Дело № 12-286/2018
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак. Курчатова, д. 6
РЕШЕНИЕ
«28» апреля 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу генерального директора АО «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» ФИО3 на постановление командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю № 18810041160000159537 от 30 января 2018 года о привлечении Акционерного общества «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю (далее - командир ОБ ДПС) № 18810041160000159537 от 30 января 2018 года Акционерное общество «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» (далее - АО «Озерновский РКЗ № 55», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не соглашаясь с постановлением, генеральный директор АО «Озерновский РКЗ № 55» ФИО3 обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, просил постановление отменить, ссылаясь, в частности, на следующие доводы. Согласно имеющимся в материалах дела доказательствах, инспектором установлено, что автомобиль «Изудзу Эльф», государственный регистрационный знак А 519 ХХ41, принадлежащий на праве собственности АО «Озерновский РКЗ № 55», находился в пользовании ФИО4, согласно договору № 01/12 от 01 декабря 2017 года, то есть, на момент остановки Новаченко Е.И. являлся водителем транспортного средства как физическое лицо, а не как работник юридического лица и должен был в полной мере нести ответственность за совершенные им правонарушения в области дорожного движения, как физическое лицо. Передавая автомобиль ФИО4 в пользование по акту приема-передачи от 01 декабря 2017 года, Общество полностью сняло с себя ответственность за действия (бездействие) водителя, в том числе, по прохождению медицинского контроля. АО «Озерновский РКЗ № 55» зарегистрировано и действует в п. Озерновский Камчатского края, не имеет своих филиалов или представительств в г. П-Камчатском и фактически не может обеспечить контроль за переданные в пользование автомобили. В штате Общества имеется множество автомобилей и штатных водителей, которые действуют за пределами г. П-Камчатского и проходят в п. Озерновском технические и медицинские осмотры. В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ медицинские осмотры должны проходить только те работники, которые работают в штатной должности водителя, материалы дела свидетельствуют, что ФИО4 в должности водителя не работал, как агент по снабжению управлял автомобилем на основании договора пользования, что не создало для него новых трудовых обязанностей и дополнительных функций. Агент по снабжению вправе, но не обязан ездить на автомобиле, предоставление автомобиля в пользование рассматривается как вид социальной гарантии для отдельных категорий работников юридического лица. В основу доказательств по делу административный орган ссылается на отсутствие у ФИО4 путевого листа, при этом, в постановлении нет ни одной ссылки на обязанность его присутствия в автомобиле, в то же время, состав вменяемого правонарушения по ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит ответственности за отсутствие путевого листа. Постановление вынесено без участия законного представителя Общества, который не был надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения дела, присутствовавший при составлении протокола представитель ФИО5 не имел надлежащих полномочий действовать от имени законного представителя юридического лиц, круг его полномочий ограничен, что подтверждается его доверенностью. В нарушение положений ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Обществу вменен состав административного правонарушения, за совершение которого не предусмотрена ответственность юридического лица. Принимая постановление, должностное лицо ГИБДД ограничилось лишь выводами о нарушении ФИО4 ПДД, хотя данное обстоятельство, в соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, самостоятельным предметом доказывания по делу об административном правонарушении не является. Полагал,
что обжалуемое постановление не соответствует требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях и подлежит отмене как незаконное.
АО «Озерновский РКЗ № 55» о месте и времени рассмотрения жалобы извещено, законный представитель ФИО3 участия в судебном заседании не принимал, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие с участием защитника ФИО6, с заявленными в жалобе требованиями согласен.
В судебном заседании защитник ФИО5, действующий на основании доверенности № 41-04/17 от 26 апреля 2017 года, участия не принимал, извещен.
Защитник ФИО6, действующая на основании доверенности № 843-07/15 от 10 июля 2015 года, доводы жалобы поддержала, указала на процессуальное нарушение, влекущее отмену обжалуемого постановления. О составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Общество было уведомлено надлежащим образом, по месту нахождения получено соответствующее извещение, при составлении протокола принимал участие защитник ФИО5, в то время, как о месте и времени рассмотрения дела Общество не извещалось.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника ФИО6, прихожу к следующему.
Пунктом 4 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») установлено, что участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Частью 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Как установлено исследованием материалов дела, госинспектором группы технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы отдела надзора УГИБДД УМВД России по Камчатскому краю 15 декабря 2017 года вынесено определение 41 СЕ 001086 о возбуждении в отношении АО «Озерновский РКЗ № 55» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и проведении административного расследования (л.д. 12-13).
Согласно определению, 14 декабря 2017 года в 19 час. 40 мин. в г. Петропавловске - Камчатском на пр. Циолковского во время проверки автомобиля «Изудзу Эльф», государственный регистрационный знак А 519 ХХ41, под управлением ФИО4 (автомобиль принадлежит АО «Озерновский РКЗ № 55»), выявлено отсутствие у водителя, являющегося работником указанного юридического лица, путевого листа, а также установлено не прохождение водителем предрейсового медицинского и технического осмотров.
25 января 2018 года государственным инспектором группы технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы отдела надзора УГИБДД УМВД России по Камчатскому краю в отношении АО «Озерновский РКЗ № 55» составлен протокол 41 АА 271144 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому АО «Озерновский РКЗ № 55» в нарушение требова-
ний ч. 1 ст. 20, ч.ч. 1, 3 ст. 23 Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», не обеспечило проведение обязательного предрейсового медицинского осмотра ФИО4, который, являясь сотрудником учреждения, 14 декабря 2017 года в 19 час. 40 мин., двигаясь в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Циолковского, управляя транспортным средством «Изудзу Эльф», государственный регистрационный знак А 519 ХХ41, осуществлял перевозку пассажира и грузов без прохождения предрейсового медицинского осмотра. Протокол об административном правонарушении составлен с участием защитника ФИО5, действовавшего на основании доверенности № 41-04/17 от 26 апреля 2017 года, который не согласился с вменяемым правонарушением, так как автомобиль по договору был сдан в аренду ФИО4, который не является воителем АО «Озерновский РКЗ № 55» (л.д. 1).
