ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-287/20 от 01.06.2020 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес> 01 июня 2020 года

Судья Тосненского городского суда <адрес>ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, действующего в защиту СНТ «ИВА», на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ СНТ «ИВА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе защитника СНТ «ИВА» ФИО1 содержится просьба об отмене постановления, прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В обоснование жалобы заявитель указывает, что требование налогового органа СНТ «ИВА» не получало, поэтому умысла на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки не имело. О времени и месте протокола об административном правонарушении СНТ «ИВА» не было извещено. Проверка является незаконной, поскольку СНТ «ИВА» не может являться объектом проверки, поскольку не ведет коммерческую деятельность, не имеет прибыли (выручки), не осуществляет наличные денежные расчеты, а также налоговым органом незаконно истребованы документы, не относящиеся к предмету проверки.

Дело рассмотрено в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ в отсутствие председателя СНТ «ИВА» ФИО2, поскольку о времени и месте рассмотрения дела извещена, в суд не явилась, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.

В судебном заседании защитник СНТ «ИВА» Вербицкий В.Г. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. В дополнениях к жалобе просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, вынести решение о снятии наложенных налоговым органом ограничений на банковский счет СНТ «Ива».

Старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок ИФНС России по <адрес>ФИО3 в судебном заседании показала, что в соответствии с Указанием Центрального банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3210-У налоговый орган вправе осуществить проверку полноты учета выручки, порядка ведения кассовых операций и правил осуществления наличных денежных расчетов в отношении любого юридического лица. В соответствии с поручением на проведение проверки СНТ «ИВА» выписано требование о предоставлении необходимых для проведения проверки документов. Все документы касаются исключительно указанной проверки. В случае отсутствия каких-либо документов в связи с отсутствием у юридического лица прихода денежных средств оно вправе сообщить налоговому органу о том, что наличные денежные средства не поступают, кассовая книга не ведется и пр., однако указанным правом СНТ «ИВА» не воспользовалось, требование не исполнило, чем воспрепятствовало проведению проверки. СНТ «ИВА» как юридическое лицо, зарегистрированное по определенному адресу, несет риск неполучения корреспонденции по месту своего нахождения, поэтому ссылка на неполучение почтовой корреспонденции является несостоятельной.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника СНТ «ИВА» ФИО1, старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок ИФНС России по <адрес>ФИО3, прихожу к следующим выводам.

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ.

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут административную ответственность по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ и наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 01 минуту СНТ «ИВА» по адресу: <адрес>, которому в связи с осуществлением контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации по вопросу полноты учета выручки, порядка ведения кассовых операций и правил осуществления наличных денежных расчетов на основании поручения на проведение проверки от 03.12.2019г. было выписано требование ИФНС России по <адрес> от 03.12.2019г. о предоставлении (в однодневный срок со дня получения требования) необходимых для проверки документов, указанное требование не исполнило. Требование, направленное по месту нахождения юридического лица, возвращено в адрес ИФНС России по <адрес> 09.01.2020г. в связи с истечением срока хранения. Тем самым СНТ «ИВА» воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного надзора по проведению проверки, что повлекло невозможность проведения (завершения) проверки соблюдения требований Указания, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» -У от 11.03.2014г., в редакции Указаний Банка России от 19.06.2017г. -У, Указания Банка России от 07.10.2013г. -У «Об осуществлении наличных расчетов», ввиду отсутствия необходимых документов и сведений.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, требованием от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов, поручением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении контроля и надзора соблюдения законодательства Российской Федерации по вопросу учета полноты выручки, порядком ведения кассовых операций и правилами осуществления наличных расчетов СНТ «ИВА» за период с 01.06.2019г. по 31.11.2019г., другими доказательствами.

Проверка законности и обоснованности постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ показала, что при рассмотрении дела мировым судьей фактические обстоятельства дела установлены полно и всесторонне, выводы судьи о вине СНТ «ИВА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Действия (бездействие) СНТ «ИВА», которое непредставлением запрошенных налоговым органом документов и сведений воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного надзора по проведению проверки, что повлекло невозможность проведения (завершения) проверки соблюдения СНТ «ИВА» требований учета полноты выручки, порядка ведения кассовых операций и правил осуществления наличных расчетов за период с 01.06.2019г. по 31.11.2019г., образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что поскольку требование налогового органа СНТ «ИВА» не получало, то умысла на его невыполнение не имело, повлечь отмену постановления не может, поскольку с субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Утверждение заявителя о том, что СНТ «ИВА» не было извещено о времени и месте протокола об административном правонарушении является несостоятельным.

