Дело №
Мировой судья – Болат Т.С.
Р Е Ш Е Н И Е
29 августа 2018 года г.Пенза
Судья Железнодорожного районного суда г.Пензы Засорина Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда по адресу: <...> жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Пензы от 10 июля 2018 года о привлечении к административной ответственности по ст.15.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г.Пензы от 10 июля 2018 года должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде предупреждения.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит постановление мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Пензы от 10 июля 2018 года отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку ИФНС по Железнодорожному району г. Пензы умышленно скрыла от него необходимые документы, которые оказались подложными, о чем мировому судье судебного участка №1 Железнодорожного района г.Пензы Болат Т.С. так же, как и ему не было известно. Сотрудником ИФНС по Железнодорожному району г. Пензы предоставлены в суд документы для привлечения к административной ответственности в одном экземпляре, т.е. без копии для него, в связи с чем об их наименовании и их содержании стало известно лишь после вынесения судебного постановления, поэтому он был лишен возможности выразить свои возражения. В судебном заседании им в качестве доказательства невиновности было предоставлено письмо от дата в ИФНС по <адрес> о не правомерности его административного преследования, ответ на которое он до начала судебного заседания еще не получил. В данном заявлении он подробно изложил свою позицию, однако ИФНС по <адрес> предоставило в суд протокол об административном правонарушении № от дата, который был выписан без его участия, поскольку ИФНС по <адрес> его не вызывала для дачи объяснений. Была также представлена копия квитанции о приеме налоговой декларации, которую он не отправлял и не подписывал в электронном виде, а так же доверенность, якобы выданную им, на предоставление интересов и отчетности ООО «Кварц» некой ООО «Риас», о чем он узнал лишь после вынесения судебного постановления, когда сотрудник ИФНС по <адрес>О.Л.В. передала ответ на его вышеуказанное обращение от дата, а так же копию доверенности, якобы выданной им ООО «Риас» от дата, где он обнаружил, что доверенность является подделкой, поскольку она подписана не им, печать имеет другую форму, ИНН на печати указан не правильно, должность выдавшего доверенность, не указана - это мошенничество, которое ввело в заблуждение суд и стало первопричиной появления мнимой отчетности, что и послужило поводом для незаконного создания ему финансовых проблем и административного преследования. После судебного заседания, и выяснения подлога, т.е. дата им было направлено заявление в ИФНС по <адрес>, с просьбой привлечь виновных к ответственности и прекратить его необоснованное административное преследование, поскольку ООО «Кварц » никакой хозяйственной деятельности не ведет с дата, т.е. давно является не действующим, никаких доверенностей на осуществление хозяйственной деятельности ни ООО «Риас» ни ООО «Гейзер» он не выдавал. В судебном заседании он заявил, что ООО «Кварц » оперативно -хозяйственную деятельность не осуществлял, в связи с тем, что находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу с последующей ликвидацией, о чем имеется соответствующая запись, и фактического местонахождения по адресу <адрес> не имеет около трех лет, но суд не принял заявление во внимание.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что дело об административном правонарушении было возбуждено по подложным документам, не имеющим отношения к деятельности ООО «Кварц», которое с дата не ведет свою деятельность. На основании его последнего заявления были внесены сведения в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. По его обращению в ИФНС был дан ответ, что представленная им информация была направлена в УМВД России по <адрес>дата для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 173.1, ст. 173.2 УК РФ. Считает, что ИФНС обязано было проверить подлинность доверенности, его электронной подписи, действующей в течение года. Кому он предал документы ООО «Кварц», не помнит, сейчас много таких организаций. По поводу оспаривания выданной доверенности и подлинности подписи он, кроме ИФНС, никуда не обращался. Он не признает себя виновным в совершении административного правонарушения в налоговой сфере, считает, что административное преследование было организовано ИФНС России по <адрес> исключительно из-за ненадлежащего исполнения ее работниками своих должностных обязанностей, которые не проверили подлинность предоставленных подложных документов и приняли их к исполнению, а именно доверенность на представление интересов ООО «Кварц» «от его» имени, что позволило злоумышленникам от его имени представлять в налоговую инспекцию разного рода отчеты, в том числе, в неустановленный срок.
Представитель ИФНС по <адрес>, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился.