В подтверждение совершения АО «Озерновский РКЗ № 55» административного правонарушения в деле представлены следующие доказательства: письменное объяснение ФИО4 от 14 декабря 2017 года; постановление №18810041170000366067 от 14 декабря 2017 года о привлечении ФИО4 к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях; счет на оплату № 4603 от 05 декабря 2017 года; Договор № 01/12 безвозмездного пользования от 01 декабря 2017 года и Акт приема-передачи к договору; должностная инструкция агента по снабжению; Устав АО «Озерновский РКЗ № 55»; протокола об административном правонарушении 41 АВ 078133 от 14 декабря 2017 года в отношении ФИО4 по ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и иные материалы.
На основании исследованных при рассмотрении дела доказательств командир ОБ ДПС вынес постановление № 18810041160000159537 от 30 января 2018 года о назначении АО «Озерновский РКЗ № 55» административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. на основании ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено (л.д. 35-40).
Вместе с тем, обжалуемое постановление командира ОБ ДПС нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
Защитник ФИО6, поддержавшая доводы жалобы генерального директора АО «Озерновский РКЗ № 55» ФИО3, пояснила, что о месте и времени рассмотрения дела юридическое лицо не было извещено, соответствующее уведомление по месту его нахождения не поступало.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кодексом РФ об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Частью 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административном правонарушении предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в соответствии с Кодекса РФ об административном правонарушении.
Статья 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители (ч. 1). Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2).
Согласно ч. 3 ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, или если имеются сведения об их надлежащем извещении о месте и времени
рассмотрения дела и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2 ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Согласно ч. 1 ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При отсутствии доказательств надлежащего уведомления лица о рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган не вправе выполнять процессуальное действие, поскольку, исходя из общих принципов обеспечения гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, существенное значение имеет факт его осведомленности о дате и времени рассмотрения дела, а не формальное направление такого уведомления.
В силу ч. 3 ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
Из материалов дела усматривается, что сопроводительным письмом без номера и календарной даты в угловом штампе генеральному директору АО «Озерновский РКЗ № 55» ФИО3 направлялся протокол об административном правонарушении 41 АА 271144 от 25 января 2018 года, составленный в отношении АО «Озерновский РКЗ № 55» по ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Одновременно, в данном сопроводительном письме было указано, что рассмотрение дела в отношении АО «Озерновский РКЗ № 55» по ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях состоится 30 января 2018 года в 16 час. 00 мин. по указанному адресу. В данном сопроводительном письме указан адрес АО «Озерновский РКЗ № 55»: г. Петропавловск-Камчатский, пл. Щедрина, д. 1, а/я 220 (л.д. 3).
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 31 января 2018 года, Уставу, местом нахождения АО «Озерновский РКЗ № 55» является место его государственной регистрации: Камчатский край, Усть-Большерецкий район, пос. Озерновский, ул. Октябрьская, д. 1А.
Согласно представленному в деле отчету о передаче факса, 26 января 2017 года в 09 час. 05 мин. направлен текст на 1-й странице (л.д. 2).
При этом, направление копии протокола об административном правонарушении 41 АА 271144 от 25 января 2018 года и сопроводительного письма подразумевает, что направляться должны были 2 листа с текстом, однако, направлен текст на 1-й странице.
Представленный отчет об отправке факса 26 января 2017 года не позволяют достоверно установить и прийти к однозначному выводу, что АО «Озерновский РКЗ № 55» направлены протокол об административном правонарушении и сопроводительное письмо с указанием места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что повлекло нарушение процедуры привлечения к административной ответственности. Кроме того, из представ-
ленного отчета об отправке факса невозможно установить, кем получено данное сопроводительное письмо, были ли получены все отправления, получены ли они без искажения содержания.
При этом, в деле отсутствуют доказательства извещения АО «Озерновский РКЗ № 55» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении посредством почтовой связи или телеграфа по месту нахождения, либо извещение иным способом, позволяющим контролировать отправление информации и ее получение адресатом.
Рассмотрение командиром ОБ ДПС дела об административном правонарушении в отношении АО «Озерновский РКЗ № 55» в отсутствие надлежащего извещения его законного представителя, лишило Общество возможности воспользоваться предоставленными ему ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях процессуальными правами, в том числе, правом на защиту.
Установленный законом порядок наложения административного взыскания является обязательным. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Таким образом, при рассмотрении дела командиром ОБ ДПС допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену постановления.
В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения АО «Озерновский РКЗ № 55» к административной ответственности возникли 14 декабря 2017 года, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек 14 февраля 2018 года.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку срок давности привлечения АО «Озерновский РКЗ № 55» к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы истек, возможность правовой оценки его действий на предмет доказанности состава административного правонарушения, как о том указано в жалобе, утрачена.
Учитывая изложенное, постановление командира ОБ ДПС № 18810041160000159537 от 30 января 2018 года о признании АО «Озерновский РКЗ № 55» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора АО «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» ФИО3 - удовлетворить частично.
Постановление командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю № 18810041160000159537 от 30 января 2018 года о признании Акционерного общества «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить.
Прекратить производство по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская