного органа и оставляя постановление по делу без изменения, судья городского суда исходил из того, что вина должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Между тем с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя в силу следующего.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а так же размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

Положениями Федерального закона N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Согласно статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Так, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что отходы производства и потребления размещены ГСПК «Ханто-1». Доступ на территорию ГК «Ханто-1» является свободным для неопределенного круга лиц, что не исключает складирование отходов производства и потребления иными лицами. Юридическое лицо отрицало свою причастность к совершению административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства установлены решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 07 октября 021 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ГСПК «Ханто-1» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, выводы должностного лица административного органа и судьи городского суда о том, что председатель ГСПК «Ханто-1» ФИО1 является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, в связи с чем имелись правовые основания для привлечения его к административной ответственности, являются ошибочными.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, учитывая, что материалы дела не содержат в себе достаточной совокупности допустимых доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии в действиях председателя ГСПК «Ханто-1» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа

решил:

жалобу ФИО1 на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 11 октября 2021 года удовлетворить.

Постановление и.о. начальника Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора департамента - государственным инспектором ЯНАО в области охраны окружающей среды ФИО2 от 13 августа 2021 № 455, решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 11 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя ГСПК «Ханто-1» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

судья /подпись/ Семейкина С.А.