Судья Гуцало А.А. дело № 12-287/2015
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 7 – 211 23 марта 2016 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» ФИО1 на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 декабря 2015 года, которым оставлено без изменения постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 03-1266/2015 от 05 октября 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз»,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 03-1266/2015 от 05 октября 2015 года юридическое лицо ОАО «Сургутнефтегаз» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным должностным лицом постановлением, представитель ОАО «Сургутнефтегаз» обратилась с жалобой в Сургутский районный суд.
Решением судьи Сургутского районного суда от 10.12.2015г. постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 03-1266/2015 от 05 октября 2015 года о привлечении к административной ответственности ОАО «Сургутнефтегаз» по ч.1 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба представителя ОАО «Сургутнефтегаз» без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представитель ОАО «Сургутнефтегаз» просит решение судьи отменить ввиду его незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.
При рассмотрении дела представитель ОАО «Сургутнефтегаз» ФИО2 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административного органа ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы, просила решение судьи Сургутского районного суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ОАО «Сургутнефтегаз» ФИО2, представителя административного органа ФИО3 нахожу решение судьи подлежащим отмене, по следующим основаниям.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Объектом правонарушений, состав которых сформулирован в ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Объективную сторону таких правонарушений образуют действия (бездействие), состоящие в нарушении правил природопользования и требований законодательства об охране окружающей среды.
Из постановления должностного лица о привлечении к административной ответственности ОАО «Сургутнефтегаз» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях усматривается, что 25.06.2015 года при проведении Обществом работ по отсыпке внутри промысловой дороги на куст № 1038 Федоровского месторождения нефти произошло подтопление лесного участка в квартале № 165 выдел 5 ТО-Сургутское лесничество, Ульт-Ягунского участкового лесничества. Подтопление лесного участка допущено в результате отсутствия двух водопропускных труб под полотном строящейся автодороги на кустовую площадку.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Для привлечения юридического лица к административной ответственности необходимо установить, в чем конкретно выразилось нарушение.
Из материалов дела видно, что по договору аренды лесного участка № 0312/14-12-ДА от 22 августа 2014 года лесные участки общей площадью 112,8301 га предоставлены в аренду ОАО «Сургутнефтегаз», из них лесной участок площадью 19,0936 га предоставлен в аренду под объект «Обустройство Федоровского нефтегазового месторождения. XV очередь»
Проектная документация «Обустройство Федоровского нефтегазового месторождения XV очередь» получила положительное заключение государственной экспертизы от 13.01.2015 № 002-15/ЕГЭ-3424/02.
Согласно проектной документации под объект «Обустройство Федоровского нефтегазового месторождения XV очередь» запроектировано строительство внутрипромысловой дороги на куст № 1038. В теле насыпи дороги на куст № 1038 запроектирована укладка двух гофрированных водопропускных труб диаметром 1,50м.
Из материалов дела видно, что строительство внутрипромысловой дороги на куст скважин № 1038 осуществляется в соответствии с планом и графиком организации строительства.
Согласно Приложения В(обязательное) к проектной документации под объект «Обустройство Федоровского нефтегазового месторождения XV очередь» утвержден линейный график строительства. Из данного графика видно, что 1 и 2 этапы строительства дороги проходят в период 01.02.2015 по 15.07.2015г. (л.д. 219).
Таким образом, на момент проведения проверки договорных обязательств 25.06.2015 года строительство внутрипромысловой дороги на куст скважин № 1038 Федеровского месторождения нефти не окончено, объект в эксплуатацию не введен. Вопрос о введении в эксплуатацию указанного объекта и его соответствие утвержденным графикам проведения работ судьей районного суда не исследовался и не оценивался.
Между тем, указанное обстоятельство является значимым для установления состава совершенного Обществом правонарушения.
Актом осмотра лесных участков на предмет соблюдения договорных обязательств № 42/15-07 от 25 июня 2015 года зафиксировано, что на момент проверки водопропускные трубы завезены на участок. При рассмотрении жалобы установлено, что на момент проверки одна водопропускная труба была проложена, прокладка второй водопропускной трубы завершена 28.06.2015г. Следовательно, работы ОАО «Сургутнефтегаз» по укладке водопропускных труб проводились, водопропускной коллектор уложен в тело дороги в сроки и графики строительства, установленные проектной документацией.
Таким образом, факт подтопления лесного участка неправомерными действиями ОАО «Сургутнефтегаз» при проведении работ по отсыпке внутрипромысловой дороги на куст № 1038 Федоровского месторождения нефти материалами дела не подтверждается.
Кроме того, согласно картосхеме природных и антропогенных ландшафтов, имеющейся в материалах дела, на участке, где лесничим выявлено скопление вод, расположено три природных водных объекта. Согласно данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» максимальный уровень весеннего половодья р.Обь в 2015 году пришелся на 25-26 июня 2015 года и составил 829 см. Таким образом, наличие на указанном участке трех природных водных объектов, обилие осадков и подъем паводковых вод также могли привести к подтоплению лесного участка.
Поскольку достоверных и неопровержимых доказательств, свидетельствующих, что именно действия (бездействие) ОАО «Сургутнефтегаз» при проведении работ по отсыпке внутрипромысловой дороги на куст № 1038 Федоровского месторождения нефти привели к подтоплению лесного участка в квартале 165 выдел 5 ТО-Сургутское лесничество Ульт-Ягунского участкового лесничества материалы дела не содержат, а возможность в настоящее время определить причину подтопления лесного участка утрачена, решение судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л :
Жалобу представителя открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» ФИО1 удовлетворить.
Постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 03-1266/2015 от 05 октября 2015 год, и решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 декабря 2015 года вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры С.М. Ушакова