Согласно письменных возражений, представленных в суд, заместителя начальника ИФНС России по <адрес>, с доводами жалобы не согласны, полагая обжалуемое постановление законным и обоснованным, просят его оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Указано, что доверенность от имени ФИО1 поступила в ИФНС по телекоммуникационным каналам связи, заверенная электронной подписью. Обязанности проверять подлинность доверенностей у них не имеется. Согласно сведениям ЕГРЮЛ руководителем ООО «Кварц» с дата является ФИО1, никакой иной информации относительно руководителя или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица
(в частности бухгалтера), ЕГРЮЛ не содержит. Относительно доводов того, что ФИО1 был лишен возможности выразить свою позицию, поскольку не вызывался для дачи пояснений, указано, что данный довод является ошибочным, так как материал и уведомление о вызове направлялись в его адрес почтовым отправлением. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ дата в реестр были внесены сведения о том, что ООО «Кварц» находится в процессе реорганизации в форме присоединения к ООО «ЛЕСК», к которому кроме ООО «Кварц» должны присоединится ООО «ОКНА ТИСН ЮГ», ООО «Р-СТРОЙ», ООО «ПОСТАВКАТОРГ», ООО «МЕГАПОЛИС». Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц определен главой 5 Федерального Закона от дата № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с п. 5 ст. 16 данного ФЗ реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации.(абз. 2 п. 1 ст. 15 ФЗ). При этом, уведомление о начале процедуры реорганизации было представлено И.А.В. в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес>. После публикации сообщений в «Вестнике государственной регистрации» о реорганизации юридического лица, документы для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО «Кварц» представлены не были. Согласно сведениям, полученным из базы данных налогового органа, ООО «Кварц» представляет документы отчетности, не может быть исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. В случае представления отчетности в электронном виде доверенность может быть представлена также в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (абз. 4 п. 5 ст. 80 Налогового кодекса РФ). В связи с тем, что копии в виде сканированных образцов бумажного вида доверенности были представлены представителями ООО «Кварц» в Инспекцию по ТКС и заверены ЭЦП, у Инспекции на тот момент отсутствовали основании для отказа в принятии декларации по ТКС, как и обязанности по установлению подлинности подписи ФИО1 дата ФИО1 в регистрирующий орган было представлено заявление о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии с п.5 ст.174 НК РФ Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно ст.163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.
Как достоверно установлено мировым судьей, виновность в совершённом правонарушении ФИО1 подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от дата, согласно которому дата, в ходе проведения мероприятий налогового контроля руководителем ООО «Кварц» ФИО1 нарушены установленные законодательством о налогах и сборах сроки предоставления в инспекцию ФНС России по <адрес> налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года (л.д.3-4); копией квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде с отметкой о представлении дата, из которой следует, что сведения представлены ООО «Риас» (л.д.9); сведениями о должностных лицах организации, из которых следует, что руководителем ООО «Кварц» с дата является ФИО1 (л.д.10); копией налоговой декларации по НДС, из которой следует, что она представлена дата ООО «Риас» на основании доверенности (л.д.11); копией выписки из ЕГРЮЛ, из графы которой «сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица» следует, что генеральным директором ООО «Кварц» с дата является ФИО1 (л.д.14-17); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от дата за №, что дата внесены сведения о том, что ООО «Кварц» находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу.
Согласно ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации п.1 ст.60.1 ГК РФ).
В силу п.1 ст.13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Пунктом 2 ст.13.1 Закона реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст.16 Закона реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации (абз.2 п.1 ст.15 Закона). При этом необходимо представить в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный ст.14 Закона.
Как следует из материалов дела и представленных письменных возражений от ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы, документы для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ООО «Кварц» после публикаций о реорганизации юридического лица с участием в реорганизации двух и более юридических лиц, представлены не были.
Исходя из системного толкования ст.ст.51, 52, 53 ГК РФ и п.22 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I ч.1 ГК РФ» следует, что лицо, полагавшееся на данные ЕГРЮЛ, открытого для всеобщего ознакомления, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Согласно п.п.Л п.1 ст.5 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Статьей 8 Закона установлено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Пункт 2 ст.11 Закона указывает, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Следовательно, на момент составления протокола об административном правонарушении ЕГРЮЛ содержал сведения о том, что руководителем ООО «Кварц» являлся ФИО1 и именно он несет ответственность за вышеуказанное правонарушение. В соответствии с п.1 ст.21.1 Закона юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Процесс реорганизации ООО «Кварц» не закончен, данные об ином должностном лице, как о руководителе, в ЕГРЮЛ на момент совершения правонарушения, составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, не внесены, поскольку юридическое лицо находится в стадии реорганизации путем присоединения к другому юридическому лицу, о чем достоверно было известно ФИО1, как и то, что именно он является генеральным директором общества, находящегося в процессе реорганизации. Таким образом статус юридического лица, как прекратившего свою деятельность, не может быть определен по основанию, указанному в ст. 21.1 вышеуказанного Закона.
Заявление ФИО1 о необходимости вызова специалиста для определения срока действия электронной подписи суд находит несостоятельными, поскольку все сведения должны содержаться в сертификате, подтверждающем подлинность электронной подписи самого заявителя.
О том, что дата в отношении ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении, сообщено последнему путем направления на его имя заказной корреспонденции, у мирового судьи ФИО1 участвовал и полностью реализовал предоставленные ему процессуальные права.
Доводы ФИО1 о достижении им пенсионного возраста были оценены мировым судьей и обоснованно не приняты во внимание, как не имеющие юридического значения для правильного разрешения дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, вина ФИО1 как должностного лица подтверждена совокупностью согласующихся между собой доказательств, исследованных мировым судьей, с достаточной полнотой приведенных в постановлении.
Наказание назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом правонарушения и обстоятельств дела, является минимальным, предусмотренным санкцией ст. 15.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Пензы от 10 июля 2018 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности ст.15.5 КоАП РФ,– оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.
Судья Т.В. Засорина