Исходя из положений ст. 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя; допускается составление протокола в отсутствие законного представителя юридического лица при его надлежащем извещении (ч. 4.1 названной нормы).

Из материалов дела следует, что уведомление о явке на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ в ИФНС России по <адрес> на 10 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ, направлено заказным почтовым отправлением по месту нахождения СНТ «ИВА», указанному в выписке из ЕГРЮЛ: <адрес>, пгт Рябово, почтовому отправлению присвоен идентификационный (л.д. 18-21). Согласно отчета с сайта «Почта России», ДД.ММ.ГГГГ состоялась неудачная попытка вручения указанного отправления адресату, и ДД.ММ.ГГГГ указанное почтовое отправление возвращено отправителю из-за истечения срока хранения, ДД.ММ.ГГГГ отправление вручено отправителю (л.д. 22). Таким образом, учитывая, что административным органом были приняты все меры по надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, для реализации им своих прав, однако юридическое лицо распорядилось указанными правами по своему усмотрению, уклонившись от получения почтовой корреспонденции, и в указанное время в налоговый орган законный представитель СНТ «ИВА» не явился, поэтому протокол правомерно, в соответствии с ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ составлен в его отсутствие (л.д. 2-5). Копия протокола об административном правонарушении направлена лицу, в отношении которого он составлен, заказным почтовым отправлением по месту нахождения СНТ «ИВА» (л.д. 6).

Доводы жалобы о том, что проверка является незаконной, поскольку СНТ «ИВА» не может являться объектом проверки, поскольку не ведет коммерческую деятельность, не имеет прибыли (выручки), не осуществляет наличные денежные расчеты, а также налоговым органом незаконно истребованы документы, не относящиеся к предмету проверки, нельзя признать состоятельными, исходя из следующего.

Пунктом 5 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 133н (далее - Регламент) установлено, что предметом государственного контроля (надзора) является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Положения Административного регламента не распространяются на кредитные организации.

На основании пункта 6 Регламента, к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, или их уполномоченные представители (проверяемые объекты).

При осуществлении государственного контроля (надзора) специалисты Инспекции при исполнении Государственной функции среди, прочего, имеют право: беспрепятственного доступа к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам; запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств; проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности (п.п. 1, 2, 3 п.7 Регламента).

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (наличные деньги) на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения определяет Указание Центрального банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".

В соответствии с пунктом 2 Указаний N 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег.

Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства в пределах установленного, в соответствии с абзацами вторым - пятым настоящего пункта, лимита остатка наличных денег, являющихся свободными денежными средствами.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Указания N 3210-У юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с Приложением к Указанию исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег.

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать (абз. 10 п. 2 Указаний).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" садоводческое некоммерческое товарищество не относится к субъектам малого предпринимательства.

Следовательно, садоводческое некоммерческое товарищество не освобождено от выполнения обязанности соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы полноты учета выручки денежных средств и порядок ведения кассовых операций.

При этом, как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении СНТ «ИВА» по состоянию на 26.02.2020г., основным видом экономической деятельности СНТ «ИВА» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2) является деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Таким образом, СНТ «ИВА» может принимать денежные средства, которые должны быть оприходованы как денежная выручка соответствующим образом. Кроме того, защитником СНТ «ИВА» Вербицким В.Г. не отрицалось, что за проверяемый период товарищество осуществляло прием вступительных, членских и целевых взносов от членов товарищества.

Таким образом, вышеизложенный довод жалобы не опровергает выводов постановления об обязанности СНТ «ИВА» представить в налоговый орган требуемые Инспекцией документы, либо письменно сообщить о невозможности их представления.

Вопреки доводам жалобы, налоговым органом истребованы лишь документы, относящиеся к предмету проверки.

Ссылка в жалобе на то, что постановление мирового судьи вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, является ошибочной.

