ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-287/20 от 10.09.2020 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

УИД 11RS0016-01-2020-001008-90

Дело №12-287/2020

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Щенникова Е. В.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт,

10 сентября 2020 года жалобу руководителя администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 на постановление и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО2 от 16 июля 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО2 /ЗН от 16.07.2020 руководитель администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, руководитель администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, ссылаясь на то, что в 2019 году при проектировании бюджета на 2020 год направлялось письмо, в котором заявлялось ходатайство о направлении части бюджетных средств на обслуживание земель сельскохозяйственного назначения, однако в удовлетворении данного ходатайства отказано, поскольку при проектировании и принятии бюджета на 2020 год Советом сельского поселения «Выльгорт» приоритетными выбраны социально-значимые направления. Также просила учесть, что административное правонарушение совершено при обстоятельствах, ограничивающих возможность полного соблюдения требований законодательства в области мелиорации земель и ускорения процедуры заключения договоров с хозяйствующими субъектами на очистку канала по причине введенных ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Представитель администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО3 поддержал жалобу в полном объеме.

Должностное лицо Управления Россельхознадзора по РК С. М. Г. возражала удовлетворению жалобы, пояснив, что производство по делу об административном правонарушении не подлежит прекращению по ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, поскольку земли сельхозназначения являются сельхозугодиями и подлежат особой охране. При этом решение вопроса о признании правонарушения малозначительным оставила на усмотрение суда.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 4-ФЗ от 10.01.1996 «О мелиорации земель» (далее – Закон № 4-ФЗ) мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорируемых землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов на мелиорируемых землях.

Согласно ст. 2 Закона № 4-ФЗ мелиоративная система общего пользования – мелиоративные системы, находящиеся в общей собственности двух или нескольких лиц либо переданные в установленном порядке в пользование нескольким гражданам (физическим лицам) и (или) юридическим лицам, а также защитные лесные насаждения, необходимые для нужд указанных лиц.

В составе гидромелиорации земель мелиоративные системы подразделяются на оросительные и осушительные. Оросительные системы обеспечивают коренное улучшение засушливых земель, а осушительные системы - заболоченных и излишне увлажненных, состояние которых зависит от воздействия воды.

В соответствии с Правилами эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденными Минсельхозпродом РФ 26.05.1998 (далее – Правила), эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период и другое.

В соответствии с Правилами, а также со ст. 29 Закона № 4-ФЗ юридические лица, эксплуатирующие мелиоративные системы обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Согласно п. 2.2.4. II раздела Правил основными эксплуатационными мероприятиями, обеспечивающими нормальное состояние осушительной системы, являются скашивание травянистой растительности, вырубка кустарников на откосах и бермах каналов защитных валов и дамб.

Как следует из содержания ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статья 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязывает собственников и владельцев земельных участков соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы в соответствии с ч. 1 ст. 10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение на должностных лиц административного штрафа от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Основанием для привлечения руководителя администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.10.10 Кодекса РФ об административном правонарушении послужило то обстоятельство, что 16.06.2020 в 11 час. 10 мин. на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> га, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственные угодья, географические координаты <данные изъяты>°С.Ш., <данные изъяты>°В.Д., <данные изъяты>° С.Ш., <данные изъяты>° В.Д., осушенном мелиоративной системой «Вадор», принадлежащем на праве собственности – муниципальному образованию сельского поселения «Выльгорт», руководитель администрация СП «Выльгорт» ФИО1 допустила нарушение требований земельного законодательства, правил эксплуатации мелиоративной системы.

Нарушение выразилось в зарастании проходящего по земельному участку мелиоративного канала древесно-кустарниковой растительностью, преимущественно ивняком, березой (высота деревьев выше 5 м), и непринятии собственником (администрацией) мер по очистке канала, предназначенного для отвода дренируемой воды, от кустарниковой растительности, что приводит к необратимым процессам, деградации почвы, подтоплению, заболачиванию, снижению плодородия.

Решением Совета сельского поселения «Выльгорт» от <дата>ФИО1 с 01.11.2016 назначена на должность руководителя администрации сельского поселения «Выльгорт».

Согласно п. 1.19 т. 49 Устава МО СП «Выльгорт», принятого решением Совета СП «Выльгорт» от 27.04.2017 №08/04-03-66, к полномочиям руководителя администрации сельского поселения «Выльгорт» относится организация управления муниципальной собственностью.

Вина руководителя администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.10.10 Кодекса РФ об административном правонарушении подтверждается протоколом об административном правонарушении №40-20/ЗН от 03.07.2020, распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 27.05.2020 №197, актом проверки от 16.06.2020 №197, фототаблицей, выпиской из ЕГРН.

Кроме того, наличие события административного правонарушения, имевшего место 16.06.2020, руководителем администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 не оспаривалось при привлечении ее должностным лицом к административной ответственности, что свидетельствую письменные пояснения, данные должностному лицу, а также доводы жалобы.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо Управления Россельхознадзора по Республике Коми пришло к выводу о доказанности вины должностного лица – руководителем администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, обращаясь в суд с жалобой, руководитель администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 ссылается на то, что в 2019 году при проектировании бюджета на 2020 год направлялось письмо, в котором заявлялось ходатайство о направлении части бюджетных средств на обслуживание земель сельскохозяйственного назначения, однако в удовлетворении данного ходатайства отказано, поскольку при проектировании и принятии бюджета на 2020 год Советом сельского поселения «Выльгорт» приоритетными выбраны социально-значимые направления, в связи с чем, полагает, что данный факт является основанием для прекращения производства по делу в силу ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Анализ названной нормы свидетельствует о том, что в случае наличия перечисленных в норме обстоятельств производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению лишь в отношении должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений. При этом, для вывода о наличии либо отсутствии события административного правонарушения и виновности привлекаемого к административной ответственности должностного лица обязательной проверке является выяснение вопроса о том, направлялось ли руководителем данного учреждения предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение соответствующих уставных задач, а также выделялись ли фактически бюджетные ассигнования на указанные цели.

Из ходатайства руководителя администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 от 15.11.2019, направленного в адрес главы сельского поселения «Выльгорт» <данные изъяты> следует, что администрация сельского поселения «Выльгорт» в лице руководителя ФИО1 обратилась с вопросом о необходимости предусмотреть при формировании бюджета на 2020 год направление части денежных средств на проведение мероприятий по использованию принадлежащих на праве собственности с декабря 2018 года администрации СП «Выльгорт» земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для проведения работ по отчистке земельных участков от сорной растительности, их распашке, а также очистке мелиоративных канав от древесно-кустарниковой растительности в сумме <данные изъяты> руб.

Вместе с тем, письмом главы сельского поселения «Выльгорт» <данные изъяты> В. от 21.11.2019 отказано в выделении истребуемых денежных средств в виду дефицита доходной части бюджета по отношению к расходной. Также указано, что бюджет администрации СП «Выльгорт» на 2020 год спроектирован с приоритетом выбора социально-значимых направлений.

Таким образом, судом достоверно установлено, что руководителем администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 предприняты меры по внесению и направлению в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись.

Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для применения положений ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращения производства по делу.

Руководствуясь ст.ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Жалобу руководителя администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 удовлетворить.

Постановление и. о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО2 от 16 июля 2020 года о привлечении руководителя администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях -отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя администрации сельского поселения «Выльгорт» ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 10.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Сыктывдинский районный суд Республики Коми.

Судья Е. В. Щенникова