ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-286/2021 от 12.01.2022 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-62/2022 (12-286/2021)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

12 января 2022 года г. Советский

Судья Советского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Шилина Л.В.,

рассмотрев жалобу защитника Зобниной Е.В., действующей на основании доверенности в интересах должностного лица - главы Советского района Набатова Игоря Александровича, на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре ФИО3(номер) от 26.10.2021г. о привлечении его к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре ФИО3(номер) от 26.10.2021г., глава Советского района Набатов И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе, поданной в Советский районный суд, защитник выражает несогласие с указанным выше постановлением, просит производство по делу прекратить в связи с малозначительностью правонарушения, ссылаясь на то, что разработкой аукционной документации занимались специалисты Комитета по развитию коммунального комплекса администрации Советского района, глава района лишь утвердил её.

В судебное заседание Набатов И.А., его защитник, представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу положений п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Однако в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона о лицензировании положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности, связанной с защитой государственной тайны.

Вместе с тем, деятельность, связанная с защитой государственной тайны регулируется положениями Закона Российской Федерации от 21.07.119 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (далее - Постановление N 333).

В преамбуле Закона о государственной тайне указано, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

На основании статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.

В статье 10 Закона о государственной тайне указано, что должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Пунктом 2 статьи 4 Закона о государственной тайне установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждает Президент Российской Федерации.

Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (далее - Перечень).

На основании пункта 42.1 указанного перечня сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих отнесены к государственной тайне.

При этом в силу пункта 6 Примечаний к Перечню N 1203 при перечислении сведений через запятую или союз "или" к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности, следовательно, сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тысяч человек, являются секретными в полном объеме, за исключением определенного перечня общих сведений о схеме водоснабжения, тогда как схемы водоснабжения города с численностью населения менее 200 тысяч являются открытыми и публичными, за исключением сведений о расположении головных сооружений водопровода или водовода их питающих, при этом "их питающих" относится не к городам с населением более 200 тысяч человек, а к водоводам, питающих головные сооружения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 и подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. На основании данных норм заказчик может установить требование о наличии лицензии, при этом данные требования относятся к поставщику (подрядчику, исполнителю).

Таким образом, участник закупки должен иметь все необходимые лицензии, разрешения и свидетельства, необходимые для оказания услуг, являющихся предметом закупки.

Как следует из материалов дела 12 ноября 2020 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение (номер) о проведении электронного аукциона, предметом которого является «Оказание услуг по разработке схем теплоснабжения, актуализации схем водоснабжения и водоотведения поселений Советского района, разработке программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселений Советского района» и документация об аукционе, утвержденная 12 ноября 2020 года главой Советского района Набатовым И.А.

При разработке схем теплоснабжения, актуализации схем водоснабжения и водоотведения поселений Советского района подрядчик должен будет запрашивать у Заказчика схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселений района в действующей редакции (содержат сведения о расположении головных сооружений водопровода или водовода их питающих).

Вместе с тем, в документации электронного аукциона в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ отсутствует требование о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ России.

Указанные выводы должностного лица антимонопольного органа подтверждаются: документацией об электронном аукционе (закупка (номер)), утвержденной главой Советского района Набатовым И.А. 12.11.2020г.; решением комиссии УФАС по ХМАО-Югре (номер) от 27.11.2020; предписанием об устранении нарушений законодательства (номер) от 27.11.2020; письмом главы Советского района (номер) от 10.12.2020 в УФАС по ХМАО-Югре об исполнении предписания; протоколом об административном правонарушении (номер) от 27.09.2021; решением Думы Советского района (номер) от 25.04.2016г. об избрании главой Советского района Набатова И.А.; Уставом Советского района; объяснением представителя Набатова И.А. - Зобниной Е.В. от 22.09.2021г.

Таким образом, в действиях должностного лица - главы Советского района Набатова И.А., содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу не установлено.

Оценивая назначенное наказание, считаю его обоснованным. Предусмотренное ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение законов в интересах общества, а также нарушает права добросовестных хозяйствующих субъектов и организаций, рассчитывающих на добросовестную конкуренцию при проведении аукционов, в которых они предполагают участвовать.

Таким образом, с учетом характера совершенного Набатовым И.А. административного правонарушения и степени его общественной опасности, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.

Приведенные доводы об отсутствии неблагоприятных последствий правонарушения не свидетельствуют о малозначительности содеянного, поскольку указанное административное правонарушение посягает на порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась не только в наступлении каких-либо материальных вредных последствий, но и в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей по соблюдению требований Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших надлежащим образом выполнить установленную законом обязанность, и способных послужить основанием для вывода о малозначительности, не имеется, а признание вины и устранение выявленных нарушений, на что имеется указание в жалобе, о таких исключительных обстоятельствах не свидетельствует.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре ФИО3(номер) от 26.10.2021г. о привлечении должностного лица - главы Советского района Набатова Игоря Александровича к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника Зобниной Е.В., действующей в интересах главы Советского района Набатова И.А., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд ХМАО - Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.В. Шилина