Из материалов дела следует, что начальником ИФНС России по <адрес> в связи с проведением проверки СНТ «ИВА» на основании поручения на проведение проверки соблюдения законодательства Российской Федерации по вопросу учета полноты оприходования выручки от 03.12.2019г. у СНТ «ИВА» требованием от 03.12.2019г. за период с 01.06.2019г. по 31.11.2019г. были запрошены следующие документы, необходимые для проведения проверки: регистрационные документы (свидетельство о государственной регистрации, уведомление о постановке на налоговый учет по месту осуществления деятельности), документы по учету кассовых операций: приходные кассовые ордера (КО-1), расходные кассовые ордера (КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3), кассовая книга (КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денег (КО-5), карточка счета 50; справка о лимите денежной наличности на 2018г., 2019г.; выписки из банка об открытых счетах (расчетных, специальных); выписки из банка по операциям по банковским счетам за проверяемый период; платежные поручения, выписки банка, подтверждающие перечисление наличных денежных средств за проверяемый период; приказ о подотчетных лицах (и копия); авансовые отчеты за период с 01.06.2019г. по 31.11.2019г.; договоры с организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, оказывающими услуги СНТ «ИВА» (и копия); приказ о назначении руководителя, должностные инструкции руководителя организации (и копия); трудовой договор, должностные инструкции главного бухгалтера (и копия); копии приказов о назначении ответственных за ведение кассовых операций (трудовые договоры) и их должностные инструкции (и копия); доверенность, удостоверение личности (л.д. 23-24).

Как следует из требования от 03.12.2019г. , документы должны быть представлены СНТ «ИВА» в течение одного дня с момента получения требования.

Как видно из материалов дела, указанное требование было направлено СНТ «ИВА» заказным письмом по месту нахождения товарищества (л.д. 25-27), почтовому отправлению присвоен почтовый идентификатор 18700038991361. Согласно сведениям сайта «Почта России», ДД.ММ.ГГГГ состоялась неудачная попытка вручения почтового отправления адресату и ДД.ММ.ГГГГ почтовое отправление было возвращено отправителю из-за истечения срока хранения, вручено отправителю ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что заказное письмо с требованием вернулось отправителю ДД.ММ.ГГГГ с отметкой "истек срок хранения", указанный день обоснованно принят за дату получения требования СНТ «ИВА». Срок выполнения требования выпадал на ДД.ММ.ГГГГ, а 11 и ДД.ММ.ГГГГ являлись выходными днями, в связи с чем, верно установлено время невыполнения СНТ «ИВА» требования налогового органа – ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка в жалобе на то, что, исходя из положений ч.4 ст.31 Налогового кодекса РФ, датой получения почтового отправления следует считать шестой день со дня отправки заказного письма (ДД.ММ.ГГГГ), с которого и следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, который истек ДД.ММ.ГГГГ, основан на неправильном понимании законодательства и является несостоятельным, поскольку положения ст.31 Налогового кодекса РФ относятся к налоговым проверкам. Вместе с тем, проверка юридического лица по вопросу полноты учета выручки, порядка ведения кассовых операций и правил осуществления наличных расчетов имеет свой предмет и к налоговым проверкам не относится, что подтверждается Письмом Федеральной налоговой службы от 12.09.2012г. № АС-4-2/15195 "О рассмотрении обращения".

Таким образом, учитывая, что рассматриваемое правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ, и срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляет три месяца, постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Приведенные в жалобе доводы сводятся к несогласию с произведенной мировым судьей оценкой доказательств и переоценке установленных по делу обстоятельств. Каких-либо новых фактов или доказательств, которые не проверены и не учтены мировым судьей при рассмотрении дела и опровергали выводы мирового судьи, в жалобе не содержится.

Требование заявителя о вынесении решения о снятии наложенных налоговым органом ограничений на банковский счет СНТ «Ива», не основано на положениях КоАП РФ, указанные вопросы в рамках дела об административном правонарушении не разрешаются.

Административное наказание в рамках санкции части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ назначено минимальное.

При вынесении постановления нарушений норм материального и процессуального права, являющихся правовым основанием для отмены обжалуемого постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья

Решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, в отношении СНТ «ИВА», оставить без изменения, жалобу ФИО1, действующего в защиту СНТ «ИВА» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в порядке надзора в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья ФИО4