УИД: 56MS0050-01-2021-004793-60
Дело № 12-286/2022
РЕШЕНИЕ
22 марта 2022 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Ермошкина О.В.,
при секретарях Конновой Е.А., Биккуловой А.В.,
с участием:
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении (заявителя жалобы) – ведущего инспектора аппарата Счетной палаты Оренбургской области ФИО1,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего инспектора аппарата Счетной палаты Оренбургской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга от 28 октября 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ в отношении начальника управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г.Оренбурга от 28 октября 2021 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ в отношении начальника управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, ведущий инспектор аппарата Счетной палаты Оренбургской области ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Оренбурга с жалобой, в которой просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. Считает, что при принятии оспариваемого постановления мировым судьей не дана оценка всем обстоятельствам, имеющим значение для вынесения решения.
Должностное лицо (заявителя жалобы) – ведущий инспектор аппарата Счетной палаты Оренбургской области ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы, ссылалась на законность постановления мирового судьи.
Исследовав материалы дела, доводы жалобу, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определен статьей 69.2 Бюджетного кодекса РФ.
На основании пункта 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.
Федеральные органы государственной власти вправе формировать государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг и работ осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 8 декабря 2015 года № 950-п утверждено Положение о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Оренбургской области (далее Положение №950-п).
Пунктом 2 Положения № 950-п предусмотрено, что государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения Оренбургской области, с учетом предложений государственного учреждения Оренбургской области, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственного учреждения Оренбургской области по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственным учреждением Оренбургской области государственного задания в отчетном финансовом году.
Проект государственного задания формируется в процессе составления проекта областного бюджета. Государственное задание утверждается органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного учреждения Оренбургской области, не позднее 15 рабочих дней со дня доведения главным распорядителям средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств (пункт 4 Положения).
Главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе полномочиями по формированию и утверждению государственного (муниципального) задания (подпункт 9 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ).
В систему исполнительных органов государственной власти Оренбургской области входит в том числе министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (статья 3 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 №2706/470-III-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области").
Перечень главных распорядителей средств областного бюджета устанавливается законом Оренбургской области об областном бюджете в составе ведомственной структуры расходов (часть 2 статьи 8 Закона Оренбургской области от 26 декабря 2013 года № 2093/592-V-ОЗ "О бюджетном процессе в Оренбургской области").
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области включено в состав ведомственной структуры расходов областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (приложение №3 закона Оренбургской области от 20 декабря 20219 года № 2010/527-VI-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Статьей 15.15.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что в период с 9 апреля по 21 мая 2021 года на основании распоряжений председателя Счетной палаты Оренбургской области о проведении контрольного мероприятия от 5 апреля 2021 года N-р, от 8 апреля 2021 года N-р, от 12 мая 22021 года N-р, удостоверения на право проведения контрольного мероприятия от 8 апреля 2021 года N, счетной палатой Оренбургской области в отношении государственного бюджетного учреждения «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» проведена проверка использования средств в 2020 и истекшем периоде 2021 года, проверка сохранности и эффективности закрепленного имущества, аудит в сфере закупок.
В ходе проведенного контрольного мероприятия установлено, что государственное задание на 2020 год, утвержденное 31 января 2020 года министром природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области включает 18 разделов, каждый из которых содержит требования о выполнении одной государственной работы.
При сопоставлении основных видов деятельности учреждения, определенных Уставом и видов работ, определенных государственным заданием учреждения на 2020 год, установлено, что 15 разделов указанного государственного задания сформированы по работам, которые не соответствуют основным видам деятельности учреждения, а именно: раздел 4 «Организация и осуществление транспортного обслуживания должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений», разделы 5, 7, 8, 10, 11 «Осуществление лесовосстановления и лесоразведения», разделы 6, 9, 12-18 «Выполнение работ по лесному семеноводству».
В нарушение пункта 2 Положения №950-п государственное задание на 2020 год, утвержденное 31 января 2020 года частично сформировано не в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными Уставом учреждения, утвержденным приказом Министерства от 21 января 2020 года №139-р.
Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки от 1 июня 2021 года N Счетной палаты Оренбургской области и послужили основанием для составления 2 сентября 2021 года в отношении начальника управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 протокола об административном правонарушении N, по результатам рассмотрения которого, мировым судьей принято оспариваемое постановление, согласно которому производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ в отношении ФИО2 прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2 частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Приходя к данному выводу, мировой судья указал, что ФИО2 являющийся на момент событий начальником управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не был наделен организационно-распорядительными или иными административно-хозяйственными функциями касающимися вопроса утверждения государственного задания, а следовательно он не может быть признан должностным лицом, подлежащим административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ.
При проверки дела в порядке статьи 30.6 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
Указом Губернатора Оренбургской области от 10 января 2020 года №5-ук утверждено Положение о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в соответствии с которым, министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении областных государственных учреждений (пункт 4); от имени Оренбургской области осуществляет полномочия учредителя подведомственных министерству государственных учреждений Оренбургской области (пункт 14.4.11); доводит в установленном порядке мероприятия по сохранению лесов для выполнения государственным бюджетным учреждениям, подведомственным министерству (пункт 14.7.34).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 11 февраля 2015 года №93-п утвержден перечень государственных учреждений, подведомственных министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в соответствии с которым, государственное бюджетное учреждение «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» является подведомственным министерству учреждением.
Согласно пункту 3.43 Положения об Управлении лесного хозяйства министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управление курирует в рамках компетенции Управления, деятельность подведомственных учреждений, в том числе ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области».
Управление лесного хозяйства возглавляет начальник управления лесного хозяйства (пункт 7.1 Положения об Управлении лесного хозяйства министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области).
Управление лесного хозяйства является структурным подразделением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и создано для обеспечения реализации полномочий Министерства в области лесных отношений (пункт 1.1). Управление в своей деятельности подчиняется заместителю министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, курирующего вопросы в рамках компетенции Управления (пункт 1.3).
В соответствии с пунктами 3.2.61 и 3.2.62 должностного регламента начальника управления лесного хозяйства, начальник управления обеспечивает оперативное и методическое обеспечение и контроль за работой должностных лиц отделов, входящих в управление. Курирует в рамках компетенции Управления деятельность подведомственных учреждений, в том числе ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области».
Начальник управления обязан участвовать в подготовке проектов нормативных актов и (или) проектов управленческих и иных решений по вопросам охраны, защиты, воспроизводства и использовании лесов и ведения государственного реестра, заключения соглашений о сотрудничестве (пункт 7.2).
По результатам рассмотрения начальник управления визирует представленные документы, либо направляет их на доработку исполнителю с указанием замечаний (пункт 8.3).
Согласно приказу министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 9 января 2020 года № 3-к, на должность государственной гражданской службы Оренбургской области начальника управления лесного хозяйства с 9 января 2020 года в порядке перевода из министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области назначен ФИО2
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение порядка формирования государственного задания.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что вывод мирового судьи о наличии оснований для прекращения производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ в действиях ФИО2 является преждевременным, сделанным без надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств, в том числе должностного регламента начальника управления лесного хозяйства, поскольку не дана надлежащая оценка полномочиям ФИО2 по подготовке к формированию государственного задания.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 2 года и он истек 1 февраля 2022 года.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу, поскольку срок привлечения ФИО2 к административной ответственности по статье 15.15.15 КоАП РФ истек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу ведущего инспектора аппарата Счетной палаты Оренбургской области ФИО1 – удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г.Оренбурга от 28 октября 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ в отношении начальника управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ, в отношении ФИО2 – прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд в порядке статьей 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись О.В.Ермошкина