ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-286/20 от 10.09.2020 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

УИД 11RS0016-01-2020-001007-93

Дело №12-286/2020

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Щенникова Е. В.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт,

10 сентября 2020 года жалобу администрации сельского поселения «Выльгорт» на постановление и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми Савиной М. Г. №41/42/43-20/ЗН от 16 июля 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми Савиной М. Г. №41/42/43-20/ЗН от 16.07.2020 администрация сельского поселения «Выльгорт» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, администрация сельского поселения «Выльгорт» обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, поскольку каких-либо негативных последствий не наступило. Кроме того, ссылаясь на то, что в 2019 году при проектировании бюджета на 2020 год направлялось письмо, в котором заявлялось ходатайство о направлении части бюджетных средств на обслуживание земель сельскохозяйственного назначения, однако в удовлетворении данного ходатайства было отказано, поскольку при проектировании и принятии бюджета на 2020 год Советом сельского поселения «Выльгорт» приоритетными выбраны социально-значимые направления, администрация полагает, что данный факт является основанием для прекращения производства по делу в силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ. Также просило учесть, что административное правонарушение совершено при обстоятельствах, ограничивающих возможность полного соблюдения требований законодательства в области мелиорации земель и ускорения процедуры заключения договоров с хозяйствующими субъектами на очистку канала по причине введенных ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Представитель администрации сельского поселения «Выльгорт» Рочев В. А. поддержал жалобу в полном объеме.

Должностное лицо Управления Россельхознадзора по РК Савина М. Г. возражала удовлетворению жалобы, пояснив, что производство по делу об административном правонарушении не подлежит прекращению по ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку администрация не является субъектом малого и среднего предпринимательства. Также указала на то, что правонарушение нельзя признавать малозначительным, поскольку земли сельхозназначения являются сельхозугодиями и подлежат особой охране.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 4-ФЗ от 10.01.1996 «О мелиорации земель» (далее – Закон № 4-ФЗ) мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорируемых землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов на мелиорируемых землях.

Согласно ст. 2 Закона № 4-ФЗ мелиоративная система общего пользования – мелиоративные системы, находящиеся в общей собственности двух или нескольких лиц либо переданные в установленном порядке в пользование нескольким гражданам (физическим лицам) и (или) юридическим лицам, а также защитные лесные насаждения, необходимые для нужд указанных лиц.

В составе гидромелиорации земель мелиоративные системы подразделяются на оросительные и осушительные. Оросительные системы обеспечивают коренное улучшение засушливых земель, а осушительные системы - заболоченных и излишне увлажненных, состояние которых зависит от воздействия воды.

В соответствии с Правилами эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденными Минсельхозпродом РФ 26.05.1998 (далее – Правила), эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период и другое.

Граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений организуют в отношении мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, отдельно расположенных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляется их собственниками, владельцами и пользователями.

Правила в силу ст. 29 Закона № 4-ФЗ обязательны для всех граждан (физических лиц) и юридических лиц.

В соответствии с Правилами, а также со ст. 29 Закона № 4-ФЗ юридические лица, эксплуатирующие мелиоративные системы обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Согласно п. 2.2.4. II раздела Правил основными эксплуатационными мероприятиями, обеспечивающими нормальное состояние осушительной системы, являются скашивание травянистой растительности, вырубка кустарников на откосах и бермах каналов защитных валов и дамб.

Как следует из содержания ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статья 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязывает собственников и владельцев земельных участков соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы в соответствии с ч. 1 ст. 10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Основанием для привлечения администрации сельского поселения «Выльгорт» к административной ответственности по ч.1 ст.10.10 Кодекса РФ об административном правонарушении послужило то обстоятельство, что <дата> в 09 час. 10 мин. на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью <данные изъяты>1 га, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственные угодья, географические координаты <данные изъяты>., осушенном мелиоративной системой «Вадор», принадлежащем на праве собственности – муниципальному образованию сельского поселения «Выльгорт», юридическое лицо администрация СП «Выльгорт» допустила нарушение требований земельного законодательства, правил эксплуатации мелиоративной системы.

Нарушение выразилось в зарастании проходящего по земельному участку мелиоративного канала древесно-кустарниковой растительностью, преимущественно ивняком, березой (высота деревьев выше 5 м), и непринятии собственником (администрацией) мер по очистке канала, предназначенного для отвода дренируемой воды, от кустарниковой растительности, что приводит к необратимым процессам, деградации почвы, подтоплению, заболачиванию, снижению плодородия.

Вина администрации сельского поселения «Выльгорт» в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.10.10 Кодекса РФ об административном правонарушении подтверждается протоколом об административном правонарушении №41-20/ЗН от 03.07.2020, распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 27.05.2020 №197, актом проверки от 16.06.2020 №197, фототаблицей, выпиской из ЕГРН.

Кроме того, наличие события административного правонарушения, имевшего место 16.06.2020, администрацией сельского поселения «Выльгорт» не оспаривалось при привлечении ее должностным лицом к административной ответственности, что свидетельствую письменные пояснения, данные должностному лицу, а также самой жалобой.

Согласно ч. 2.4 ст. 53 Устава МО СП «Выльгорт», принятого решением Совета СП «Выльгорт» от 27.04..2017 № 08/04-03-66, к полномочиям администрации сельского поселения «Выльгорт» относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности СП «Выльгорт», осуществление контроля за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью.

Порядок принятия решения о привлечении к административной ответственности административным органом не нарушен, вина администрации сельского поселения «Выльгорт» в совершении административного правонарушения установлена материалами дела.

Доводы жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отклонению, как ошибочные, и не являются основанием к отмене обжалуемого решения, исходя из следующего.

Указанной нормой установлено, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Анализ названной нормы свидетельствует о том, что в случае наличия перечисленных в норме обстоятельств производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению лишь в отношении должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений, к числу которых администрация сельского поселения не относится.

Кроме того, довод жалобы о том, что вменяемое административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, поскольку по делу не выявлено фактов причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, не установлен реальный имущественный ущерб, не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления должностного лица в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как отмечено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, объектом совершенного правонарушения являются общественные отношения в области эффективного и экологически безопасного использования мелиоративных систем.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , находится в собственности администрации сельского поселения «Выльгорт» с 2018 года. Зарастание мелиоративных каналов древесной растительностью оказывает влияние на работу канала, препятствуя нормальной циркуляции воды, что приводит к необратимым процессам, деградации почвы, подтоплению, заболачиванию, снижению плодородия.

Более того, указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья, а в силу ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Довод привлекаемого лица о том, что от действий администрации каких-либо негативных последствий не наступило, не был нанесен материальный вред, суд считает несостоятельным, поскольку состав данного административного правонарушения является формальным, то есть оконченным с момента совершения противоправного деяния, ответственность за которое наступает независимо от наличия последствий.

При изложенных выше обстоятельствах, действия администрации сельского поселения «Выльгорт» признаков малозначительности не содержат, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

Таким образом, оснований к отмене оспариваемого постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Административное наказание назначено администрации сельского поселения «Выльгорт» в пределах, установленных санкцией ч.1 ст. 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса, является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, не допущено.

При указанных обстоятельствах, постановление должностного лица является законными и обоснованными, оснований для их изменения или отмены, удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми Савиной М. Г./ЗН от 16 июля 2020 года о привлечении администрации сельского поселения «Выльгорт» к административной ответственности по ч.1 ст.10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу администрации сельского поселения «Выльгорт» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Сыктывдинский районный суд Республики Коми.

Судья Е. В. Щенникова